Алексей Журавлев

+121
с 2019
20 подписчиков
28 подписок

Очень уместный вопрос. Действительно, сейчас при импорте из "Miro" "Доски" поддерживают не все функции (например, ссылки на внешние и внутренние объекты, гибкие стрелочки и некоторые другие).
Недавно мы изменили способ хранения импортированных объектов из Miro, чтобы весь оригинальный код и состав данных сохранялись. В будущем эти данные пригодятся по мере реализации соответствующих функций в нашем сервисе. Например, работа со ссылками появится в "Досках" уже к концу недели.

1

Спасибо за вопрос! Отвечаем.
1. Отклики (регистрации) считаем. Сполерить не хотим. На следующей неделе опубликуем в нашем ТГ канале "На досках" статистику за неделю работы сервиса.
2. Пользователи экспериментируют с масштабами выгрузки досок из Miro. Пока рекорд 875 досок выгрузки одним пользователем. Плюс спрашивают когда какие инструменты появятся (например, вставить ссылки, редактировать гибкие стрелки). Мы понимаем, что это очень важные инструменты. Скоро они появятся. Детали тоже в ТГ напишем.
3. Мы запустились 28 августа. Пока знакомим пользователей нашего базового сервиса "Пространства-getLocus" c новым сервисом "Доски-getLocus"

1

Да, в SaaS версии, пока, ограничение 25 человек в одном пространстве. Мы сейчас сделали новый маршрутизатор нагрузки. Экспериментируем с увеличением количества участников в одном пространстве/кабинете. Точно будет больше, но на сколько, пока, сказать не можем. На полях, отмечу, в "коробочном решении" (устанавливается на сервер заказчика, для работы в локальной сети) getLocus такого ограничения в 25 человек уже нет.

1

В тексте поста нет ни слова, о том, что Миро будет блокировать прежние аккаунты. Только о том, что они закрывают свои офисы в РФ и Белорусии и прекращают новые продажи. Официальное заявление Миро на их сайте (в конце заявления) https://miro.com/blog/update-from-miro-team/

Спасибо, за скрин. У нас проблема не воспроизводится. Напишем в личку для уточнения особенностей ошибки.

Да, вы все правильно поняли. Стартап-студии (и наша в том числе) внутри себя создают и развивают стартапы (от анализа ситуации и разработки предпринимательских гипотез до учреждения работающего бизнеса и его масштабирования). Следует оговориться, что "внутри" - не означает, что в отрыве от клиентов, партнеров и т.п. "Внутри" - означает, что мы (коллектив стартап-студии) сами делаем стартапы, а не кому-то помогаем их делать.   

Про первый вопрос (если правильно его понял). За генерацию ресурсов для старапов отвечают кураторы стартап-направлений. В каждом стартап-направлении имеется по несколько стартапов и, как минимум, один надежный. Поэтому "внутренний клиент" всегда будет с необходимыми для его проб ресурсами. 

Про второй вопрос. Действительно, гарантий нет. Чтобы экономика начала сходиться в рыночных условиях (без ресурсной поддержки стартап-студии) надо проводить много разных предпринимательских экспериментов, пока, не будет найдено соответсвующее решение, а потом, проводить пробы, чтобы делать это решение лучше. Стартап, как ребенка, нужно учить ходить самостоятельно. Здесь спору нет.

1

Да, мы готовы к подобного рода разговорам. Они нам интересны. Спасибо за комментарий.

Как и обещали, подготовили статью про историю становления нашей стартап-студии. В том числе постарались ответить на вопрос, зачем нужны, старап-студии, в том числе и наша. 

Любопытное исследование, спасибо, что поделились! Приятно слышать, что дискуссия вокруг домыслов о стартап-практике подстегнула вас написать этот текст. Начну с перечисления непонятных моментов в вашем исследовании. Потом поделюсь наблюдениями. Может пригодится..

Сейчас вы просто факт зафиксировали, что одних больше, чем других, что FFF- это «если сильно повезёт». А у вас тема про влияние - «Ближайшее окружение стартапера, как фактор успешной предпринимательской деятельности». Из исследования, пока, непонятно, что вы называете «успешной предпринимательской деятельностью» и непонятно, как ближайшее окружение на нее влияет.

Предложу вам поразмыслить над одним любопытным фактом, с которым мы у себя в стартап-студии сталкиваемся. Статистика, маленькая. Точнее это несколько кейсов, которые можно сопоставлять друг с другом.

