Инфляция высшего образования

Инфляция высшего образования

Наверное, все слышали выражение "Без бумажки ты - какашка, а с бумажкой - человек" и шутку "Забудьте всё, чему вас учили в институте. А, вы не учились в институте, извините, тогда вы нам не подходите".
.
Практически на любую должность в государственных и муниципальных учреждениях требуется диплом о высшем образовании. Родители, зная это, стараются всеми обеспечить свои детям его. Зачастую они даже говорят: " Получи диплом, а дальше делай, что хочешь".
.
Их можно понять, они хотят обеспечить детям некоторую подушку безопасности, чтоб они не остались на обочине жизни.
.
Но я хочу рассказать о причинах, почему высшее образование, особенно в социально-экономических и гуманитарных сферах, так сильно потеряло в цене
.
1. Любой выпустится из ВУЗа. В 90-е годы появилось много частных вузов и платных мест в государственных институтах, что позволяет поступать в университеты тем людям, которые не обладают достаточной базы знаний. В следствие этого преподавателям приходится объяснять материал, который студентам не только совершенно не интересен, но они и не в состоянии его понять. Из-за этого сессию сдают все люди, которые хотя бы сидели на парах, даже если они ничего не могли ответить. Поэтому через 4-5 лет получают диплом люди, которые не имеют абсолютно никаких знаний.
.
2. В Российских вузах практически нет практики. Зачастую "производственные практики" проходят только для галочки. Компании и учреждения, где их проходят, кстати, тоже не проявляют никакой инициативой и обычно заваливают студентов легчайшей рутинной работой, чтоб они "не могли ничего испортить". Поэтому придя после Вуза на работу, человек не имеет реальных навыков, которые нужны компании и проигрывает конкуренцию.
.
3. Люди, которые знают предмет, не пойдут работать в ВУЗ. Если в США зарплата доцента экономики в обычном вузе составляет около 55000 долларов в год или около 425 тысяч рублей в месяц,то зарплата в региональном российском институте у доцентов составляет около 40 тысяч рублей. И для этого он должен быть вовлечен в работу чуть ли не 24/7. Только самый любящий преподавание человек пожертвует собой и пойдёт на эту работу, но понятно, что таких единицы. И места занимают люди, которые ничего реально не умеют делать, кроме как читать лекции четко по учебнику. Также чаще всего они не следят за современными тенденциями и отстают от реальности лет на 5-10 в лучшем случае.
.
Даже в пенсионном возрасте директор какой-нибудь средней компании с зарплатой в 400 т.р. предпочтёт либо совсем уйти на пенсию, либо оставаться на своём месте несмотря на то, что он устал, чтобы не терять в доходе(кстати не освобождая его на молодых специалистов).
.
Можно привести еще много аргументов и примеров, например, про то, как в институте предлагают пройти 2-х недельные платные курсы для освоения какой-то профессии(а для чего тогда сам институт), но я закончу. Хочу лишь добавить, что в больших компаниях уже давно смотрят на конкретные знания и навыки человека, потому что ввиду перечисленных выше факторов наличие диплома о высшем образовании не говорит ни о чём.
.
Что по этому поводу думаете вы?
.
Также, если вам нравится эта публикация, больше подобного и других интересных постов вы сможете найти в моем телеграм-канале Понятная экономика. Заходите, смотрите и, если нравится, подписывайтесь)

77
13 комментариев

Статья рассказывает о потере ценности высшего образования в России

Саммари:
- ВУЗы выпускают малокомпетентных специалистов
- Поступление в ВУЗ доступно за деньги, без знаний
- ВУЗовская программа отстает от практических нужд
- Производственная практика не даёт реальных навыков
- Мало кто из знающих идёт преподавать за низкую з/п
- Рынок труда ориентируется на навыки, а не дипломы

Стараюсь выделять самое важное для вас.

2

Спасибо,конечно, но я,вроде, тоже коротко написал)

1

Стоит глубже посмотреть на вопрос. Мир стал очень динамичным и сложным. Профессию относительно легко сменить. В 17 лет нереально понять, что тебя профессионально цепляет. Задача высшем - как минимум - научить думать и дать основы профессии. Поэтому американский сценарий мне видеться более релевантным современности.

1

ну не знаю.. я к концу 70х точно знала (в 1 - 2 классе школы) кем хочу быть и что меня цепляет.. Другой вопрос, что поступив в ВУЗ в 90х я поняла, что выбранная спецциальность меня не прокормит с учетом новых реалий и я сменила вектор развития.. Вы считаете, что новое поколение так сильно уусохло в мозгах, что к 17 годам не способно анализировать?

Частично согласен, но всё же далеко не любую профессию легко сменить(стать врачом, физиком-ядерщиком, инженером). Относительно легко сменить профессию в смежной сфере. В России тоже есть хорошие институты, которые качественно дают образование, а главное - учат мыслить(ВШЭ, МИФИ - мировой уровень), но проблема в том, что их слишком мало, а вот очень "проходных" вузов - слишком много.

Не инфляция, а девальвация, учите основы экономики

ахахахахах, очень интересное дополнение. Можете пояснить неучу, почему девальвация?)

1