Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Обзор стартапов, которые смогли добраться до оценок в миллиарды долларов, но в итоге оказались на экономическом дне. Вас ждут беспилотные такси, индусы, лебеди и обманы инвесторов.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Привет!

Меня зовут Александр Столыпин и я профессиональный инвестор с 2011 года. Фиаско любой компании может случиться внезапно, уничтожив репутацию, многомиллиардные инвестиции и в конце концов опустив стоимость акций. От этого не существует никакой страховки, и это нельзя предвидеть: именно поэтому в среде инвесторов не принято хранить все яйца в одной корзине, даже если есть огромная уверенность в активе.

Подобные явления называют черными лебедями: когда ряд случайных обстоятельств приводит к резкому повороту – о некоторых таких ситуациях мы и поговорим в этой статье.

В целом я отобрал компании, которых в прошлом году настиг полный провал: часть из них теперь стоит в десятки раз меньше, а часть навсегда ушла в историю, оставив на сердце инвесторов рубцы. Для удобства привожу содержание:

Собственно, начнем с главы 1 – черных лебедей.

Cruise — 6 последних метров

Cruise – это американский стартап, разрабатывающий системы беспилотного вождения. После бурного роста и привлечения значительных инвестиций, они столкнулись с серьезными трудностями, которые привели к краху в 2023 году. И наверное, это самый громкий факап среди всех прошлогодних.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Запущенная как стартап по разработке технологий автономного вождения, Cruise стремилась революционизировать транспортную отрасль. Ее системы предлагали перспективу полностью автоматизированных передвижений, обещая снижение ДТП, уменьшение пробок и оптимизацию городского трафика.

Основной причиной провала компании стала авария беспилотного автомобиля со смертельным исходом

В Сан-Франциско, в октябре, под машину Cruise попала женщина. Её сбил другой водитель – женщина отскочила на другую полосу где ехал беспилотник, который в свою очередь нанес второй удар и протащил её под собой около 6 метров.

Анализ трагедии выявил, что автомобиль не смог корректно определить местоположение женщины после столкновения и неверно идентифицировал часть автомобиля, которая совершила удар. Также была допущена ошибка в определении собственного местоположения, отчего авто не сразу начало торможение, что и привело к гибели пешехода.

После аварии вся деятельность в Сан-Франциско была остановлена для проведения внутреннего расследования, а транспортный регулятор начал свою проверку. В её ходе была запрошена запись момента ДТП с камер беспилотника, которую Cruise не предоставили, что в совокупности вызвало ажиотаж в СМИ, а далее негативную реакцию.

До аварии у Cruise мелькали проблемы с управлением: в одном случае целая куча их беспилотников собралась в одной точке города отказавшись принимать заказы, в другом – машина встала поперек дороги, перекрыв движение.

Однако компания оставалась одним из лидеров в сфере беспилотного общественного транспорта. Их щедро финансировали инвесторы, а автопарк в одном только Сан-Франциско насчитывал несколько сотен машин и был вполне востребован – люди доверяли такому виду транспорта. В целом, на индустрию беспилотников сделана огромная ставка.

Цепочка событий буквально уничтожила репутацию с многолетней историей. И пускай эта компания не размещала акций на бирже (она является дочерней компанией General Motors и непосредственно влияет на их акции) , сам пример достаточно хорошо демонстрирует что такое черный лебедь.

Convoy — Никому не нужные грузы

Американская компания IT-решений для грузоперевозчиков, которая де-факто разорилась в 2023.

В 2015 году они разработали приложение, через которое грузоотправители могли залить информацию о своем грузе и быстро найти подходящего перевозчика – эдакий транспортный оптимизатор.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Convoy закрывали проблему организации логистики – традиционная координация перевозок проводилась через телефон/мессенджеры и кучу бумажной волокиты, что тратило дополнительное время и деньги. Из-за неповоротливости возникали ситуации с длинными маршрутами и полупустыми прицепами, которые можно было заполнить грузом.

