Ты это знал? Как добиться развития сотрудников и подстраховать бизнес-процессы.

Два ключевых момента, которые можно использовать для обеспечения бесперебойности процессов и получить независимость от конкретных сотрудников и в то же время дать им развитие.

Почему важно не зависеть от конкретного человека в бизнес-процессе? Потому, что это всегда риски, а риски необходимо диверсифицировать. Для этого есть два инструмента - дублирование позиций и универсализация сотрудников под эти позиции.

Что такое дублирование позиций? К примеру многие западные, да и российские компании используют систему дублирования должностей.

В компании Вкусвилл одну и ту же должность могут занимать два сотрудника. Например, должности IT-директор или HR или руководитель отдела логистики и закупок дублируются. Это делается для того, чтобы процессы не остановились в случае, если что-то происходит с сотрудником.

И в то же время используется такая система, как «Заказчик-Исполнитель» внутри компании.

Например, в IT-службе есть несколько человек, которые закрывают идентичную позицию. Между ними существует профессиональная конкуренция: тот человек, к которому обращаются чаще всего, является внутри компании лучшим выбором для заказчиков (сотрудников). Таким образом, выполняется две задачи - подстраховка и определение того человека в компании, кто действительно решает вопросы сотрудников.

Конечно, дублирование должностей - дорогостоящий инструмент и не все компании могут себе это позволить.

Принцип универсализации. Он работает как на топовых должностях, так и на линейных. Каждый сотрудник ресторана может быть универсализирован.

Универсализация - это подстраховка и развитие. В международных компаниях существует практика, что должность руководителя направления может занимать руководитель любого другого направления. Существует такой круговорт топ-менеджеров. К примеру, операционному директору, через какое-то время могут предложить стать руководителем отдела закупок. Это делается для того, чтобы люди понимали лучше, как работает другой отдел, какие там существуют процессы, появляется больше взаимопонимания между ними. А также это развитие сотрудников и определенная универсализация И конечно, новый взгляд на работу: при длительной работе на одной позиции складывается определенный стереотипный шаблонный взгляд на процессы.

Есть международные ресторанные компании, где универсализированы абсолютно все должности - официант может стать барменом, повар официантом и так далее.

Я использую принцип универсализации у себя в ресторанах. Конечно, по мнению некоторых шеф-поваров, не может хороший пиццер получиться из любого сотрудника. Да, это так, Но в случае форс-мажора этот человек всегда может помочь. И лучше, чтобы это был человек, который знает, как работать на этой позиции, чем не будет вообще никого.

Кроме того, смена разных должностей позволяет сотрудникам на практике понять, что делает другой. Иногда происходят конфликты и недопонимания между сотрудниками. Один тянет одеяло на себя, не понимая процессов, которые выполняет другой сотрудник. Повар может в теории знать, что делает официант, но только когда поменяется с ним местами, поймет всю специфику.

Когда у вас люди универсализированы, понимают и знают работу друг друга хотя бы на базовом уровне, зависимость от сотрудников у вас резко снижается и ресторан может работать более стабильно.

А если сотрудник хочет развиваться в ресторанном бизнесе и становится управленцем, то знание базы и процессов всех подразделений - это его обязанность.

Не обязательно все воспринимать буквально, это всегда вопрос кадровой стратегии и политика каждой компании.

Начать дискуссию