Возможно вам нужна Headless CMS?!

Бывало ли такое у Вас такое, что бизнес рос и вместе с ним росли требования к сайту? Более того, приходя с запросом в студию, вам говорили что надо все переписать или серьезно доработать, выставляя неудобные временные рамки? Возможно в этом случае тебе нужна Headless cms.

Сразу стоит оговориться. Мы не топим за повсеместное использование этой системы. Мы считаем, что каждой технологии свое место и не редко мы видим кейсы, когда клиенту подошла бы эта система, но поезд уже уехал.

Headless cms, простыми словами, это система которая позволяет генерировать типы данных и на основе этих данных создавать свой контент. Участие backend-разработчика, конечно, нужно, но оно будет минимально. Вам останется только найти фронтенд специалиста, который соберет сайт на основе этих данных.

Давайте рассмотрим на примере. Возьмем обычный сайт на wordpress cms (wp) — одна из самым популярных и бесплатных систем управления контентом. Благодаря большому количеству плагинов wp позволяет создавать сайты разных величин: от лендинга до интернет-магазина. Казалось бы, к чему тогда эта статья, если я Вам уже разрекламировал Wordpress? А потому, что все это хорошо до тех пор, пока сайту не понадобится масштабирование. Итак, дано: клиент, у которого есть план развития и, который как можно скорее хочет запустить лендинг и пустить рекламу о старте продаж.

Кратко рассмотрим список действий на примере wordpress cms и strapi как представителя headless cms в данной статье.

Wordpress:

— Верстаем страницу согласно дизайну клиента;

— В лучшем случае заполняем контент через встроенные средства Wordpress или какой-либо плагин, а в худшем, бывают случаи когда мы видим что контент «зашит» в коде проекта.

Strapi:

— Создаем универсальный элемент «Главная страница» и наполняем его;

— Верстаем страницу на основе готовых данных.

На данном этапе кажется, что нет никакой разницы чем пользоваться. Однако, из-за простого наполнения это можно сравнить даже с тильдой. Разница только в том, что вы можете позволить себе больше с точки зрения дизайна.

Продолжаем историю. Прошло три месяца и у клиента появилось желание вывести образцы товаров в нескольких визуально разных вариантах страниц, сделать несколько интерактивных страниц показывающее явное преимущество их продукции, вывести набор документов. То есть мы подошли к тому, что можно назвать сайтом-визиткой. Что нам необходимо сделать в данном случае?

Wordpress:

— В целом, wp позволяет все еще обойтись своими мощностями, но часто, в проектах которые приходят к нам, мы видим что для этого навешивают дополнительные плагины. Это скажем так не хорошо и не плохо, бизнесу сайт нужен как можно быстрее, а разработчикам хотелось бы его сделать как можно проще;

— Верстаем необходимые нам страницы согласно дизайну клиента.

Strapi:

— Создаем через панель администратора все необходимые нам типы данных и заполняем их необходимым контентом;

— Верстаем необходимые нам страницы согласно дизайну клиента.

На данном этапе у wordpress контент менеджмент сайта скорее всего будет не таким комфортным, как хотелось бы. А иногда даже запутанным. Увеличивается время на разработку за счет того, что набор данных не однороден и нужно больше уделять время каким то страницам, а ведь в идеальном мире также надо заложить расширяемость функционала сайта, что бы обеспечить будущие требования клиента.

Headless cms напротив не требует каких либо подготовительных этапов, достаточно просто создать и заполнить. Все действия контент-менеджера остаются неизменными. Расширяется только набор данных, которыми он будет управлять по знакомой инструкции.

Следующий этап. Клиенту необходимо отобразить этапы производства в виде интерактивной карты по которой мог бы двигаться пользователь на сайте.

Wordpress:

— За счет сложных анимации изображения и интерактивных элементов стандартный функционал cms никак не поможет. Тут всегда два пути: либо искать плагины, которые помогут нам в работе, либо придумывать свои решения. Администрирование контента становится еще сложнее. :(

— Верстаем страницы согласно дизайну.

