«Сотрудники должны быть достаточно вовлечены, но чтобы это не вызвало выгорание»: зачем бизнесу эмоциональный интеллект

Отрывок из книги Марка Брэкетта «Позвольте себе чувствовать. Искусство управления эмоциями», которая выходит в издательстве «Бомбора».

«Сотрудники должны быть достаточно вовлечены, но чтобы это не вызвало выгорание»: зачем бизнесу эмоциональный интеллект

Бизнес-школы посвящают семестровые тематические исследования значительным провалам в бизнесе. Но задаются ли они вопросом, не связано ли с провалами отсутствие эмоционального интеллекта? Это важно, учитывая все исследования о влиянии плохих эмоциональных навыков на то, как сотрудники ощущают себя и работают. Безусловно, некоторые бизнес-школы, в том числе Йельская школа менеджмента и Высшая школа бизнеса Цюрихского университета, начали инвестировать в развитие эмоционального интеллекта студентов. Никто не привык учитывать эмоциональный интеллект в своих размышлениях об успехах и неудачах студентов, что неудивительно — нет цифр, на которые можно положиться, нет диаграмм или графиков, чтобы дать надежные ответы (пока).

Во время изучения внутренней жизни рабочих результаты вызывают беспокойство.

При поддержке фонда Faas Foundation, который финансирует создание здоровых, безопасных и справедливых рабочих мест, команда нашего центра под руководством старшего научного сотрудника Зораны Ивчевич Прингл провела многочисленные исследования роли эмоций на рабочем месте. В одном мы опросили 1000 человек, а в другом — 15 тысяч человек. Оба имели демографически репрезентативную выборку со всех концов Соединенных Штатов.

Среди множества вопросов мы задали эти: Как вы себя чувствуете на работе? Каковы ваши впечатления от работы? Участники предоставили ответы своими словами в дополнение к заполнению опросников.

Вот что мы нашли:

  • Около 50% работников использовали слова «напряженный», «расстроенный» или «перегруженный», чтобы описать чувства на работе.
  • Около трети работников указали, что чувствовали себя счастливыми или гордились менее чем 50% рабочего времени.
  • Многие вещи, вызывающие у них неприятные эмоции, которыми
    они делились, были связаны с другими людьми — с коллегами,
    несерьезно относящимися к работе, с администраторами, которым
    не хватало хороших навыков принятия решений, с ленивыми
    коллегами и с теми, кому не хватало навыков эмпатии/слушания.

Мы также попросили субъектов исследования назвать три слова, чтобы описать, что они больше всего хотели бы чувствовать на работе. «Счастливый» — выбор номер один. Это неудивительно — во всей моей работе с различными группами, когда я спрашиваю, как люди хотели бы себя чувствовать, первое слово, слетающее с их уст, — «счастлив». Это как выбор по умолчанию, тот, который мы выпаливаем без долгих раздумий.

Однако наиболее показательны варианты номер два и три. После счастья респонденты сказали, что хотели бы ощущать себя «взволнованными», «радостными», «оцененными», «поддерживаемыми», «реализованными», «уважаемыми», «вдохновленными», «удавшимися». Слово «ценный» — еще один популярный выбор, и женщины использовали его примерно в два раза чаще, чем мужчины. Этот список показывает, чего больше всего не хватает на типичном рабочем месте.

Другие исследования подтверждают наши выводы:

  • Согласно опросу Гэллапа 2018 года, основанному на случайной выборке из 30 628 сотрудников США, работающих полный и неполный рабочий день, более половины «не вовлечены» в работу, а еще 13% говорят о печальном опыте работы. По оценкам, потери производительности для предприятий составляют $450 млрд в год.
  • В некоммерческом секторе 45% молодых сотрудников настаивают, что следующая работа будет в ином секторе, называя выгорание в качестве одной из основных причин.
  • 35% опрошенных сотрудников говорят, что регулярно пропускают от трех до пяти рабочих дней в месяц из-за стресса.
  • 45% врачей говорят, что чувствуют себя измотанными. Недавно я попросил большую группу резидентов-медиков рассказать об обычном дне и о том, как они себя чувствовали в течение этого дня. Затем я попросил их обобщить опыт одним словом. 70% поделились такими терминами, как «не ахти», «скучающий», «поляризованный», «подавленный», «напряженный» и «задумчивый». Только 30% использовали такие слова, как «довольный» или «спокойный».
  • Согласно исследованию Стэнфордского университета, более 120 тысяч смертей ежегодно могут быть связаны со стрессом на рабочем месте, что составляет до $190 млрд расходов на здравоохранение. К факторам стресса относятся отсутствие медицинской страховки, конфликты между работой и семьей и несправедливое обращение.

