{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стоит ли отдавать ребёнка в IT? Если да, как и куда?

Слёрм готовит курс по программированию для школьников, и мы хотели понять, нужен ли он и каким должен быть. Пару недель назад мы провели опрос среди ИТ-специалистов «Отдали бы вы своего ребенка в IT?». На момент подведения итогов около 550 человек приняли участие в опросе. И около 40 написали развернутые комментарии: не все они содержательные, но некоторые — на вес золота. Обсудим их и для начала ключевые выводы.

Есть ли перспектива в IT для тех, кто только начинает путь и окажется там через 5-10 лет? Да.

Нужно ли в принципе обучение программированию для детей? Да, нужно, желательно начиная с 12-14 лет. Ключевым оказался вопрос «Как именно обучать?». Ответ лежал на поверхности: так же, как это происходит в работе — при помощи практических задач. В силу возраста, это могут быть задачи, приближенные к практическим. А теоретические знания алгоритмов и математики можно приобрести потом самостоятельно, на посвященных этому курсах или в ВУЗе.

Следующим был вопрос: Кто принимает решение, как и чему учиться? И здесь наша вера в человечество окрепла. Оказалось, участники опроса сошлись во мнении, что это должен сделать сам ребенок.

Таким и будет будет Слёрм Юнивёрс: набираем группы 10-13 и 13+ лет, изучаем программирование на Python с самых основ на практических задачах и не забываем о софт-скилах: навыках не только делать, но и презентовать результаты, планировать свое время и взаимодействовать c командой (в нашем случае с другими участниками) в процессе работы. Первый поток стартует уже на следующей неделе.

В какую отрасль отправить ребенка, и надо ли вообще куда-то его отправлять?

Свобода выбора — прежде всего. На вопрос «Отдали бы вы своего ребёнка в IT» 76,9% ответивших выбрали «Рассказал бы обо всех плюсах и минусах, а ребёнок пусть выбирает сам».

В комментариях шли обсуждения роли родителей в судьбе детей. Имеет ли взрослый право что-то навязывать? Может ли просто отстраниться, предоставив ребёнка самому себе? Где кончается ответственность родителя и начинается ответственность ребёнка?

Опыт показывает, что истина где-то посередине. Поэтому в качестве ответов на эти вопросы приведу несколько в чем-то различных, а в чем-то и схожих мнений.

«Припоминаю, что меня (как и практически всех моих одноклассников) родители никуда не "отдавали". Мне матушка дала книжку под названием "справочник по высшим учебным заведениям" (интернета в те годы еще не было). И всё. Не, ну и у нас были, конечно, такие, которых до 30 лет родители за руку водили, говорили и в какой институт поступать, и на какой факультет. Но это были скорее редкие исключения, чем правило. И ничего хорошего из этого обычно не выходило. Наоборот, появлялись поводы для будущих конфликтов между родителями и детьми (Вот вы, такие сякие. Я по вашей указке пошла в этот институт, а закончить его не смогла, вы и виноваты!)».

«На мой взгляд (и я стараюсь практиковать это при воспитании своих детей), одна из базовых вещей, которую должен понять ребёнок: быть в каком-то деле лучше других — большой труд, а там, где ты лучше — там всегда будет успех, признание и достаток (...). Если у ребёнка просыпается интерес — его надо поддержать, не более. Если нет — искать другое направление, но везде залогом успеха будет труд».

Так ли заезжены рассуждения о перспективах в IT?

Перспективы в IT есть. Будет ли через 10-15 лет IT-отрасль процветать так же, как сейчас? 68,7% ответили: «Вероятно, будет, но требования к специалистам изменятся». Ещё 24,7% пришлось на однозначное «Конечно, будет!». Только 3,7% ответили «Нет, её золотой век пройдёт» и 2,9% «Будет, но людей заменят роботы».

В комментариях вспоминали юристов и экономистов, на которых был большой спрос как раз 10-15 лет назад. Справедливо замечали, что IT — это не вещь в себе, а скорее значимый вклад в другие существующие отрасли.

«В пост-СССР ИТ сейчас единственная жизнеспособная отрасль, которая позволяет нормально жить. Или валить, или в ИТ (валить тоже проще через ИТ)».

С чего начать погружение в IT?

Забегая вперед: если что-то и рекомендовать ребенку, то программирование. Поняли мы это из ответов на конкретный вопрос: «Чему бы вы отправили учиться подростка, который уже думает о профессии, но ещё не определился». Здесь 65% ответивших выбрали программирование. 29,9% работу в команде и 5,7% продакт-менеджмент. В подтверждение тому приведем несколько цитат.

«Программировать надо учить, обязательно. Желательно одновременно и с позиций "кодить", и с позиций анализа общерекурсивных функций и ординалов Гёделя, чтобы было некоторое "чувство вычислимости". Фокусировать на особенностях жизни с node_packages и docker build — вероятнее всего, нет (точнее, в том объёме, чтобы "заработало"). Это наносное и учится в пол-пинка, когда есть хорошие основы».

«Подход к изучению программирования, я считаю, должен быть не такой, как это обычно советуют. Не дать книги Страуструпа и Кнута и отстраниться. Нужно на своем примере показывать, шаг за шагом, решая небольшие практические задачи. Например, купить Lego Boost, Mindstorms и вместе собирать роботов. Потом какие-то другие проекты делать. Кормушку для кота. Полив цветов. Сигнализацию на дачу. Все это можно написать в несколько десятков строк кода».

Классическое образование или курсы?

