Аутстаффинг в IT: как мы подбираем специалистов для других компаний
Привет! Меня зовут Костя Мовчан, я руководитель направления аутстаффинга в AGIMA. Мы помогаем другим компаниям быстро усилить команду за счет наших специалистов. История простая:
В этой статье расскажу, как работает аутстаффинг, в каких случаях он нужен, а в каких нет. Отдельно остановлюсь на том, как мы построили работу в этом направлении.
Дисклеймер
В классическом представлении аутстаффинг — это регулируемая со стороны государства процедура. Участвующие компании должны проходить определенные аккредитации, соответствовать требованиям к менеджменту и уставному капиталу. Мы же в этой статье говорим про форму аутсорсинга, а само понятие «аутстафф» — это в нашем случае маркетинговая обертка.
Классический аутстаффинг предполагает много условий и ограничений, и заниматься им могут только специализированные компании. Мы же предоставляем специалистов только под определенные задачи. Суть в том, что у нас в команде есть уникальные компетенции, которыми мы готовы делиться, чтобы закрывать отдельные задачи наших заказчиков.
Как мы понимаем разницу между «аутстаффингом» и аутсорсингом
Аутстафф и аутсорс внешне похожи, особенно с точки зрения юридического оформления. Но различия всё же есть.
Аутсорсинг начинается там, где заказчику нужна всеобъемлющая экспертиза по проекту, когда у него своей нет. Мы продаем не просто рабочие часы специалистов, но экспертизу и продакт-менеджмент. У нас есть целые выкупные продуктовые команды. У команды есть костяк специалистов, который по умолчанию ведет проект, все другие специалисты привлекаются по необходимости, например, продуктовый аналитик или тестировщик. Главная особенность в том, что мы сами ставим себе задачи, сами решаем, как достичь целей заказчика.
Аутстафф — это форма работы, в которой нашей ответственности меньше. Мы отчасти отвечаем за результат и сроки, но постановкой задач и контролем качества занимается заказчик. Поэтому наших специалистов могут брать даже в разные команды. HR-процессы тоже отчасти на стороне заказчика: он сам выбирает специалиста в команду, мотивирует его и выстраивает эффективное взаимодействие. Мы лишь помогаем «прощупывать» сотрудника: всё ли у него в порядке, не выгорает ли он.
Кому и зачем нужен аутстафф
Во-первых, это история для компаний, которые могут управлять IT-персоналом, имеют зрелые IT-процессы и внутренние компетенции. И им действительно нужно уложиться в сроки под какой-то кратковременный проект, нужно масштабироваться. В более долгосрочной перспективе такое количество специалистов и с таким стеком им не нужны. Они приходят и берут людей точечно.
Во-вторых, это может быть экспериментальный RnD-проект, который еще не находится с точки зрения коммерциализации в основном бизнес-стриме. Его пытаются реализовать, дальше протестировать и уже в случае нужного выхлопа настроить бюджетирование. Поскольку это еще не целевой проект, который запущен в работу, то здесь тоже специалистов нанимают на относительно короткий период: полгода или год. Иногда больше, зависит от проекта. И только когда проект начинает работать, нужных специалистов можно нанимать в штат.
В-третьих, когда у компании всё в порядке со сроками и сам проект уже давно не экспериментальный, но существует необходимость поработать с новым стеком, а внутренней экспертизы нет.
Аутстафф на примере AGIMA
Для AGIMA обе формы сотрудничества — и аутстафф, и аутсорс — не в новинку. За прошедший год к нам обратилось несколько десятков крупных компаний, и у всех была одна цель: быстро усилить свою команду экспертизой, которой мы можем поделиться. Более 100 специалистов мы предоставили именно по аутстафф-модели.
В этом году мы решили сделать стратегический акцент на аутстаффе, будем выводить людей именно в штат под потенциальные запросы. Поэтому сейчас формируем бенч из ребят, которые будут участвовать в проектах аутстафф-характера.
Скамейка формируется в момент, когда человек освобождается. Бенч имеет весьма динамичный характер. Например, мы начали выводить ребят на бенч под аутсафф, и тут же для них появились аутсорс-проекты, где требуется их участие. Предлагать рынку этих специалистов мы уже не можем. Один и тот же специалист не может работать в обеих моделях, так как на аутстафф-проектах предполагается FTE-загрузка (Full-time Equivalent). В то же время в штате бывают специалисты, которые высвобождаются в перспективе одного-двух месяцев. Они имеют потенциал попасть на скамейку.
Глобально это история про вовлеченность специалистов в нашу внутреннюю жизнь: более интенсивно мы будем с ними взаимодействовать именно в рамках клиентских проектов, реже — в рамках аутстаффинга.
Организация процесса: от запроса до вывода
Скорость вывода и стоимость специалиста — это два ключевых фактора, которые влияют на принятие решений. И только потом заказчик изучает самого специалиста, оценивает его хард- и софт-скиллы.
Но начинается всё с запроса.
Поиск подрядчика на аутстафф происходит разными способами, всё зависит от компании-заказчика. Например, кто-то оставляет заявку через автоматизированные площадки, у кого-то есть свои площадки, как у X5. Мосбиржа это делает через B2B-центр. Тинькофф публикует запросы через свой телеграм-канал. Кто-то присылает информацию на почту.
Однако, чтобы иметь возможность дотянуться до таких запросов, необходимо провести аккредитацию специалистов. Это нулевой этап, на котором заказчик формирует себе представление о том, что мы за компания. Такой подход характерен для крупных компаний, которые не ходят по лендингам, не читают маркетинговые призывы.
Дальше обработка заявок.
Мы стараемся всё закрывать за 3 дня. Иногда 5 дней, если речь идет о выводе команды. Наша скамейка запасных помогает нам поддерживать в актуальном состоянии информацию о занятости наших специалистов и быстро находить нужных людей для заказчика. В том числе у нас есть большая партнерская сеть, которую мы привлекаем. Это другие компании с нашего рынка, у которых тоже бывает, что простаивают специалисты. С этими компаниями у нас есть сводный бенч специалистов. Такая опция позволяет нам закрывать срочные и важные запросы в максимально сжатые сроки.
Но и в этом случае наш центр компетенций проводит анализ квалификации таких специалистов и только после этого принимается решение о релевантности запросу заказчика.
Чтобы заказчик быстро получил нужные резюме, с нашей стороны запускается масштабный процесс, которые остается невидимым снаружи. В работу вступает отдел ресурсного обеспечения, где все процессы оцифрованы и регламентированы, настроено четкое взаимодействие менеджмента и наших цехов — количество коммуникаций бешеное.
Много времени уходит на подготовку CV, потому что не у всех специалистов оно есть или есть в хорошем качестве. Может быть резюме на HeadHunter, но формат исторических перемещений между юрлицами не так интересен заказчику, как опыт специалиста, который чаще всего представлен в таких резюме не особо четко. Мы помогаем сформировать CV, которые раскрывают потенциал специалиста с точки зрения его прикладного опыта. В каких командах он работал, какие роли выполнял, как происходило взаимодействие, какие функции/задачи/ограничения были в рамках реализации. Эта информация позволяет заказчику лучше понять, как человек рос профессионально, какая у него насмотренность и кругозор.
Весь процесс вывода специалиста занимает две недели — от первого запроса до его первого рабочего дня на проекте заказчика.
Портрет специалистов на аутстаф
Стеки, которые у нас выдаются на аутстафф, фактически дублируют наши основные услуги. Ведь специалист попадает на скамейку запасных, только когда освобождается от наших внутренних проектов.
Ключевой стек такой:
- Backend: PHP, Python, Go, Java, .Net.
- Frontend: Vue, React, Angular, Typescript.
- Mobile: Kotlin, Java, Swift, Objective-C, Flutter, React Native.
- QA: ручное и автоматизированное функциональное тестирование под платформы Web/Mobile.
- DevOps.
- Системная и бизнес-аналитика.
- Дизайн и проектирование (UX/UI).
- Продуктовая аналитика: продакт-менеджмент, аналитика, UX-исследования.
- ML и Big Data: Data Scientist, BI-аналитики, ML-инженеры, менеджмент проектов.
Поэтому, когда заказчик спрашивает, сможем ли мы предоставить ядро, которое имеет опыт взаимодействия, чтобы не нужно было устанавливать процессы, мы отвечаем да.
Например, для «Пятёрочки» AGIMA предоставила готовые команды мобильной разработки и продуктовой аналитики. Команды быстро интегрировались в процессы заказчика и приступили к работе. В результате в сжатые сроки смогли интегрировать в приложение «Пятёрочки» два новых сервиса — «Х5 Банк» и Экспресс-Скан. Помимо этого, помогли клиенту выстроить работу с большими данными — развернули необходимую инфраструктуру для внедрения Self-Service-аналитики. Все подробности найдете в кейсе.
Отдельно отмечу, что часто в ходе аутстафф-проекта у клиента возникаем потребность в какой-то дополнительной экспертизе, которая требуется чуть-чуть, точечно. Например, у «Пятёрочки» была история с построением продуктовой аналитики, где мы параллельно помогли сформировать потребности к тому, что нужно размещать в продукте. И впоследствии генерировали задачи в бэклог для команды разработки.
Для клиента это удобно — получить и аутстафф-команду, и дополнительную экспертизу из одного окна, а для нас — несложно. Поэтому мы всегда рады помочь бизнесу нужной экспертизой без сложных закупочных процедур и реализовать клиенту дополнительные полезные фичи.
Как получить в команду аутстсафф-специалиста
Теперь мы разобрались во всех нюансах. Осталось только рассказать, как подобрать аутстафф-специалистов. Всё просто:
- Мы сделали таблицу, в которой всегда можно увидеть, какие специалисты у нас доступны.
- Если в этой форме нет того, кто вам нужен, можно заполнить форму — мы быстро найдем такого сотрудника на рынке.
- У нас есть чат, где различные компании делятся информацией о доступных специалистах.
- Больше подробностей можно узнать на этой странице.
Комментарий недоступен