Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

В прошлой статье мы упомянули СДВГ, приветствуем "виновника" в данной:

Мы пренебрежительно отнеслись назвав модным? Получите-распишитесь, аналогичное мнение в научной статье, вводная информация? Приступим.

<i>Омега3, разновидности магния, целенаправленная добавка для СДВГ? Вы знаете куда писать.</i>
Омега3, разновидности магния, целенаправленная добавка для СДВГ? Вы знаете куда писать.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — нарушение, связанное с работой мозга, которое проявляется в детстве. СДВГ никак не влияет на умственные способности ребёнка, но делает его невнимательным, эмоциональным и нетерпеливым.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и взрослых часто возникают трудности с контролем своего поведения.

Импульсивность у людей с СДВГ может привести к конфликтам с близкими, семьей или коллективом в школе или на работе. В результате, на фоне этого синдрома могут возникнуть другие психологические или психиатрические расстройства, такие как проблемы с самооценкой и депрессивные состояния.

Чаще всего признаки СДВГ замечают у детей ещё в дошкольном возрасте, но диагноз обычно ставится в 7-8 лет, когда ребенок начинает учиться в школе.

Это заболевание не влияет на интеллект, но может серьезно затруднять успехи в учебе, дисциплинированность и выполнение требований учителя.

Важно отметить, что процент диагностированных случаев СДВГ сильно разнится в разных странах. Например, в США распространенность этой патологии среди детей достигает до 20%, в то время как в Великобритании она составляет от 1 до 3%.

Эти различия могут быть обусловлены методами диагностики, социальными нормами и классификациями поведенческих расстройств в разных странах. Некоторые специалисты могут не признавать СДВГ как реальное заболевание, что также влияет на статистику.

Родители, в свою очередь, могут не обращать внимание на проявления синдрома, списывая их на сложный характер ребенка, и не обращаться за консультацией к врачу.

Виды СДВГ

Существуют два вида СДВГ: детский и взрослый. Обе формы заболевания имеют общую причину, но проявляются по-разному в зависимости от возраста и развития функций головного мозга.
Также синдром можно классифицировать по основным признакам, которые проявляются в поведении: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

По ведущим признакам:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеет несколько типов, которые проявляются в разном возрасте и с различными характеристиками. Один из типов, преимущественно гиперактивный и импульсивный, обычно диагностируется у детей дошкольного возраста или учеников младших классов.

Этот тип характеризуется необычным бесстрашием ребенка, которое может привести к травмам, а иногда проявляется в агрессивном поведении.

Другой тип, преимущественно невнимательный, чаще диагностируется в подростковом возрасте и составляет до 30% всех случаев СДВГ. У таких детей трудно сосредоточиться на задачах, они не могут довести дело до конца и выполнять рутинные действия. Они быстро теряют концентрацию и отвлекаются на посторонние, более интересные для них вещи.

Самый распространенный тип СДВГ - смешанный, который составляет около 50-75% всех случаев. В этом типе нарушения сочетаются признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

С возрастом гиперактивность и импульсивность становятся менее заметными, а проблемы с концентрацией на задачах остаются неизменными.СДВГ может быть самостоятельным заболеванием или проявляться вместе с другими нарушениями. В зависимости от этого выделяют осложненный и неосложненный типы нарушения.

Синдром дефицита внимания часто сочетается с оппозиционным расстройством, которое проявляется патологическим непослушанием, агрессивным поведением, игнорированием просьб и несоблюдением установленных норм поведения.

При тяжелых патологиях, таких как аутизм или умственная отсталость, СДВГ также может присутствовать, но в основном как следствие или составная часть симптомокомплекса, где основную клиническую картину занимают проявления первичного нарушения.

СДВГ может проявляться в разной степени выраженности.

Легкая форма характеризуется незначительными проявлениями гиперактивности и импульсивности, где человек немного более активный и эмоциональный, чем другие, иногда рассеянный.

Средняя форма характеризуется значительной активностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Человек часто теряет вещи, быстро переключает внимание и не может долго сидеть на месте.

Тяжелая форма характеризуется очень заметной импульсивностью и гиперактивностью на фоне других людей и при личном общении. НаблюдаютНаблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева, неприличное поведение.
Проявления СДВГ могут обостряться при стрессе, ярких эмоциях и недостатке физической активности.

Любимое тех, кто любит ставить диагнозы самостоятельно - симптоматика

Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могут значительно отличаться. Клиническая картина заболевания зависит от того, какой из признаков синдрома является ведущим - гиперактивность, импульсивность или их комбинация.
Гиперактивность проявляется непоседливостью и постоянным желанием двигаться. Дети с СДВГ могут испытывать проблемы со сном, постоянно бегать, ходить, прыгать или лазить без видимой причины. Их движения обычно бесцельны и хаотичны.