Если учиться, то в вузе и на стажировках. В ответе на вопрос «Куда бы вы отдали своего ребёнка учиться IT» мнения разделились. Если в предыдущих пунктах респонденты были почти единодушны, то здесь образовалось два лагеря: 49,1% выбрали ответ «Профильный вуз», 39,6% проголосовали за стажировки при IT-компаниях. Значительно меньше, 8,3% ответили, что всему будут учить сами, и только 2,9% выбрали частную школу.

Эта разница была видна и в комментариях. Звучало распространённое мнение «в вузе учат думать» и не менее распространённое «в вузе вас программировать не научат». Не обошлось без упрёков к качеству высшего образования.

«Отправлю в физмат. Пусть научится включать мозг. Остальное сам придумает».

«Если вы хотите быть просто программистом, то не нужно идти в серьезный научный ВУЗ. Вас там программированию все равно толком не научат. Зато 90% времени у вас будет хардкорная математика и физика, которые вам больше никогда не пригодятся. Поэтому, лучше выбирать ВУЗ как можно проще, с минимумом фундаментальных наук, но учиться программированию самостоятельно. В ВУЗе вас не научат Android SDK, зато научат ротору и дивергенции поля. Многие скажут “в ВУЗе вас учат думать, а не всяким там специфичным штукам, которые быстро устаревают”. Только вот загвоздка, ничего плохого в знании Android SDK нет, и компании платят огромные деньги за это. А за ротор и дивергенцию никто не заплатит».

«Еще как платят за знание ротора и дивергенции тем, кто их действительно знает и умеет пользоваться. Гораздо больше, чем тем, кто знает Android SDK. Зная, что такое дивергениция, изучить Android SDK и вообще любой SDK можно легко. Наоборот — сильно сомневаюсь».

«Наличие высшего образования хороший +, только то, что выходит сейчас из вузов… ТУСУР — в ваш огород камень!»

Баланс теории и практики

Важны и фундаментальные знания и опыт их использования. Следующий вопрос только подтвердил наличие двух разных взглядов на образование. Мы спросили: «Что важно в обучении?». 40,3% ответили, что важны задачи, приближенные к реальным. При этом на втором по популярности месте был ответ «Фундаментальные знания математики и алгоритмов». 12,5% голосов пришлось на вариант «Чёткая методическая программа», 10,1% выбрали преподавателей-практиков, 9% — проектный подход.

Можно предположить, что за приближенные к практике задачи голосовали те, кто считал лучшим местом для обучения стажировку при IT-компаниях, а за фундаментальные знания те, кто выбирал вуз. В то же время, подозреваю, будь возможность мультивыбора, большинство бы выбрало оба ответа.

Некоторые цитаты из комментариев:

«Я знаю программистов, которые неспособны решить систему из двух линейных уравнений, считают, что число 256 — это один байт и отлично зарабатывают. А мне сейчас для текущих задач не хватает (в частности) хорошего знания матанализа, статистики, линейной алгебры и, как ни странно, физики. В ИТ.»

«А чтобы формочки клепать или сайты делать, линейные уравнения и тем более физика не требуются. Оное может в разработке игр потребоваться и немного в больших данных только, ну и где нибудь в чем-то специфичном».

Со скольки начинать задумываться об обучении?

Учиться программировать надо с 12-14 лет. Последний вопрос касался возраста для начала обучения. 55,8% ответили, что начинать учиться лучше в 12-14 лет, 26% — что с 6 лет, 12,7% выбрали ответ «с пелёнок». И меньше всего голосов было за 18 лет.

Отметим, что для обучения большинство выбрало или вуз, или стажировки при IT-компаниях. При этом подходящим возрастом для начала сочли 12-14 лет, когда в вуз уж точно не поступишь, да и на стажировку в IT-компании попадёшь вряд ли. Это и есть та ниша, где мы видим роль Слёрма: дать возможность ученикам 5-11 классов попробовать программирование на вкус, поработать над практическими задачами и определиться: твоё это или нет. Тогда у них будет время выбрать ВУЗ и подготовиться к поступлению, или придумать свой путь без ВУЗа.

Мы анонсируем курс по Python для подростков с 10 до 18 лет

Если вы слышали о Слёрме, то как о хардкорных курсах с упором на эксплуатацию. Мы делаем интенсивы и видеокурсы для опытных ИТ-инженеров по Kubernetes, SRE, Service mesh, Docker, Ceph, Kafka, в таком духе.

Сейчас мы пробуем новое направление: курс по программированию для подростков.

Мы поставили цель создать такую среду, где дети смогут:

  • еще до поступления в вуз понять, нравится ли им работа в IT;
  • взаимодействовать в безопасном blameless-пространстве;
  • учиться генерировать и выражать свои идеи и мысли;
  • учиться ставить цели и достигать их, используя свой и чужой опыт, как в реальном мире;
  • учиться быстро находить информацию;
  • перестать воспринимать учебу как белый шум (артефакт школы).

Первый поток стартует уже на следующей неделе. Учить будем на примере Minecraft в группах до 12 человек. Преподаватели — состоявшиеся разработчики со своей карьерой в IT. К слову, начавшие её также в школьном возрасте. Формат обучения: практика с наставником в будние дни и предзаписанные лекции на выходные, командная и личная проектная работа.

Обучение разобьём на ступени, по несколько месяцев каждая. На первой ступени накапливаем базу в индивидуальном проекте, дальше формируем команды и работаем над проектами, приближенными к реальным.

Приятно еще и то, что по ходу курса мы будем выкладывать теоретическую часть в открытый доступ на YouTube. Для тех, кто горит программированием, но по какой-то причине пока не может попасть на полный курс.

Пожелайте нам удачи и следите за обновлениями!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда