Как продолжить карьеру в 40+

Любая корпоративная карьера когда-нибудь заканчивается. И большинство топ-менеджеров 40 начинают подумывать, что будут делать следующие десять-пятнадцать лет. Если вы – настоящий карьерист, вам трудно смириться с мыслью, что в какой-то момент карьера закончится.

Статусных должностей на всех амбициозных руководителей не хватает. Кто-то достаточно хорошо заработал уже к 40, вложился в недвижимость и обеспечил себя и семью пассивным доходом до конца жизни. Но на покой все равно не хочет, а хочет быть востребован в профессии и продолжать приносить пользу бизнесу и людям.

Есть один хороший сценарий, как возрастным амбициозным руководителям долго оставаться востребованными, если хочется закончить корпоративную карьеру.

Станьте дорогим консультантом!

Выбрав этот вариант, вы обеспечите себе:

  • · Интересные масштабные проекты

  • · Профессиональную реализацию и развитие

  • · Статус и достойный доход

  • · Реализацию своих амбиций

  • · Карьерное долголетие.

Этот сценарий не требует денежных вложений. Вы даже в доходе не потеряете, если сделаете грамотно первые шаги. Развивать свой консалтинговый проект можно, еще работая в найме, и закончить офисную карьеру, когда доход от консалтинга станет равен или превысит текущую зарплату.

Через пару-тройку лет можно будет создать собственное агентство и масштабировать его.

Во многих странах логичным продолжением карьеры топ-менеджера является консалтинг. Мудрого опытного эксперта приглашают как советника для помощи бизнесу. Там это никого не удивляет, и каждый возрастной руководитель знает, что если захочет продолжить карьеру, то будет востребован именно в этом качестве.

В России многие руководители после увольнения по привычке ищут новую работу в найме и не видят других вариантов, если поиск не срабатывает. И тогда они снижают свои притязания, переходят на менее статусные должности с меньшим окладом и ощущают себя сбитыми летчиками.

Важно вовремя отследить, не пора и вам покончить с корпоративной карьерой.

Проверьте себя. Не пора ли вам задуматься о переходе из найма в консалтинг?

Тест: 5 причин задуматься о выходе из найма

1) Вы слишком хорошо работаете и предпочитаете доказывать свою нужность работодателю методом упорного труда, поэтому устраняетесь от участия в офисной политике.

Это, конечно, прекрасная позиция. Но когда руководитель высокого уровня, изо всех сил «топит за результат», он попадает в недружественное окружение коллег равного статуса, многие из которых не могут похвастаться такой же эффективностью. И тогда они начинают плести интриги против слишком результативного смежника.

Зачастую (и как это ни парадоксально!) их поддерживает вышестоящее руководство, потому что генеральный директор или собственник обычно боится потерять команду.

К сожалению, невозможно удержаться на должности, если не выстраивать специальных отношений с руководством и коллегами. А если вы работаете в крупном холдинге, то ещё и с многочисленными кураторами. Чем выше статус должности, тем больше времени топ-менеджер тратит на создание и поддержание деловых связей - все эти чай/кофе/бильярд. И большая иллюзия — считать, что этого можно избежать в рамках корпоративной карьеры.

Единственный способ не участвовать в офисной политике — стать приглашенным консультантом для такой команды. И тогда у вас появится возможность использовать свои профессиональные компетенции и выдавать нужный клиенту результат, не обращая внимания на бурлящие в команде интриги.

Проверочный вопрос: на что вы больше ориентированы - на развитие отношений или на результат?

2) Вы не хотите идти в открытый конфликт.

Нас всех научили в бизнес-школах амортизировать свои негативные эмоции и конструктивно влиять на других людей. «Давая обратную связь, делай раз-два-три, смотри на невербальные проявления собеседника, подбирай аргументы, бла-бла…»

Не подумайте, я не против грамотных коммуникаций. Однако цивилизованное влияние не всегда работает там, где идёт ожесточенная борьба за ресурсы. Особенно, если все одинаково конструктивно выстраивают свои сообщения, и совершенно невозможно распознать, кто делает это неискренне и завтра даст под дых. Если в вашей команде есть хотя бы один манипулятор, то рано или поздно все владеющие навыками цивилизованной коммуникации незаметно для себя начинают бегать по кругу и не могут из него вырваться.

Игнорируя затяжной конфликт, вы сильно рискуете. Ваш оппонент сыграет тайно против вас, используя для этого хитрые приемы. Если вы хотите и дальше оставаться в корпоративной системе, вам придется научиться действовать также. Возможно, более дипломатично, но придется. И если такая наука вызывает у вас скрежет зубов, я вас прекрасно понимаю. Но ничего кроме как подумать о собственном проекте, не могу вам предложить.

