Ещё не используете в бизнесе нейросети? Тогда мы идём к вам

2024 год - в своём роде замечательное время для малого бизнеса. И причиной тому - нейросетевая технологическая революция, которая готовится выйти на финишную прямую. Вспоминаем в статье её предшественницу, распространишую интернет и породившую e-commerce, рассказываем про кривую Gartner и то, существуют ли уже нейросети, доступные для российского малого бизнеса (спойлер: да).

Эта статья и другие, а также обзоры нейронок и кейсы внедрений - в нашем канале мAIржинальность. Подписывайся!

Технологическая - не бархатная

В феврале 2011 года «Wall Street Journal» шутил: «книжный ритейлер "Borders" открывает в своей истории новую главу… 11-ю». Героям материала было не до шуток: речь шла об 11-й главе Кодекса США о банкротстве.

Международный ритейлер книг и дисков, некогда собственник точек в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре закрывал 399 магазинов, прощался с более чем 10 000 сотрудников, а клиентскую базу и все товарные знаки передавал главному конкуренту — сети «Barnes&Noble» (здравствующей до сих пор).

Одной из причин краха «Borders» стала очередная технологическая революция. Наступала цифровая эпоха и зарождался e-commerce, а у компании на 2007 год было слишком много физических магазинов при полном отсутствии онлайна.

И «Borders» были не единственными. Жертвами цифровизации стали также «Kodak», «Xerox», «Toshiba», «Nokia» и множество других, не всегда известных российскому потребителю, но зачастую очень примечательных компаний (например, «Sears», владевшая несколькими розничными сетями и основанная ещё в конце XIX века).

Обанкротились не все (кто-то «всего лишь» потерял значительную долю рынка и/или активы), но важно, что технологические революции не бывают бархатными и порождают своих жертв.

Едва ли будет исключением и нынешняя — нейросетевая.

Время, за которое онлайн-сервисы набрали 100 млн пользователей. Источник: «Reuters».
Время, за которое онлайн-сервисы набрали 100 млн пользователей. Источник: «Reuters».

По кривой дорожке

Американская исследовательская компания «Gartner» ежегодно выпускает отчёт, посвящённый прорывным технологиям, находящимся на ранней стадии развития, но способным сильно повлиять на бизнес и общество в следующие 2−10 лет. В 2023 году в список вошёл и искусственный интеллект (ИИ или AI).

Методология «Gartner» предполагает, что развитие вообще любой технологии идёт по кривой из пяти этапов:

  1. Момент прорыва, когда технология получает прикладное применение;
  2. Пик ожиданий, когда о технологии начинают много говорить;
  3. Период экспериментов;
  4. Первые успешные внедрения технологии, когда она начинает приносить пользу;
  5. Массовое внедрение.
Принципиальная модель развития технологии. Источник: «Gartner».
Принципиальная модель развития технологии. Источник: «Gartner».

Для бизнеса самый важный этап — четвёртый. На нём технология уже прошла проверку на прочность и доказала свою полезность, но многие компании ещё относятся к ней настороженно и не спешат внедрять.

Поэтому это идеальный момент, чтобы применить новшество раньше конкурентов и большей части рынка — и с этим козырем вырваться вперёд. Те же, кто будет держать выжидательную позицию до последнего, рискуют написать свою «11-ю главу».

И кстати: в августе 2023 года «Gartner» оценивал, что до массового внедрения ИИ остаётся менее пяти лет.

Не имей сто рублей

Хорошая новость для среднего и малого бизнеса: на кривой «Gartner» он имеет фору перед enterprise-компаниями. Дорогие и вместе с тем рискованные эксперименты (т.е. третий этап кривой) выпадают на долю именно крупных игроков. А тем, кто поменьше, можно дождаться череды успешных кейсов, которые откроют четвёртую фазу с повышенным спросом на технологию и, соответственно, её первыми инструментами для массового сегмента.

Сейчас нейросети и GPT преодолевают именно этот перелом. «Сбер» совершает 84% звонков с помощью робота-оператора; «Тинькофф» страхует клиентов от мошенников с помощью ML-модели; «Магнит» благодаря этой же технологии увеличивает ROI в три раза; товары на «Ozon» и объявления на «Авито» модерирует ИИ — вот лишь немногие успешные примеры использования искусственного интеллекта. Согласно подсчётам «Билайна» и «Brand Analytics», в 2022 году передовые российские компании заработали благодаря ИИ 137 млрд рублей.

Собственно, о кейсах внедрения нейросетей рассказывает уже и малый бизнес.

ИИ становится не дорогостоящей инновацией, а стандартным инструментом, который можно запустить за несколько месяцев и уложиться в бюджет до миллиона рублей. По подсчётам «Naked Science», в 2022 году в ИИ-проекты уже были вовлечены более 2000 российских организаций. Войдёте ли вы в третью тысячу? Выбор за вами.

11
Начать дискуссию