Дети с СДВГ часто проявляют гиперактивность, совершая множество бессмысленных движений и стремясь к активной физической активности, даже если это неуместно.

Импульсивность проявляется быстрой реакцией на любые события. Люди с СДВГ часто нетерпеливы, говорят очень много, часто перебивают других и вмешиваются в разговоры, не дожидаясь своей очереди или ищут способы обойти ее. Они совершают необдуманные и нелогичные поступки, выражают эмоции без размышления о последствиях. Из-за этого дети с СДВГ часто ссорятся или подвергаются травмам.

Дефицит внимания проявляется в неспособности ребенка сосредоточиться на неинтересных для него задачах, таких как счет палочек, изучение букв и цифр, запоминание непонятных стихотворений.

По мере взросления гиперактивность и импульсивность становятся менее заметными, но дефицит внимания, как правило, сохраняется.

С занятиями, которые вызывают интерес, у ребёнка при этом проблем не возникает: он может подолгу, как и другие дети, играть в любимые игры, смотреть мультфильм или увлекаться чем-то приятным для него.

В норме ребёнок может без проблем сосредоточиться даже на неинтересном занятии в течение некоторого времени. Для каждого возраста продолжительность фокусировки внимания разная. Так, для детей 3-4 лет это в среднем 5–10 минут. С возрастом время концентрации увеличивается, и дети в 7–8 лет могут сохранять её около получаса.

Однако если ребёнок в возрасте 12 лет не может удержать внимание даже на 5–10 минут (на что в норме способны уже 3-летние дети), это может говорить о дефиците внимания.

Проявления СДВГ у подростков и у взрослых

СДВГ встречается у примерно 50–80% людей в подростковом и взрослом возрасте. Со временем синдром становится менее заметным, но сохраняется некоторая импульсивность и эмоциональная лабильность. Люди с СДВГ проявляют нетерпеливость, чрезмерную возбужденность и бездумные действия, такие как бессмысленные траты и суетливость.
У взрослых с СДВГ наблюдаются проблемы с вниманием, такие как неспособность рационально распределять время, определять приоритеты и завершать задачи. Задачи, требующие запоминания информации и длительного умственного напряжения, могут быть особенно трудными для них.
Также люди с СДВГ часто меняют свои увлечения и редко доводят начатые дела до конца. У взрослых с СДВГ выделяется тревожность и неспособность эффективно управлять временем, устанавливать приоритеты и концентрироваться.
Важно отметить, что проявления СДВГ могут различаться в зависимости от пола. У девушек и женщин чаще встречается невнимательный тип СДВГ, с умеренной гиперактивностью. Эти черты часто считаются особенностью женского поведения и им не придают большого значения.
У юношей и мужчин обычно диагностируют смешанный тип СДВГ, который включает невнимательность и вспыльчивость. Люди с этим типом расстройства могут испытывать проблемы в общении, попадать в ДТП из-за импульсивных действий на дороге и ввязываться в конфликты.

Все это может сопровождаться постоянным чувством тревоги и вины из-за невозможности справиться со всеми задачами и достичь успеха в учебе или карьере.

Причины СДВГ

До сих пор не выявлена конкретная причина развития синдрома дефицита внимания у детей. Однако ученые отмечают, что у детей с СДВГ наблюдаются изменения в работе некоторых частей мозга.

Например, лобная доля, префронтальная и задняя теменная кора, ответственные за исполнительские функции, такие как контроль эмоций, поведения, социально неприемлемых реакций, а также активное внимание, планирование деятельности, движений и речи.

Дети с СДВГ испытывают трудности в контроле своего поведения из-за особенностей работы мозга.

Существуют две основные группы причин, вызывающих изменения в работе мозга: генетические и биологические. Генетическая предрасположенность является одной из основных причин развития СДВГ.

Наследуемость патологии от родственников составляет около 76%.Обычно дети наследуют мутации в генах, отвечающих за обмен дофамина и норадреналина.

Эти нейромедиаторы отвечают за передачу сигналов между клетками мозга. Неправильный обмен нейромедиаторов приводит к нарушениям работы мозга и появлению характерных признаков СДВГ.

Факторы риска СДВГ

Как уже упоминалось, СДВГ возникает из-за дефектов в работе мозга, что является основной причиной заболевания. Однако под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды симптомы СДВГ могут усилиться.

Факторы, которые могут усугубить состояние при СДВГ, включают социальные, психологические и пищевые факторы.

