Забастовка курьеров Delivery Club. Заказная кампания или нет?

Агентство Digital Guru заинтересовалось громким конфликтом вокруг курьеров логистического подрядчика Delivery Club, которым не выплатили заработную плату, и решило провести исследование на тему того, как это событие освещалось в социальных сетях. С помощью системы мониторинга Brand Analytics было собрано 40 072 упоминаний сервиса в социальных медиа за период с 9 июня по 9 июля 2020 года.

Общая динамика/основные инфоповоды

Динамика упоминаний компании в социальных сетях с 9 июня по 9 июля. Digital Guru
Динамика упоминаний компании в социальных сетях с 9 июня по 9 июля. Digital Guru

За указанный период было три всплеска числа упоминаний, связанных с разными инфоповодами.

Инфоповоды в начале июля 2020 г. Digital Guru
Инфоповоды в начале июля 2020 г. Digital Guru

Тема долга по заработной плате вызвала наибольший интерес аудитории. По числу упоминаний и вовлеченности она оказалась заметнее ситуации с захватом отделения Альфа-Банка, совершенным мужчиной якобы в униформе Delivery Club (в дальнейшем оказалось, что это не так). Эта новость была одной из самых популярных в российских СМИ в выходные 23 - 24 мая, по ней мы обнаружили в социальных сетях 2 684 упоминаний с вовлеченностью 158 285 контактов.

Рассмотрим отдельно сегмент курьеров-видеоблогеров. С 9 июня по 9 июля было зафиксировано 12 видеороликов, сделанных работающими в различных службах доставки.

Динамика появления видеороликов, сделанных курьерами, с 9 июня по 9 июля. Digital Guru
Динамика появления видеороликов, сделанных курьерами, с 9 июня по 9 июля. Digital Guru
Один из видероликов курьера Digital Guru
Один из видероликов курьера Digital Guru

Большинство этих роликов имели нейтральную тональность, один ролик имел положительную тональность – автор видео позитивно высказывался о условиях работы в доставке.

Пример видеролика курьера
Пример видеролика курьера

Проведенный анализ показывает, что за период 9 июня - 9 июля 2020 г. всплеска обсуждения условий работы среди самих курьеров не наблюдалось. А значит, можно говорить о том, что тема протестов и забастовок с большой вероятностью не вызвала у них широкого отклика.

Источники публикаций

Вместо них тему развивали политические силы левого толка. Так, 22 июня в 18:40 в сообществе «Левый Блок» появился пост о создании профсоюзной организации, а затем появилась страница Профсоюза «Курьер» в социальной сети Instagram (первый пост в этой группе появился 23 июня), 24 июня появилась группа в Вконтакте, 2 июля появился telegram-канал.

Примечательно, что аккаунт профсоюза в Instagram называется golos.rodiny. По всей видимости это название взято в честь газеты «Голос Родины»:

Аккаунт профсоюза «Курьер» в Instagram. Digital Guru
Аккаунт профсоюза «Курьер» в Instagram. Digital Guru

На странице профсоюза в группе Вконтакте одним из администраторов указан активист левого движения Кирилл Украинцев.

Аккаунт Кирилла Украинцева в Вконтакте. Digital Guru
Аккаунт Кирилла Украинцева в Вконтакте. Digital Guru

Что примечательно, в единственной группе в его интересах на странице Вконтакте, связанной с темой курьеров, контент не публиковался с конца 2019 года.

Сам профсоюз был организован активистами левого блока и youtube-каналом «Вестник Бури Originals» (Кирилл Украинцев).

Анализ контента страницы https://vk.com/kirill_vestnlk показал, что до конца июня 2020 года, когда был организован профсоюз, Кирилл не был замечен в каких-либо связях с курьерами, а в основном публиковал контент коммунистической тематики.

Именно с аккаунтов, связанных с данными организациями, начались первые репосты в поддержку акции курьеров в начале июля.

Пример видеоролика. Digital Guru
Пример видеоролика. Digital Guru
Из описания telegram-канала «Прометей»: Информационно-аналитический ресурс социал-революционных анархистов движения «Народная Самооборона» (vk.com/class__war).  Digital Guru
Из описания telegram-канала «Прометей»: Информационно-аналитический ресурс социал-революционных анархистов движения «Народная Самооборона» (vk.com/class__war).  Digital Guru
Из описания telegram-канала «Вестник Бури Originals»: «Вестник бури» - Пишем и снимаем о политике в эпоху перемен и революционных технологиях, которые каждый день приближают нас к будущему с равными возможностями для каждого. Digital Guru
Из описания telegram-канала «Вестник Бури Originals»: «Вестник бури» - Пишем и снимаем о политике в эпоху перемен и революционных технологиях, которые каждый день приближают нас к будущему с равными возможностями для каждого. Digital Guru

Первое упоминание, что курьерам должны деньги с мая появилось 3 июля на странице аккаунта Профсоюза.