В апреле 2022 стартап смог привлечь инвестиции в размере $260 миллионов (от фондов и венчуров) , а сам получил оценку в $3.8 миллиарда. Кроме того, JP Morgan обеспечил им новую кредитную линию на сумму $150 миллионов, что говорило об огромных перспективах проекта в глазах инвесторов.

Но уже в октябре 2023 их настиг крах.
По официальной версии, объявленной генеральным директором компания столкнулась как с «беспрецедентным обвалом рынка грузоперевозок», так и с «резким ужесточением денежно-кредитной политики».

По итогу штат был почти полностью сокращен (в пике работало 1500 человек) , притом без предупреждения, выходного пособия и с прочими вопиющими нарушениями трудового законодательства. Все операции по грузоперевозкам прекратились, а компания стала неспособна выплачивать долги перед кредиторами.

Что же случилось?

Ряд событий: в первую очередь ковид, который существенно поднял как спрос, так и стоимость грузоперевозок. Компании перевозчики получали сверхприбыли, которые обрушились в начале 2022 года из-за начавшегося кризиса в отрасли.

Вложенные инвестиции и заработанные деньги активно тратились на масштабирование бизнеса – закупались новые грузовики, суда, склады, техника для обслуживания логистики и нанимался персонал.

Позапрошлый год настиг грузоперевозчиков (и не только Convoy) рядом проблем – спрос начал падать, а сфера насытилась конкуренцией. Цены на наземные и морские перевозки рухнули – никто не ожидал, что это будет настолько сильно. Сверху наложился кризис и повышение ключевых ставок от ФРС США. Инвесторы прекратили выделять инвестиции в прежних объемах.

Всего пара факторов сыграла злую шутку, а сам стартап в конечном итоге был выставлен на продажу, но не смог найти себе покупателя, что отправило технологичную компанию с передовым решением на задворки истории.

WeWork — Крах после краха

История WeWork – это классический пример быстрого роста, ошибок в управлении и жестоких реалий для неустойчивых бизнес-моделей, c драматичным концом. Основанная в 2010 году Адамом Нейманом, WeWork стремилась революционизировать рабочее пространство для предпринимателей, стартапов и фрилансеров с помощью пространств для коворкинга. К январю 2019 года компания была оценена в $47 млрд.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Бизнес-модель стояла на аренде больших офисных помещений и их преобразовании в коворкинг-пространства со смесью частных офисов, а также переговорных комнат и открытых рабочих мест. Пространства сдавали в аренду фрилансерам, стартапам и крупным компаниям. Это была хорошая альтернатива традиционной аренде офисов, особенно для молодых и небольших компаний.

Помимо этого, у WeWork продвигался проект WeWork Labs: программы-инкубатора для помощи стартапам в их росте.

Компания быстро расширялась, открывая пространства буквально всюду, что привлекло значительные инвестиции венчурного капитала. Произошел агрессивный международный рост, но вместе с ним по всем законам экономики росли и убытки.

А в 2019 произошла известная попытка выйти на IPO. Раскрытие финансовой отчетности WeWork показало огромные убытки, сомнительные показатели эффективности и пошли реальные опасения по поводу устойчивости её бизнес-модели. Лидерство Адама Неймана подверглось критике за самодеятельность и эксцентричное поведение – доверие инвесторов серьезно пошатнулось.

Оценка упала с $47 миллиардов до всего лишь 8

Попытка IPO превратилась из потенциального триумфа в катастрофу. Нейман был отставлен, а компания оказалась на грани выживания. Положение спас Softbank, но компании пришлось значительно сократить штат и сосредоточиться на своем основном бизнесе.

Ребята всё же смогли выкарабкаться, а спустя 2 года провести IPO, и в общем настроения казались позитивными, но в конце 2023 они подали заявление о банкротстве.