Социальные факторы включают внутрисемейные конфликты, наличие агрессивных людей в окружении, серьезные ссоры между родителями, алкоголизм в семье и физическое наказание.

Эти факторы размывают различие между "хорошим" и "плохим" поведением. Например, если ребенок видит, что его родители ссорятся или применяют насилие к нему (удары, физическое удержание), он может считать такое поведение нормальным и использовать его в отношении сверстников, не сдерживая себя.

Психологические факторы включают ругань, осуждение и критику со стороны взрослых, которые не учат ребенка справляться с его импульсами. В результате ребенок становится более замкнутым, развивается низкая самооценка, пропадает мотивация исправлять свое поведение или обсуждать проблемы самоконтроля с взрослыми.

В некоторых случаях ребенок может стать более раздражительным и проявлять агрессивное поведение.

Пищевые факторы включают недостаток веществ, необходимых для работы мозга, что может способствовать развитию симптомов СДВГ. Это включает различные витамины, макро- и микроэлементы (особенно магний) и полиненасыщенные жирные кислоты омега-3.

Осложнения СДВГ

СДВГ не вызывает других заболеваний, но может привести к социально-психологическим нарушениям, таким как трудности в общении с людьми и в установлении отношений. Часто это приводит к низкой самооценке и чувству неполноценности из-за неудач в учебе.
Взрослые с СДВГ могут столкнуться с проблемами на работе и социальным неблагополучием, таким как увлечение наркотиками, алкоголем, совершение преступлений и нарушение закона.

Диагностика СДВГ

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности в основном проводится психиатрами.
Сначала врач проводит опрос родителей ребенка или уточняет у самого пациента, какие симптомы он замечает и как давно они проявляются. Основным показателем для диагностики СДВГ является наличие симптомов нарушения в детстве.
Если у ребенка подозревается СДВГ, врач может спросить у матери о течении беременности. Затем специалист уточнит, в каких условиях живет пациент и как он ведет себя в разных ситуациях: дома, на улице, в школе или на работе.
Во время опроса врач наблюдает за поведением пациента и при необходимости проводит дополнительные тесты на двигательные функции, рефлексы, координацию и чувствительность различных частей тела.
Для оценки состояния организма и выявления возможных нарушений со стороны внутренних органов (которые могут влиять на поведение детей и взрослых), врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.

Неусидчивость и избыточная активность могут быть проявлениями некоторых патологий, поэтому также необходимо исследовать функцию щитовидной железы, надпочечников, половых желёз.

Диагностика психического состояния пациента включает:

Для оценки пространства и времени, врач может задавать вопросы о текущем местоположении, месте жительства и текущей дате.

Оценка речевого развития включает способность отвечать на вопросы, поддерживать беседу, понимать сложные предложения и слушать до конца.

Когнитивные функции, такие как причинно-следственные связи, логика и анализ, также оцениваются.

Важно также проверить способность фокусировать и удерживать внимание, не отвлекаясь на посторонние предметы.

Для проверки интеллекта, логики и внимания могут использоваться различные упражнения, шкалы и тесты. Например, таблицы Шульте могут использоваться для поиска или распределения цифр в определенной последовательности. Счёт по Крепелину может включать вычитание и сложение однозначных и двузначных чисел. Корректурная проба Бурдона предполагает поиск и вычеркивание определенных символов из несвязного текста.

Для окончательной диагностики СДВГ, врач может проверить соответствие симптомов списку из диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), разработанного психиатрами из США. Согласно этому руководству, диагноз "СДВГ" ставится, если у ребенка после 12 лет есть не менее 6 симптомов из списка. Для диагноза "СДВГ" у лиц старше 17 лет достаточно 5 симптомов из двух категорий, связанных с дефицитом внимания и гиперактивностью/импульсивностью.

Симптомы дефицита внимания по DSM-5:

Часто не уделяет внимания деталям, по небрежности допускает ошибки в выполнении заданий в школе или на работе.

Часто испытывает проблемы с концентрацией внимания во время игры или при выполнении заданий (на уроках, во время разговоров, лекций, чтения).

Часто выглядит так, будто не слышит обращённую к нему речь (кажется, что человек на чём-то сконцентрирован, хотя видимый объект фокуса внимания отсутствует).

Часто не доводит до конца начатые дела: домашнюю работу, обязанности по дому или на рабочем месте. Не может строго следовать инструкциям, быстро отвлекается.

Часто испытывает трудности в организации и планировании деятельности. Работает хаотично. Не может распределить время, нарушает сроки выполнения задач. Не справляется с последовательными действиями, не поддерживает порядок на рабочем месте.