Сразу оставлю за скобками тех, кто приходят к нам трудоустраиваться. Мы им говорим, что они просто ошиблись адресом. Есть другие, которые хотят делать стартап. Вот они очень интересные. Их на две категории можно разделить. Первая – те, которым, как вы пишите, повезло с FFF –родители поддерживают их начинания, и, морально и финансово. Вторая - те, которые сами где-то подрабатывают, ближайшее окружение им сильно не мешает, но и не помогает, как первым. Если их сравнить друг с другом, то интересная штука получается. Первые, (тех, кому с FFF повезло) в своих предпринимательских экспериментах (пробах) движутся медленней, чем те, кому с FFF не повезло. В общем, логично – у тех, у которых все хорошо торопиться некуда. Выводы делать рано, но поговорка «Все, что нас не убьёт, то сделает сильнее» - пока, оправдывается. А «успешную предпринимательскую деятельность» можно трактовать, например, как количество предпринимательских проб в какой-то промежуток времени, или еще как-то, например, как выход на первый заработок. Вариантов много…

Есть ощущение, что предложенные нами формулировки про «0 инвестиций до этапа масштабирования», «тратьте меньше, чем зарабатываете», «стремитесь к нулю затрат» подтягивают кучу лишних смыслов и зашумляют суть, о которой мы говорим. Попробуем пере-объяснить и пере-назвать.

Представьте, что вы придумали отличную идею. Продумали MVP до деталей. Друзья и предполагаемые клиенты сказали, что идея полезная и интересная. Рассчитали, что для производства прототипа и проведения пробы вам нужен миллион рублей (ведь без денег ни MVP ни маркетинг не проверишь). Подготовили отличный пич. Убедили кого-то дать вам эти деньги. На этот миллион собрали прототип, запустили его, и на практике выяснили, что конверсия далека от того, на что вы рассчитывали. Нормальная ситуация. Это же проба. Проанализировали пробу, учли ошибки, сделали вираж, придумали новое решение и…. Что, пошли за следующим миллионом? И сколько так ходить?

Можно действовать иначе. В начале, все также: идея, MVP, миллион. Вы знаете, что с первого раза ваша предпринимательская гипотеза не подтвердится, да и со второго раза тоже. Что вы делаете? Вы делите миллион на 10 кучек по 100 тысяч руб. И говорите себе – каждая проба не должна стоить больше 100 000. Тогда у вас есть право на 10 ошибок (неудачных проб). Дальше вы начинаете думать, как каждое изменение своего MVP, маркетинга и всего, что там нужно для новой пробы, запихнуть в эту сумму 100 тыс., и не больше. Потом вы продолжаете свое размышление, а как стоимость каждой пробы сделать еще меньше, потом еще меньше, что можно сделать бесплатно? Ведь тогда вы получаете право на еще большее количество проб-ошибок!!! По факту, вы начинаете стремиться к нулю затрат. Дальше все упирается в ваше умение максимально удешевить пробу без потери (искажения), проверяемой гипотезы.

Теперь миллион рублей заменяем натуральными ресурсами (ИТ-разработка, подбор команды, проектное сопровождение, орг-техническая поддержка и т.п.). Добавляем указание на то, а для чего нужны эти ресурсы. Получаем другую формулировку того-же смысла; «0 инвестиций до этапа масштабирования». Он звучит так: «Максимизация количества проб при минимизации ресурсов (затрат) на них». И этот принцип уместен, прежде всего, на предпосевной фазе, когда проб-ошибок существенно больше, чем проб-удач.

Резюмируем. Вариант - дайте мне миллион на пробу, потом миллион на другую, а сколько таких миллионов надо не известно, т.к. не известно на какой пробе вы подтвердим свою гипотезу – не подходит. Нужно по-другому. Вот есть ограниченный ресурс, но придумывай, как сделать максимум пробу при минимуме затрат на каждую пробу (чтобы к нулю стремились). Стартап-студия обеспечивает стартапера и ресурсами и решениями для такой самоорганизации и стартовыми гипотезами.

Можно ли проверить сходимость экономики без денег? Вопрос уместный. Особенно, если в тексте нашей статьи нет пояснения того, что такое «получить сходящуюся экономику в старапе». Забегая вперед, скажем, что акцент сделан на «получить», а не на «проверить». И это не игра слов. В чем разница?

В традиционной трекшн-карте предлагается проверять сходимость экономики на втором цикле – «тестирование каналов». В первом же цикле - «Customer development» достаточно смоделировать экономику. Этой установкой руководствуются преимущественно те, кто на предпосевной фазе следует инвестиционной логике. Затем они тратят «посевные» на MVP, проверку каналов, на когортный анализ и т.п.. И это расхожая практика. Но, можно действовать иначе.

Так вот, если стартап изначально развивается НЕ в инвестиционной логике (как минимум до этапа масштабирования), то он заинтересован, как можно быстрее, выйти на самоокупаемость. Иначе на эксперименты и пробы денег вообще не будет. Но какие-то, деньги все-таки нужны. Откуда их брать, если инкубаторы не торопятся их выделять? Замкнутый круг. Соответственно, задача бережливого (lean) стартапа в том, чтобы проводить все свои пробы с затратами близкими к нулю, и как можно быстрее начать зарабатывать. Сходящаяся экономика, в этом случае, не есть результат, проверки каналов продаж, лидов, статистически-значимого потока продаж на сходимость. Сходящаяся экономика - это принцип, которым следует руководствоваться, делая стартап. Расход в стартапе должен быть ВСЕГДА равен, или меньше дохода ( когда бы и какие бы эксперименты не проводились). Тем самым, стартап начинает считать свои, а не тратить чужие (инвестиционные) деньги, начинает придумывать нетривиальные ходы и т.п.. Чтобы ПОЛУЧИТЬ «сходящуюся экономику» нужно научиться пользоваться этим принципом. Таким образом, сходящаяся экономика не проверяется там, и тогда в цикле «тестирование каналов». Ее нужно получить с самой первой пробы и стремиться сохранять до этапа масштабирования.

