Корпоративное обучение: как правильно организовать?

Источник изображения: Freepik
Источник изображения: Freepik

Сформулирована цель обучения сотрудников: что делать дальше? Какие шаги надо выполнить, чтобы подготовиться к запуску корпоративного обучения? Как правильно распорядиться ресурсами, выделенными для обучения?

Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко — бизнес-архитектор, эксперт по систематизации, цифровой трансформации, развитию и масштабированию бизнеса.

Реализую проекты по стандартизации и автоматизации бизнес-процессов на базе программ 1С. Помогаю компаниям зарабатывать больше и тратить меньше через эффективное системное управление.

В этой статье расскажу о том, как правильно организовать корпоративное обучение.

«От цели нельзя сразу переходить к действиям, должен быть составлен план достижения цели с помощью действий»

Продолжаем цикл публикаций про реализацию корпоративного обучения персонала.

По технологии управленческого цикла (подробнее о ней — в прикрепленной ниже статье Как эффективно управлять любым бизнес-процессом?) после того как завершено планирование процесса, т. е. сформулированы цели процесса, нужно описать организацию процесса.

Организация процесса — это комплекс действий, направленных на достижение целей процесса с помощью эффективного использования имеющихся ресурсов.

Далее я представил Топ-5 шагов правильной организации корпоративного обучения.

Если после прочтения статьи у вас возникли какие-либо вопросы, вы можете задать их мне в Телеграме:
Кроме этого, приглашаю вас подписаться на мой Телеграм-канал Артемий Про Бизнес. Там я рассказываю о том, как создать и развивать крутой бизнес, регулярно приносящий запланированную прибыль:

Шаг 1. Определите технологию обучения

Технология обучения — это совокупность методов и средств, которые будут использоваться в процессе обучения.

Методы обучения — это виды деятельности/коммуникации преподавателя и обучающихся (лекции, практические занятия, решение реальных кейсов, самостоятельные работы).

Средства обучения — это предметы, необходимые для применения методов (ПК, оборудование, книги, рабочие тетради).

Шаг 2. Выберите преподавателя и администратора

Преподаватель — это эксперт по теме обучения (внутренний или приглашенный), обладающий педагогическими способностями, ключевая из которых — умение четко, структурировано и уверенно транслировать информацию на публике.

Администратор — это специалист, отвечающий за организацию и контроль обучения (взаимодействие с обучающимися, контроль программы и бюджета, отчетность).

Не рекомендую объединять эти роли, т. к. у них абсолютно разные функции.

Шаг 3. Разработайте программу обучения

Программа обучения — это документ, в котором перечисляются разделы и темы занятий, для каждого занятия указывается плановая дата и длительность проведения, преподаватель, краткое содержание, необходимые ресурсы. Все занятия планируются с учетом выбранной технологии обучения.

Программа обучения обязательно должна предусматривать контроль полученных знаний через самостоятельную работу обучающихся — выполнение практических заданий, тестирование.

Шаг 4. Утвердите бюджет обучения

На основании программы обучения составляется бюджет. В бюджете обосновывается объем ресурсного обеспечения реализации обучения.

Такое обоснование выражается в расчете себестоимости каждого занятия и всего обучения в целом.

Себестоимость — это сумма ресурсов компании (человеческих, финансовых, материальных, информационных), требуемых для обучения.

Шаг 5. Разработайте алгоритмы проведения занятий

Алгоритмы проведения занятий — это инструкции по реализации программы обучения в контексте графика, правил и особенностей работы компании. Инструкции готовятся для всех участников процесса обучения: преподавателей, администратора, обучающихся.

Основная цель таких инструкций заключается в том, чтобы каждый участник понимал, что, когда и как он должен делать в рамках обучения. Например, администратор должен знать, как уведомлять участников о предстоящем занятии, об изменении расписания, вести учет посещаемости и активности; преподаватель — когда проверять выполненные задания и предоставлять по ним обратную связь.

Начать дискуссию