Strapi:

— Создаем через панель администратора все необходимые нам типы данных и можем заполнять;

— Верстаем необходимые нам страницы согласно дизайну клиента.

Что бы не повторятся про сложность контент-менеджмента, сразу добавим финальный этап который хотел видеть клиент. Это было свое небольшое мобильное приложение, которое позволяло бы клиенту взаимодействовать с купленной продукцией, а также информация в виде новостей и акций.

Wordpress:

— Есть очень большая уверенность, что сайт уже непойми как администрируется. Интерактивная карта простоты не внесет.

— Задача на мобильное приложение — тут надо уточнить, что cms не решает вопрос создания самого приложения, но она выступает в качестве точки получения контента и взаимодействия с пользователем. И мы не можем сказать, что это нельзя сделать, но ничего удобного, а зачастую и хорошего из этого не выйдет.

Strapi:

— мы все также идем по накатанной: создаем необходимый тип данных и заполняем его. Основная работа кладется на фронтенд разработку.

— Вопрос с контентом для приложения также не будет проблемой. Однако нам также придется реализовать дополнительно взаимодействие с пользователем, но тут мы ничем не ограничены

Пройдя весь этот путь, по нашему мнению, мы имеем сложную и нагруженную систему на Wordpress. Панель администрирования становится не удобной, увеличивает риск человеческого фактора в неправильном администрировании. Сайт, который видит пользователь, может потенциально становится нагруженным лишними скриптами и стилями от чего его работа становится медленнее, а ошибки могут оказаться непредсказуемыми и даже фатальными. Их исправление может быть более трудоемкое, что влечет в свое очередь потерю потенциальных клиентов и слитых денег на рекламу. А также вопросы как улучшить показатели PageSpeed.

В то же время headless cms легко бы масштабировалась под наши потребности, а скорость сайта может достигать той же скорости, которая была бы с обычными html страницами. Мы можем задействовать крутых frontend-специалистов, которые смогут воплотить самые дерзкие дизайн-фантазии за счет реактивных технологий типа react или vue. И не то что бы в других случаях их нельзя задействовать, просто в данном примере они инфраструктурно дешевле. И это еще даже не говорилось про мультиязычное наполнение, защиту от XSS или CSRF атак, нестандартный контент набор и интеграции с внешними системами, когда невозможно решить вопрос лишь готовым плагином.

После такого сравнения можно было бы сказать, что для этих целей просто не надо было выбирать Wordpress. Однако, как одна из популярных cms именно ее очень любят использовать для всего. Можно было бы обойтись drupal, joomla, modx или 1C-Битрикс. Но справедливости ради, первые три также требует вмешательства backend-разработчика для доработки каждого этапа из нашего примера, а 1С-Битрикс пусть и может покрыть все потребности только за счет Инфоблоков, но уже требует оплатить лицензию, что может быть неоправданным, если мы не можем «выжать» из нее максимум функционала.

А как же интернет-магазин? Тут можно рассуждать очень долго. Все зависит от требований клиента, от которых мы отталкиваемся. С большой долей вероятностью мы не будем рекомендовать headless cms для этого. Как минимум, для крупного ритейла. Но его реализация будет не сложнее, чем на любой другой системе.

А как же минусы?

Прям каких то проблем мы не нашли, единственный нюанс: для работы headless cms, в частности strapi, необходим не хостинг, а vds. По текущим ценам это не имеет большую разницу, а иногда в сравнении с некоторыми хостерами и вовсе одинаково.

Подводя итог, мы можем сделать следующий вывод. Вам нужна Headless cms, если:

— Вы хотите простую систему управления контентом и не хотите привлекать it-специалистов для последующего управления;

— Вы хотите легко реализовывать сложные бизнес-процессы;

— Ваш сайт такой же динамичный, как и ваш бизнес, и вы хотите без боли масштабировать свою it-инфраструктуру;

— Вы не хотите зависеть от конкретных платформ и упираться в их потолок возможностей;

— Вы цените время и хотите получить сайт с уникальным дизайном в более быстрые сроки.

Свяжитесь с нами, и мы подскажем как лучше организовывать ваш бизнес в интернете!

33
Начать дискуссию