Принцип «0-инвестиций до этапа масштабирования»?! Сказки, такого не бывает! В крайнем случае, такое может быть, если это лендинги для продажи "говорящих хомячков", а не что-то серьезное! Это первое, что приходит в голову. Поэтому и существуют в мире стартап-студии. Они на практике ищут ответ на вопрос о технологии, о форме организации предпринимательской деятельности, позволяющей действовать в логике «0-инвистиций до этапа масштабирования». "0 инвестиций", но не 0 затрат. Но все равно, с прямыми затратами на конкретный стартап близкими к "0". И мы ищем. И уже кое-что обнаружили. Контуры этого решения обсуждались в ответе на комментарий Руслана Галиева. Развернутое обсуждение этих находок требует отдельной статьи.

3

Крик души понятен. Но задача нашей статьи была обсудить домыслы о стартап-практике, а не старап-студию . Но вопрос, о том, зачем существуете вы как стартап-студия, в точку. Его немного по-разному, но задают большинство участников этого обсуждения. Сам ответ требует развернутой статьи, и мы ее, наверное, сделаем. А сейчас постараемся дать абрис ответа, а не сам ответ.

Инкубаторы все чаше и чаще отдают предпосевную стадию на откуп самим заявителям сартапов. Понятно почему - на ней основная смертность идей, не сделанные прототипы, не оправданные траты и т.п.. Мода инвестировать в идеи на бумаге проходит. Все сложности по разработке MVP, проверке гипотезы о клиенте, проблеме и т.п. – все на ваших плечах. ИТ-компании заламывают денги на прототип, отдельные разработчики хотят по-быстрому срубить свою сотку. Из человека, который верит в свою сартап-идею начинают делать дойную корову (простите, за этот образ) - если ему надо, то он найдет деньги и заплатит (займет, квартиру продаст и т.п.). Разработчики, СММ-щики и другие, кто нужен чтобы сделать и опробовать MVP не будут думать, как экономичней провести пробу, вторую, третью.. Какие функции можно не пилить в прототипе. Но не пилить по уму, чтобы вместе с ними и ваша гипотеза не исчезла и т.п. И получается, что стартапер, будучи захвачен своей идеей, становится легкой мишенью для таких товарищей. Он один противостоит всем им, кто хочет на нем заработать. И этот тезис вы своим комментарием подтверждаете. Им заработать надо, а вам свой стартап запустить. Диаметрально противоположенные интересы!!!

Теперь пару слов о том, зачем существуют стартап-студии, а также наша, в том числе. Старап-студия постоянно работает над совершенствованием технологий и организационных решений, повышающих выживаемость СВОИХ старапов на предпосевной фазе (от идеи до МВП, подтвержденных клиентов и первой экономики). В основу технологии и оргрешений заложен принцип бережливого (экономного) старапа. А именно, как придумать и проветрить разные гипотезы, провести пробы максимально быстро и экономно. В стартап-студии все команды и участники в такой ситуации. И у них нет задачи - заработать друг на друге, сорвать как можно больше денег друг с друга, как это, обычно, происходит за стенами стартап-студии. Все думают, как экономичней проводить эксперименты и помогают в них (экспериментах) друг другу. Те, кто когда-либо занимался R&D, знают что исследования и пробы – это ненасытный зверь.
Вот такой абрис ответа.

5

Очень ждал содерржательных комментариев и вопросов. Наконец они начались. Спасибо. На что-то ответим здесь в режиме комментов, а так, направшиается отдельный пост. Его будем обязательно делать. Про его предмет думаем.

Но на один вопрос ответим сейчас. Его задал Артем Бородинов вчера в 20.42. Вопрос про его идею, тянущую на единорога, и услвия, на которых разработчики нашей стартап-студии сделают под это прототип. Отвечаем, потому что ответ очевиден, он содержится в разделе "Домысел второй (Ценность идеи)", 9 строчка. Копирую: "Мы им отказываем и говорим следующую типовую фразу: «Технология стартап-студий предполагает, что работа проводится только с предпринимательскими гипотезами, произведенными в стартап-студии". В любом случае спасибо за вопрос.

Друзья, спасибо за комментарии. Особенно спасибо за содержательные комментарии, над которыми можно подумать. Постараемся позже ответить на ваши вопросы скопом в отдельном посте, или здесь в развернутом виде. Хотим систематизировать ваши вопросы и комментарии и дать на них внятный, а не поспешный ответ.

На VC.ru про стартап-студии есть неплохой обзор. Но там, конечно, не все разновидности этой модели описаны. Но образ схвачен. https://vc.ru/story/51909-rezhushchiy-kray-ekonomiki-chemu-mozhno-nauchitsya-u-venchurnyh-studiy Лучше, конечно, поискать таксты Аттилы Сигети (иногда пишут Зигети). Спокойно гулить можно .

1