Дело в том, что случился ковид, который подкосил спрос на аренду офисных помещений: люди переехали работать к себе домой, и появился тренд на удаленку. Несмотря на то, что сейчас многие возвращаются в офисы, долги компании успели многократно вырасти и выйти из-под контроля: только по долгосрочной аренде они превысили $13,3 млрд.

И всё потому, что WeWork фактически занималась недвижимостью: бизнес-модель строилась на покупке хороших помещений в кредит (притом по завышенным ценам), а в 2022 стоимость помещений снизилась. Платежи по кредитам оставались прежними, и стартап не справился с долговой нагрузкой.

Бизнес схлопнулся буквально за год, без особых к тому предпосылок.

Bird — Поворот не туда

Компания по аренде электросамокатов.
Основал её один из руководителей Uber со звучной фамилией – Трэвис Вандерзанден.

Как и в большинстве описанных кейсов, компания росла стремительными темпами: география аренды простиралась от США до Ближнего Востока. 5 ноября 2021 года они успешно вышли на биржу через SPAC (слияние с другой компанией для облегченного IPO).

Но что-то пошло не так: после размещения акций их стоимость резко пошла вниз с $19 до текущих 8 центов.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Причины такого поведения стоимости неизвестны по сей день – вполне возможно, из-за неоднозначности самого бизнеса, суть которого по сей день вызывает массу социальных вопросов, не говоря о неясных экономических моделях управления.

Важно отметить, что сфера микромобильности во многих странах серьезно зарегулирована, что не препятствует моделям такого бизнеса. Ограничения в скорости, местах парковки, обслуживания и техосмотров и т.д. Кроме того, сфера крайне конкурентная – и чем дальше распространяется рынок, тем больше приходится прилагать усилий для захвата своей доли.

Перейдем ко второй главе – про тех, кто просто обманывал инвесторов.

IRL — Самая дорогая ботоферма

Совсем молодая компания родом от 2018 года. IRL сделали приложение, через которое люди могли организовывать встречи и мероприятия в офлайне. Фактически социальный календарь с идеей сделать социальные взаимодействия более реальными и менее зависимыми от экранов и устройств.

Концепция получила популярность, и когда грянул ковид IRL не растерялись. Они начали продвигать виртуальные мероприятия, такие как онлайн-концерты, киберспортивные мероприятия и вечеринки в Zoom, сотрудничая с такими компаниями, как Live Nation, Ticketmaster, Eventbrite, Twitch, YouTube, TikTok и Spotify. Это помогло им расти, делая виртуальные события насыщенными в меру для сложившейся ситуации.

К 2021 компания уже стала единорогом. А в 2022 они сделали заявление, которое разрушило казалось бы успешный бизнес:

Мы достигли отметки в 20 млн. пользователей

Авраам Шафи, основатель IRL

Заявление звучало неправдоподобно, несмотря на успехи в ковид – тогда количество пользователей выросло многократно. Даже сотрудники компании проявили сомнения в названной цифре, что спровоцировало два события: ряд сокращений (всего 25% штата) и расследование от SEC (комиссия по ценным бумагам США).

Регулятор счел, что компания могла ввести инвесторов в заблуждение. Вместе с этим один из сотрудников подал жалобу на увольнение. По его словам он и ряд коллег были сокращены в отместку за выражение обеспокоенности по поводу завышенного количества пользователей IRL.

В апреле 2023 генеральный директор компании был отстранен от должности за неподобающее поведение. Вскоре и SEC закончили расследование, которое показало, что

Реальное число пользователей составило всего 1 млн
против 19 млн. ботов с намеренной активностью

Стартап сразу же полетел в бездну.

Приложение IRL было официально закрыто 27 июня 2023 года в 12:00 по тихоокеанскому времени — ровно через сутки после обнародования результатов расследования.

И есть огромные опасения, что подобные ботоферм намного больше, чем нам кажется.

