Юридические аспекты бизнеса: можно ли не возвращать предоплату за неоплаченные услуги?

Предлагаю сегодня затронуть юридическую сторону бизнеса, а именно разобраться: можно ли не возвращать предоплату клиенту, если по какой-либо причине он отказался от услуг? Ситуации бывают разные, но в любой важно знать правовую сторону во избежание неприятных последствий.

Отношения между заказчиками и исполнителями услуг регулируются ГК РФ. Если клиент физлицо, то также применяется Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП).

Иногда клиенты заранее договариваются об услуге и вносят предоплату. Это гарантирует исполнителю, что заказчик явится за услугой в оговоренный срок. А клиент может быть уверен, что в назначенное время не будут обслуживать другого клиента, услугу не продадут кому-то еще и цена не изменится. Размер предоплаты может быть любой ― 10%, 20%, 50%, 100% стоимости услуги ― зависит от договоренности сторон.

  • Удерживаем только понесенные расходы. Исполнитель услуг может удержать только расходы, которые он уже понес для заказчика ― п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 ЗоЗПП. Например, подготавливая зал для клиента, вы заказали в учет его предоплаты дополнительный реквизит. Чтобы не было спора с клиентом относительно удержанной суммы понесенных расходов, лучше все заявки на оказание услуг оформлять договором.
  • Предоплату за вычетом расходом возвращаем заказчику. Остальную часть внесенной предоплаты исполнитель обязан вернуть заказчику. В противном случае невозвращенная сумма будет считаться неосновательным обогащением заказчика ― п. 3 ст. 1103 ГК РФ. Предоплата должна быть возвращена заказчику в срок, предусмотренный договором. Если договором этот срок не установлен, то вернуть ее нужно в течение 7 дней со дня предъявления заказчиком требования о возврате ― ст. 314 ГК РФ. Взыскивать с заказчика упущенную выгоду, ссылаясь, например, на то, что в назначенное время в зале мог бы разместиться другой клиент, исполнитель услуг не вправе. Если предоплату заказчику не вернуть, то он может обратиться в суд, и тогда придется вернуть ему деньги с процентами. Кроме того, исполнитель должен будет возместить судебные расходы.
  • Некоторые компании включают в договор условие о штрафе, неустойке, которые обязан уплатить человек в случае отказа от услуги. Однако, такие положения договора незаконны, они ущемляют права потребителей ― п.1 ст. 16 ЗоЗПП.
  • Клиент не предупредил вас об отказе от услуги? В таких случаях исполнитель вправе не возвращать ему деньги и всю предоплату оставить себе. Но если окажется, что заказчик не смог воспользоваться услугой не по своей вине, например, по дороге попал в ДТП, то придется ему вернуть предоплату. Исполнитель может удержать из переплаты только понесенные расходы ― ст. 781 ГК РФ.

Поделитесь своим опытом, и как заказчик услуг, и как, возможно, владелец бизнеса, какой опыт встречается чаще – соблюдение данных законов и условий или нет?

Начать дискуссию