Недавние исследования показывают, что, когда дело доходит до выгорания и вовлеченности, не бывает или/или — может быть и то и другое. Джулия Мёллер, бывший научный сотрудник нашего центра, а сейчас доцент Лейпцигского университета, провела исследование, в котором основное внимание уделялось уровню выгорания лучших и наиболее способных работников. Эти сотрудники страдают от выгорания именно из-за высокого уровня вовлеченности; они настолько преданы работе и так хорошо с ней справляются, что на них оказывается больше обязанностей, чем они могут выполнить, и вместо того, чтобы отказываться от заданий, они продолжают принимать их, пока не будут полностью перегружены. В соответствующей статье Harvard Business Review, написанной Мёллер и Эммой Сеппяля, которая возглавляет работу по благополучию студентов нашего центра, они описали женщину, задачей которой являлась организация амбициозной конференции для своей компании. Она проделала большую работу, за исключением того, что в последние недели перед событием... ее уровень стресса достиг такого высокого уровня, что она страдала от тяжелых симптомов выгорания, которые включали чувство физического и эмоционального истощения, депрессию и проблемы со сном. Ей предложили взять отпуск. Она так и не посетила конференцию и нуждалась в длительном восстановлении, прежде чем достигла прежнего уровня работоспособности и благополучия. Симптомы выгорания возникли в результате длительного стресса и истощения её ресурсов с течением времени.

Между тем, как показал опрос Гэллапа, половина работников чувствуют себя как раз наоборот — не вовлеченными.

Очевидно, необходимо соблюдать чёткий эмоциональный баланс — сотрудники должны быть достаточно вовлечены, чтобы хорошо выполнять работу, но не до такой степени, чтобы это вызвало выгорание.

Один из способов его предотвращения — поощрять работников говорить, когда они чувствуют давление или несправедливо распределенную нагрузку. Однако это не единственное, что должно поощряться, — свобода самовыражения, положительного или отрицательного, должна быть частью повседневности. Когда я преподаю в Йельской программе Executive Education, я часто спрашиваю: «Вам удобно выражать подлинные эмоции на работе?»

— Нет! — большинство отвечает без раздумий.

— Я думаю, это зависит от того, с кем вы разговариваете или с кем ведёте переговоры на встрече, — сказал один из слушателей.

— Я мог бы сказать члену команды или коллеге что-то, чего бы точно не сказал генеральному директору, — добавил другой. — Например, я бы никогда не сказал: «Джереми, вы очень смутили меня на той встрече, позвольте рассказать почему».

Оба говорили одно и то же: на работе они редко, если вообще когда-либо, выражали чувства людям, которые могли что-то с этим сделать.

Благодаря моей роли директора центра я не понаслышке знаю о влиянии подавления эмоций на рабочем месте.

Знаете, что не дает мне спать по ночам? Размышления, как чувствуют себя мои сотрудники. Это должно преследовать во сне каждого генерального директора, супервайзера, менеджера и босса в мире. Это главная детерминанта практически всего, что происходит в организации — и хорошего, и плохого. Если мы являемся местом работы с высоким эмоциональным интеллектом, большинство проблем (хотя и не все) решаемы; если нет — все будет казаться борьбой.

2525
38 комментариев

У одного из богатейших людей мира берут интервью:
— Поделитесь, пожалуйста, вашим секретом успеха. Что же вам помогло стать таким богатым?
— Для меня все изменилось, когда я понял одну важную мысль: «Деньги совсем не важны. Важна лишь любовь к работе».
— Здорово, именно эта установка помогла вам построить огромную бизнес-империю и заработать миллиарды?
— Нет, я начал богатеть, когда, наконец, убедил в этой мысли своих сотрудников.

6
Ответить

Когда слышишь выражение типа "эмоциональный интеллект", знай, - это всего лишь очередная инфоцыганская дичь. И просто пройди мимо.

5
Ответить

К сожалению это так, однако само понятие эмоционального интеллекта действительно очень важно и в целом самопонимание крутая вещь, но вот литературы на эту тему не так много(

Ответить

Спасибо. Хорошо, что эти вопросы хоть где-то начали подниматься, есть надежда, что и у нас однажды задумаются.

2
Ответить

Давно думаем, приходите: https://t.me/LogachevaEQ

Ответить

Знаете, что не дает мне спать по ночам? Размышления, как чувствуют себя мои сотрудники.Враньё. Спать по ночам ему не дают истерические ночные звонки генерального, с требованиями разъяснить, почему упала прибыль за прошлый квартал.

2
Ответить

Про выгорание и эмоциональный интеллект расскажите шахтёрам, фрезеровщикам или трактористам которые в 3 смены пашут. Сразу столько новых слов узнаете.

Ответить