Byju's — Больше и больше

Образовательный стартап, основанный в 2011 супругами из Индии. Представляет из себя онлайн-платформу, с ориентиром на американский и индийские рынки – на ней можно получать услуги репетиторов для школьников, и готовиться к серьезным международным экзаменам для абитуриентов и студентов.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

За время существования компании, та скупила другие стартапы и платформы на общую сумму $2,8 млрд, что существенно расширило продуктовый портфель и географию присутствия.

Платформа настолько зашла аудитории и инвесторам, что та стала единорогом уже в 2018. А в 2020 получила статус декакорна. Конечно, ковид здесь сыграл серьезную роль, но не стал основополагающей причиной взлета компании.

Декакорн – компания с оценкой инвесторов

выше $10 млрд

На сегодняшний день в мире всего 43 таких компаний, куда входят SpaceX, Epic Games, OpenAI, Miro и т.д.

На март 2022 года Byju's оценивался в $22 млрд, а количество пользователей превысило 100 млн., включая 6 млн. Premium-подписчиков.

И в этом же году у компании начались проблемы, когда они собирались во всю выходить на биржу – инвесторы заметили проблемы в управлении. Как минимум они не справлялись с массой купленных EdTech-проектов: их ресурсы простаивали, а HR не справлялись с колоссальной текучкой. При этом руководство не останавливало экспансию, и продолжало покупать и покупать — для этого даже пришлось залезть в долги, общей суммой $1,2 млрд.

Там же выяснилось, что в 2021 не была сдана финансовая отчетность, ввиду прибытия огромного количества новых стартапов и абсолютной путаницы в цифрах. После аудита выяснилось, что чистые убытки компании составили $570 млн – инвесторы забили тревогу, а оценка компании полетела вниз.

Было уволено 3000 сотрудников, а индийские регуляторы начали проверки компании на факт агрессивных продаж (детям навязывали кредиты на платные курсы, а ушлые менеджеры по продажам даже посещали дома потенциальных кредиторов), а также возникли подозрения в валютных махинациях.

Оценка компании как минимум упала в 4 раза, но это не предел – в начале 2024 года компания оценивается в $200 млн, что составляет 1% от пиковой стоимости.

Быстрый рост компании её и погубил – невозможно управлять бесчисленными процессами, когда они толком не налажены. И, конечно же, нельзя врать инвесторам. Это рано или поздно вскроется, а последствия будут катастрофическими: как для компании, так и для репутации основателей.

Финал

Попытки казаться больше чем ты есть, безалаберность и стремление расти как можно выше без прочного фундамента – именно так можно подытожить всю подборку. Вполне успешные компании со своевременными и актуальными продуктами со временем начинали гонку за деньгами, в ущерб операционным процессам, что их и погубило. Очень часто такие провалы провоцируют сами инвесторы, давая компаниям ошибочную оценку – завышенные показатели без тщательного фундаментального анализа кружат голову, а это самое страшное для руководства: не видеть реалий и бежать впереди паровоза, который рано или поздно догонит бегущего.

Компании, в которые нельзя было вкладываться – крупнейшие провалы 2023

Никакие успешные показатели компании не могут дать гарантий светлого будущего

Даже если в него ведут Илон Маск или Сэм Альтман. Их техногиганты, по праву считающиеся одними из лучших в мире, тоже могут сложиться в любой момент: недавно это чуть не случилось с OpenAI при неожиданной отставке Альтмана. Тогда практически образовался внутренний раскол: львиная доля сотрудников была готова покинуть компанию вслед за Альтманом, что завершило бы историю OpenAI в одночасье. И только действия инвесторов, включая Microsoft, смогли сохранить проект.