Часто избегает задач, требующих постоянной умственной работы (подготовка больших домашних заданий, у взрослых — курсовых работ, больших отчётов).

Часто теряет вещи разной значимости (от карандашей, резинок для волос и тетрадей до кошелька, банковских карт, ключей от дома, документов, мобильных телефонов).

Часто отвлекается на посторонние раздражители (у детей это могут быть игрушки или любые другие интересные объекты, у подростков и взрослых — даже собственные мысли, не связанные с основной задачей).

Часто забывает о делах (о назначенных встречах, задачах, обязанностях).

Симптомы гиперактивности и импульсивности по DSM-5:

Часто проявляет непоседливость, совершает бесцельные движения пальцами, руками и ногами.

Часто нарушает правила и покидает своё место в классе или на работе, даже если это запрещено, например, на уроке в школе или на совещании в офисе.

Часто бегает вокруг предметов или лазит, даже когда такое поведение неуместно (у подростков и взрослых может вызывать чувство беспокойства).

Часто не может сосредоточиться и заниматься одной деятельностью в течение длительного времени.

Часто беспокоится и не может сидеть неподвижно, например, в кафе или на совещаниях.

Часто говорит много и бесцельно. Особенно это заметно, когда разговор неуместен или не имеет смысла.

Часто отвечает на вопросы без размышления или не дослушивает их до конца.

Часто проявляет нетерпение и не может спокойно ждать своей очереди, стремится обойти её.

Часто перебивает и вмешивается в разговоры других людей. Может использовать чужие вещи без разрешения, вмешиваться в работу коллег, брать на себя задачи без их согласия.

В сложных случаях может потребоваться проведение аппаратной диагностики СДВГ. В таких случаях пациента направляют на энцефалограмму (которая отражает функциональную активность различных частей мозга), реоэнцефалограмму (позволяющую оценить функцию сосудов головного мозга), а также на эхоэнцефалограмму и компьютерную или магнитно-резонансную томографию — эти исследования используются при подозрении на врожденные или приобретенные патологии головного мозга.

Обычно диагноз "СДВГ" ставится на основе анамнеза, симптомов, поведения пациента и результатов тестирования. Аппаратная диагностика применяется реже.

Лечение СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности успешно лечится, если родители ребёнка вовремя обратились к врачу. Существует два основных метода коррекции симптомов СДВГ: психотерапевтический и медикаментозный.

Около трети детей, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, вырастают из этого состояния. С возрастом их мозг адаптируется к особенностям обмена нейромедиаторов или восстанавливается, и симптомы становятся практически незаметными.
Однако около 50% взрослых, у которых был поставлен диагноз СДВГ в детстве, отмечают, что симптомы все еще присутствуют. Это затрудняет их общение с другими людьми, карьерный рост и личные отношения.
Хорошие семейные отношения, своевременная психотерапия или лечение медикаментами, а также компетентная работа педагогов в процессе обучения могут положительно повлиять на прогноз развития синдрома.
Если СДВГ сочетается с другими психическими заболеваниями или травмами, прогноз становится менее благоприятным. Развитие синдрома может ухудшить состояние пациента и привести к ухудшению его качества жизни.

Вспомогательные методы терапии

Пациентам с СДВГ рекомендуется регулярная дозированная физическая активность — она улучшает состояние и снимает симптомы гиперактивности у детей.

Также детям и взрослым с синдромом дефицита внимания и гиперактивности следует правильно питаться, соблюдать режим дня, спать не менее 8 часов в сутки.

Прогноз СДВГ

Около трети детей, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, вырастают из этого состояния. С возрастом их мозг адаптируется к особенностям обмена нейромедиаторов или восстанавливается, и симптомы становятся практически незаметными.
Однако около 50% взрослых, у которых был поставлен диагноз СДВГ в детстве, отмечают, что симптомы все еще присутствуют. Это затрудняет их общение с другими людьми, карьерный рост и личные отношения.
Хорошие семейные отношения, своевременная психотерапия или лечение медикаментами, а также компетентная работа педагогов в процессе обучения могут положительно повлиять на прогноз развития синдрома.
Если СДВГ сочетается с другими психическими заболеваниями или травмами, прогноз становится менее благоприятным. Развитие синдрома может ухудшить состояние пациента и привести к ухудшению его качества жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Нужны ключи для подконтрольного улучшения каждой сферы своей жизни?
Доступны в нашем телеграм канале, подробное описание и быстрый ответ 24/7 специально для Вас.

Источники

  • Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.
  • Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.
  • What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.
  • Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015
  • Song P., Zha M., Yang Q., et al.. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009
  • Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., et al. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025
Контент для взрослых
Начать дискуссию