Синхронизация санкционных режимов и как это влияет на российский бизнес

Синхронизация санкционных режимов и как это влияет на российский бизнес

Мы проанализировали санкционные тренды и можем заявить, что западные страны все больше синхронизируются в своих ограничительных программах. Если раньше санкции США и санкции ЕС имели отличия, то сейчас между ними все больше общего.

К примеру, для США всегда были характерны экстерриториальность и вторичные санкции. Однако теперь эту тенденцию подхватила и Европа в своем 14-ом пакете. 5-ая статья гласит, что ЕС имеет право вводить ограничительные меры в отношении определенной товарной номенклатуры без указания их производства в ЕС.

Более того, в июле ЕС обновил санкционные правила по критериям собственности и контроля над компаниями: подсанкционное лицо считается владельцем компании, если ему принадлежит 50% или более капитала. Ранее в «Лучших практиках ЕС» говорилось о владении более чем 50%. Однако здесь значительных сложностей у бизнеса не должно возникнуть, так как и изменения в правилах больше носят формальный характер.

Добавлено, что доли участия нескольких подсанкционных компаниях должны суммироваться. Если совокупная доля превышает 50%, компания считается находящейся в их собственности. Этот принцип аналогичен американскому правилу 50%, введенному в 2008 году и усиленному в 2014 году, когда суммирование долей стало обязательным.

Евросоюз расписал более подробно признаки контроля подсанкционного физического или юридического лица над другой организацией. Так, если подсанкционное лицо владеет 40% акций предприятия, а другие акционеры имеют по 10%, это может привести к проверке на наличие других признаков контроля.

Далее. Если менеджмент выкупил акции, но подсанкционное лицо сохранило право выкупа обратно на выгодных условиях, это может вызвать дополнительное внимание со стороны контролирующих органов. Если акции были переданы новому владельцу незадолго до или после внесения предыдущего владельца в санкционный список, это может служить поводом для проверки на наличие влияния предыдущего владельца.

Участие в управлении номинальных лиц (члены семьи или бывшие сотрудники), или аномально низкая цена выкупа акций новым владельцем могут быть звоночками для проверки. Сложные корпоративные структуры, включающие номинальные компании, ООО или трасты, связанные с подсанкционным лицом, также представляют угрозу.

Какие последствия это все несет для бизнеса?

Изменения в определении контроля могут заставить органы стран ЕС строже оценивать реструктуризацию корпоративных групп с подсанкционными лицами. Все это может привести к пересмотру статуса компаний, которые ранее не считались подсанкционными. Также будут тщательнее исследоваться случаи реструктуризации с участием трастов.

Глобально данные разъяснения адресованы европейским компаниям и регуляторам, для российских лиц ничего значительно не поменяется. Однако стоит учитывать, что данные тренды со стороны европейских стран идут все больше в ногу с американскими правилами. Это явление очень важно учитывать не только в контексте критериев собственности и контроля над компаниями, но и в глобальном понимании развития санкционных программ. Если в США прослеживается стратегия развития вторичных санкций, то со стороны ЕС, скорее всего, будут развиваться похожие тенденции в том числе.

22
Начать дискуссию