Год омниформатности

А вот и Олег со своим прогнозом

Год омниформатности

Возвращаясь с очередного «мультиквеста», проходившего одновременно в четырёх городах, задумался, какими разными вышли 2020 и 2021. Удалённой работы стало существенно меньше, и, похоже, в индустрии наступила ещё большая неразбериха, чем переломной весной 2020. Тут виртуальное, тут живое, тут не решили и на всякий случай анонсировали «гибридное мероприятие», а тут пришлось вообще отменить, потому что так и не решили.

Такая турбулентность стала отличным испытанием для производителей платформ. Те, кто увлёкся нишей «только онлайн» или пережидал («скоро всё будет как раньше, вот тогда…») с проверенным «только офлайн», ожидаемо проиграли.

А что же дальше? Побуду циничным футурологом: скоро на формат мероприятий вообще перестанут обращать внимание, и вопрос «онлайн или офлайн» в брифе сдвинется куда-нибудь строчку на пятую-шестую. Основания делать такое смелое заявление нам дают несколько успешных проектов, которыми мы заканчиваем год. Среди них были, с точки зрения формата, и те, и другие, и смешанные.

Но я могу описать их так, что вы ни за что не догадаетесь, какое из них в каком формате проходило.

«Игра в Катрана». Да, навеяно корейским суперхитом про кальмара, без насилия, но с провоцируемыми конфликтами, без жестокости, но с жесткой конкуренцией. Раньше мы не решались ставить участников в условия такого явного противостояния, подталкивать их к деструктивным действиям и даже дать увлечься ими… прежде чем они поймут, что в долгой перспективе сотрудничество всё-таки выгодно. Теперь – не пожалели, что решились: то ли пережитое за полтора года требует большей силы выплеска эмоций, то ли нашей аудиторией движет жажда действий – но формат, в котором команды, встречаясь и коммуницируя, не сразу понимают, сотрудничать им надо или соперничать – оказался востребованным.

«Вкус к развитию». Собирая пару сотен видавших виды «талантов» и предлагая им попробовать свои силы в «придуманной реальности», мы не то, чтобы пытаемся кого-то удивить – нет, мы запускаем недельный эксперимент с «чистого листа». Банковские регалии, навыки и опыт, приобретённый на рабочем месте – всё это может оказаться не очень к месту, если предстоит… ну, например, «раскручивать» ресторанный бизнес в условиях постоянных изменений, переменчивых вкусов аудитории и новых «вводных» каждое утро. Вместе с командами мы учились дисциплине и слаженности, переживали, когда приходилось вводить санкции за явные нарушения регламента («закон суров, но это закон») и вздыхали с облегчением, когда межкомандные конфликты и обиды уступали место сотрудничеству, вдохновению… и ощущению абсолютной реальности созданного на эту неделю мира.

«Энергия в руках». Термин «Географически распределенные команды» вошёл и в офисную, и в «ивентовую» жизнь много лет назад, однако и этот формат мы решили чуточку развить. Что если участники не знают заранее, кто там, в другом городе – товарищ по команде, а кто конкурент? Если жестко ограничить возможность взаимодействовать через мессенджеры и оставить, например, либо специальный чат в приложении, либо «голосовую связь», безо всякой возможности обменяться изображениями или видео, то обычная составная задача типа «пазл» (часть информации у одной команды, часть у другой) превращается в серьёзное испытание. Шкала без градуировки, «Чёрный ящик», схема разводки проводов к которому – у другой команды, и ещё несколько аналогичных задач, стилизованных под энергетический бизнес Заказчика, превратили обычный квест в мастер-класс по взаимодействию в условиях ограничений и времени, и каналов коммуникации.

Любое из этих мероприятий можно было бы провести в онлайн или офлайн. В «чистом» или смешанном формате. В одном городе или параллельно в нескольких. Эти кейсы объединяет наличие мощной идеологической составляющей: командообразование через конфликт, взаимодействие на расстоянии, развитие талантов в необычных условиях. От бизнес-симуляции длиной в неделю до пятиминутных экспресс-заданий с мгновенным созданием кросс-географических команд – проектируя всё это, мы в первую очередь задумывались о логике и контенте, а не платформе, которая эту механику обеспечит. И уж никак не о формате – потому что даже если бы заказчик резко передумал и перенёс всё из онлайн в офлайн или наоборот, нас бы это не смутило, не только в плане инфраструктуры, но и в части сценария.

Дело в том, что инфраструктура готова и «дозрела». Она гибкая, она позволяет создавать новые, удивительные игровые и симуляционные сценарии без единой строчки нового кода. И парадигма режиссуры мероприятий решительно – и, надеюсь, если не окончательно, то до следующей большой трансформации – сдвинулась от логистики к контенту.

«Зачем грустить по шумным выездным корпоративам, вы ведь не считаете «алкотимбилдинги» вершиной разнородной и многоярусной пирамиды event-индустрии?» – так хотелось закончить эту статью. Но тут я вспомнил, как полгода назад составлял список новых функциональных возможностей под общим заголовком «Почему я не придумал этого раньше?». Он получился длинным: трансформация индустрии заставила взглянуть по-новому и на пользовательские интерфейсы, и на оформление, и на режиссуру, причем вновь открытые идеи и рецепты оказались не «для онлайна», они универсальны.

И вот сейчас к этому списку добавился даже не новый пункт, а целый раздел: платформы для «новой реальности» подтолкнули нас к созданию новых сценариев, новых решений для организаторов мероприятий, новых смыслов. Реализация этих смыслов – главная тема нашей повестки в наступающем году.

Дорогие читатели, счастья вам, больших успехов и новых идей в 2022 году!

Начать дискуссию