В дальнейшем по мере роста таких материалов тему «подхватили» уже СМИ и нейтральные ресурсы и telegram-каналы. Интересно, что к теме подключился и Алексей Навальный:

Аккаунт Алексея Навального в Twitter. Digital Guru
Аккаунт Алексея Навального в Twitter. Digital Guru

Профсоюзом «Курьер» и его «союзниками» были запущены хештеги #курьерынерабы и #деливерихлам .

Динамика упоминаний «курьерынерабы» в социальных медиа Digital Guru
Динамика упоминаний «курьерынерабы» в социальных медиа Digital Guru

За неделю охват потенциальной аудитории таких хештегов составил более 5 млн. Сначала публикации с ними активно распространяли коммунистические и марксисткие паблики.

Паблик «Либромарксизм | либертарный социализм» в Вконтакте. Digital Guru
Паблик «Либромарксизм | либертарный социализм» в Вконтакте. Digital Guru
Telegram-канал «Социалистическая Альтернатива». Digital Guru
Telegram-канал «Социалистическая Альтернатива». Digital Guru

Затем к ним присоединились некоторые блогеры с призывом бойкотировать Деливери Клаб.

Instagram-аккаунт nixelpixel. Digital Guru
Instagram-аккаунт nixelpixel. Digital Guru
Instagram-аккаунт dikaya_gerla. Digital Guru
Instagram-аккаунт dikaya_gerla. Digital Guru
Instagram-аккаунт belova_fem. Digital Guru
Instagram-аккаунт belova_fem. Digital Guru
Twitter-аккаунт «даша пишет». Digital Guru
Twitter-аккаунт «даша пишет». Digital Guru

Атака на приложения

4 июля вышел первый пост с призывом поставить негативный отзыв приложению Delivery Club в сторах от активистки левого движения:

Twitter-аккаунт «Мира #СвободуЮлииЦветковой». Digital Guru
Twitter-аккаунт «Мира #СвободуЮлииЦветковой». Digital Guru

В результате объем «единиц» в сторах у приложения резко увеличился.

Динамика оценок «единица» у приложения в сторах. Digital Guru
Динамика оценок «единица» у приложения в сторах. Digital Guru

Реакция компании в социальных сетях

Сервис довольно быстро начал отвечать на подобные отзывы стандартными ответами, описывающими ситуацию:

Пример негативного отзыва и ответа компании. Digital Guru
Пример негативного отзыва и ответа компании. Digital Guru

При этом такие ответы от лица бренда массово были зафиксированы в сторах и на других площадках, например, в социальной сети Facebook:

Пример ответа от лица компании в социальных сетях. Digital Guru
Пример ответа от лица компании в социальных сетях. Digital Guru

Реакция компании могла бы быть немного более оперативной. Это снизило бы объем и скорость распространения негатива.

Отметим, что и такие ответы достигали результата:

На странице https://maysuryan.livejournal.com/1123927.html в комментариях к посту сервис разместил ответ:

Ответ компании в комментариях на платформе LiveJournal. Digital Guru
Ответ компании в комментариях на платформе LiveJournal. Digital Guru

После этого автор блога разместил новый пост:

Дополнительный пост автора блога после получения комментариев компании. Digital Guru
Дополнительный пост автора блога после получения комментариев компании. Digital Guru

Выводы

Можно говорить о том, что получивший широкий резонанс в онлайн-СМИ и социальных сетях конфликт вызвал немного обсуждений непосредственно у курьерского сообщества. При этом активное участие в раскручивании темы принимали политические организации левого толка, которые в итоге получили PR и рост узнаваемости.

Анализ упоминаний по теме показал, что наличие у политических сил собственных интернет-ресурсов (в данном случае групп в социальных сетях и youtube-каналах) оказалось достаточно для создания инфоповода, который бы освещался в выгодном им свете.

При этом, по нашему мнению, более быстрая реакция самого Delivery Club на появляющуюся повестку в социальных медиа могла бы сократить количество негативных публикаций о компании.

88
Начать дискуссию