То же самое можно сказать про Илона Маска и Space-X.Инвесторы вкладывают туда деньги как зачарованные, и тому есть обоснование: планы по колонизации Марса и существенные успехи со Starship, запуски спутников, Старлинки и другие коммерческие штуки, а также репутация самого Маска как успешного серийного предпринимателя. Инвесторы готовы вкладывать, проекты растут и дают плоды, акции растут. Но с другой стороны, его одиозное поведение, которое порой становится маниакальным, может поставить весь успех на одну карту.

Невозможно угадать, где споткнется компания, как невозможно предсказать споткнется ли вообще: просчитать все риски ещё никому не удавалось. Единственная защита инвестора – это диверсификация портфеля.

В статью не вошла ещё пара компаний, поскольку та вышла бы чрезмерно огромной. Но уделю на каждую по абзацу.

Argo AI
Занимался разработкой технологий автономного вождения, как и Cruise. Был основанный в 2016 году с инвестициями от Ford на сумму $1 млрд. Компания активно разрабатывала и тестировала свои системы на публичных дорогах, но столкнулась с финансовыми и стратегическими трудностями, что в итоге привело к её закрытию. Ford и VW (около $1 млрд. инвестиций) решили переориентировать свои усилия на разработку систем помощи водителю, отказавшись от дальнейшего финансирования стартапа.

Главные причины: не вписались в рынок и не сумели добиться прорыва в технологии.

CloudNordic
Пожалуй самый форс-мажорный случай из всех. Это известный датский облачный хостинг-провайдер, работавший с 2007 года, который был подвергнут беспрецедентной кибератаке, в ходе которой абсолютно все данные компании были зашифрованы. Хакеры требовали неадекватно огромный выкуп, но руководство принципиально отказалось его выплачивать, что повлекло полную ликвидацию компании.

Главные причины: несовершенство систем безопасности.

В 2024 году нас ждут новые успехи и провалы, и хотелось бы верить что примеры с такими компаниями служат историческим уроком для других. Как известно, техника безопасности написана кровью – и почти то же самое можно сказать и о ведении бизнеса. Последствия краха крупных компаний могут аукаться годами – как для основателей и работников, так и для инвесторов и контрагентов.

Под конец материала, в лучших традициях vc.ru, я приглашаю вас в свой Телеграм-канал:

В нём я рассказываю про венчурный капитал и свои инвестиции в технологические компании США на Pre-IPO и IPO стадиях. Или можете посетить наш сайт – там информация о нашем портфеле, стратегии и прочем.

С вами был Александр Столыпин.
Вкладывайтесь с умом.

2222
25 комментариев

С Круизом вышло очень грустно. Но уверен, что GM не дадут им загнуться.

3
Ответить

Ужасная история 💔

4
Ответить

— Не бойся, крестьянин, не даст тебе советская власть с голоду подохнуть: расстреляем мы тебя! ©

1
Ответить

Знакомые сильно верили в компанию Virgin Galactic, год торговали акциями, все было хорошо, и вот после анонса, что будет первый в мире космический полет с туристами, они начали готовится к этому и скупать акции компании на все деньги, что у них были и дополнительно влезать в кредиты и еще параллельно звать на скупку акций всех друзей и знакомых, все хорошенько затарились в ожидании полета акций на луну, но после состоявшегося вылета корабля, акции полетели в противоположную сторону более чем на 80%, и все до сих пор сидят в жутких минусах, да это не крах компании, но очень похоже на манипуляцию, в итоге знакомые по уши в долгах, а те, кого они позвали с собой, тихо их ненавидят.

Итог: Нельзя слепо верить, что компания всегда будет показывать рост и бездумно скупать акции, особенно на новостном фоне

2
Ответить

Статья как раз об этом - нельзя покупать только один актив, да ещё и на весь кэш. Тем более кредит. Инвестиции в кредит это часто малообоснованная спекуляция.

Впереди нас ждет немало новых и Вирджинов и Галактиков.

3
Ответить

Во чтобы так вложится, чтобы сразу, надежно и гарантированно разбогатеть)

2
Ответить

Вот чтобы прям сразу?

Ответить