15 юридических ошибок продавцов на маркетплейсах

15 юридических ошибок продавцов на маркетплейсах

Приветствую! Меня зовут Юлия Соколова, я юрист с опытом более 13 лет и руководитель Центра правовой защиты “Бронежилет”.

Одно из направлений нашей деятельности - это защита селлеров, тех, кто торгует на маркетплейсах.

Разберу основные юридические ошибки селлеров, которые приводят в основном к денежным потерям, а иногда даже к уголовной ответственности.

  1. Итак, первая ошибка, которую селлер может допустить на старте - это продажи чужого товара в статусе самозанятого.

В связи с ограничениями, указанными в законе, самозанятый на маркетплейсе может торговать только товарами собственного производства или существенно переработанными им самим. Например, если вы взяли какую-то основу для хендмейда, украсили, переделали что-то, и получился практически товар собственного производства на основе ранее купленных вами материалов - так можно, а купить и просто перепродать - нельзя.

2. Игнорировать (не изучать оферту при выходе на маркетплейс) или не пытаться изменить договор с маркетплейсом, если его предлагают для подписания (через договор работают небольшие маркетплейсы и это большая удача - возможность скорректировать его условия).

Если Вам предложили договор к подписанию, обязательно попробуйте воспользоваться протоколом разногласий к договору, чтобы снизить штрафы и конкретизировать некоторые условия (в работе с небольшими маркетплейсами мне удавалось скорректировать ряд условий в пользу поставщика через протокол разногласий).

3. Не следить за изменениями Оферты.

Здесь можно нарваться на новые штрафы случайно. Для своих клиентов мы составляем карту рисков, изучаем Оферту и мониторим ее изменения.

4. Торговать подделками брендов, репликами (контрафактом), продавать товар под чужим (!) товарным знаком (зарегистрированным брендом) без согласия правообладателя.

Вот здесь при массовых продажах и крупном ущербе, светит не только гражданская и административная ответственность, но и ст.180 УК РФ.

5. Не регистрировать свой товарный знак.

Ваше обозначение бренда получит максимально возможную защиту только при его регистрации в качестве товарного знака.

6. Неверная маркировка товаров.

Когда маркируют с ошибками или вовсе игнорируют маркировку товаров при её обязательности.

7. Не оформлять договоры и акты с фотографом, дизайнером, теми, кто создает карточки товара.

При фотосъемке первоначально права распоряжения фотографиями возникают у фотографа.Чтобы они перешли к селлеру, необходимо подписать соответствующий акт.

8. Использовать чужие фотографии из интернета при продаже аналогичных товаров.

Взяли чужое популярное фото для повышения своих продаж? Будьте готовы к выплате компенсации за каждое фото - от 10 тыс. до 5 млн ₽.

9. Не следить за отчетами и не возражать на штрафы, которые выставляет маркетплейс.

У каждой площадки - свои правила, которые нельзя нарушать. Если мы вовремя не подали возражение на штрафы, значит мы с ними согласились. Важно подать возражения сразу же после того, как пришел отчет с “минусом”, потом отправить досудебную претензию и оспорить штраф в суде, если для этого есть основания.

10. При росте проекта бездумно делать дробление бизнеса на разные ИП, торгующие одним и тем же товаром под одним и тем же товарным знаком.

11. Игнорировать изменения законодательства в сфере маркировки интернет-рекламы.

12. Не запрашивать у поставщика документы на товар, если перепродаете чужой товар.

13. Продавать откровенно некачественный товар. В российском законодательстве закон чаще всего на стороне потребителя. Здесь больше потеряем, чем приобретем (в судебных спорах с потребителями, неустойках и штрафах).

14. Начинать бизнес в партнерстве, но не оформлять достигнутые договоренности документально.

Что будете делать в случае штрафов, убытков, утраты товара? Все случаи, в которых что-то может пойти не так (между вами или с внешними партнерами, проверяющими органами) необходимо закрепить в договоре.

15. Не реагировать на нарушение своей интеллектуальной собственности или товарного знака.

Если Ваше фото украли конкуренты или запустили свой товар в продажи под вашим товарным знаком, можно требовать не только устранения нарушений, но и компенсацию. Мы успешно добиваемся выплаты компенсации даже в досудебном порядке.

Вот пример: компенсация размером 91 500 ₽ от нарушителя. Эти деньги мы приносим нашим клиентам без длительных судебных тяжб с помощью грамотной претензионной работы.

15 юридических ошибок продавцов на маркетплейсах

Подписывайтесь на мой телеграм-канал и задавайте вопросы - разберем вашу ситуацию.

4 комментария

О каких "штрафах" вы, уважаемые юристы, можете писать, если по гражданскому законодательству в агентском договоре вообще невозможно вписать положение о штрафе или неустойке в пользу агента?) С маркетплейсами все заключают только агентские договоры, а штрафы обычно оформляют как услугу)

Ответить

Во-первых, не у всех маркетплейсов агентские договоры. Я встречала как минимум 3 вида договора + смешанные. Во-вторых, как ни назови, штраф/неустойка/минус в отчётах - это меры ответственности за нарушение правил площадки, под которыми подписался или поставил галочку поставщик. Зачастую недоказанное нарушение, которое можно и нужно оспаривать в досудебном и судебном порядке

Ответить

Киньте, пжл, ссылку на статью ГК РФ, согласно которой невозможно вписать положение о штрафе или неустойке в пользу агента. Ведь мы же помним, что по закону прямо не запрещено, то разрешено?

Ответить

Конечно нужно оспаривать. Сейчас Озон массово стал штрафовать, точнее, оказывать "услугу" за обработку "нарушений" в карточке товара. Такую "услугу" он оценивает не в 5 или 10 рублей с учетом того, что "нарушения" выявляет программный алгоритм, а в 10 000 рублей. Поэтому, если есть возможность, рассмотрите в следующей статье алгоритм оспаривания таких навязанных "услуг" с неадекватным ценником в суде. Думаю, к концу года у вас появятся десятки клиентов со счетами от Озон на 1,5 - 2 млн. руб. за эти "услуги")

Ответить