Проверочный вопрос: есть ли у вас желание учиться играть в офисную политику?

3) Вы не хотите нести ответственность за чужой бизнес.

Когда мои клиенты — топ-менеджеры — обращаются ко мне за помощью при поиске работы, часто я слышу такое: «Я хочу работать там, где собственник точно знает, что он хочет от своего бизнеса, умеет мыслить стратегически, четко ставит задачи, дает конструктивную обратную связь и несет ответственность за свои слова и действия». Другими словами — выполняет в полной мере свой лидерский функционал.

При этом собственник со всей своей предпринимательской харизмой может и матом приложить, за ним не заржавеет. Поэтому на топ-уровне очень важно уметь грамотно лавировать среди взаимоисключающих друг друга задач (особенно, если начальников у вас больше, чем один), переспрашивать, перепроверять, формировать договоренности, а потом спокойно передоговориться. А также иметь высочайший уровень эмоциональной устойчивости, потому что придется часто получать деструктивную обратную связь.

Только если вы всё это готовы и можете выдержать, то не только удержите текущие позиции, но и договоритесь об опционе, если захотите. А если выдерживать не готовы, возможно, стоит задуматься о продолжении карьеры вне найма.

Проверочный вопрос: готовы ли вы нести ответственность за чужой бизнес, если его собственник не знает, чего хочет, и не умеет быть «хорошим» руководителем?

4) Вы не толерантны к непрофессионализму и безответственности.

В любой топ-команде есть как минимум один отщепенец. Или любимчик шефа, которому он бесконечно предан. Или его родная тётка. Или человек, которого никто не решается трогать, потому что он специалист узкого профиля. Или… Ну, вы поняли. И вам хочется хлопнуть дверью всякий раз, когда на совещании этот товарищ открывает рот и озвучивает свои предложения. А шеф еще и прислушивается к нему!

И если после вы найдёте другую хорошую работу, то там снова встретите таких же непрофессионалов. По моей статистике, в команде из десяти человек высоко профессиональных всего два человека. Ещё два — те самые отщепенцы, выгнать которых я как консультант всегда рекомендую. Остальные шесть дрейфуют в ту или другую сторону в зависимости от того, куда им позволяет дрейфовать руководство. И зачастую мои призывы к голосу коллективного или начальственного разума с требованием «уволить подонка, пока он не развалил бизнес», не имеют никаких последствий, потому что «Ну, понимаете ли, не все так однозначно…»

Если вы хотите оставаться в корпоративной карьере, вам придётся быть терпимее к тем, кто не такой результативный / ответственный / компетентный как вы, перестать раздражаться на них и научиться выстраивать свою работу вокруг их работы, иначе ваши эмоции приведут вас к профессиональному выгоранию. А после этого вы либо сами не выдержите, либо от вас избавятся.

Проверочный вопрос: считаете ли вы себя более компетентным, ответственным и результативным, чем некоторые члены вашей команды, и готовы ли мириться с их недостатками?

5) Вы уже давно не получали хороших предложений о работе.

Вы много и честно работали, чтобы получить то, что имеете, и можете по праву собой гордиться. Но если вы уже достаточно давно занимаете своё текущее место, то, несмотря на желание что-то изменить, у вас всё равно есть страх его потерять. Навыки ходить по собеседованиям утеряны, или их никогда и не было, потому что вас все время приглашали на новую позицию. Времена меняются, а с ними и требования работодателей, связи ослабевают, уволившиеся коллеги жалуются на отсутствие хороших перспектив.

Прибавьте сюда все те случаи, когда на совещании коллеги не хотят услышать ваши идеи. Ведь у вас наверняка есть парочка мыслей, с которыми вы давно носитесь, но всё время натыкаетесь на возражение типа «сейчас не время».

Чем больше страха или раздражения от неудач, тем сильнее неуверенность, а там и до синдрома самозванца рукой подать: «А достоин ли я того, что имею?» Повезло тем руководителям, которые постоянно меняют работу и уверены в том, что всегда смогут круто презентовать себя и свои идеи потенциальным работодателям и точно найдут новую работу, еще лучше прежней. Вне зависимости от того, какой у вас стаж занятости, вам всё равно придется развивать личный бренд и авторитет эксперта, чтобы оставаться востребованным. Так не лучше ли направить свои усилия на поиск тех клиентов, с которыми вам будет комфортно работать, и которые будут прислушиваться к вашим идеям?

Проверочный вопрос: вы не устали ждать приглашение на хорошее собеседование?

Результаты теста.

Если после ответов на вопросы вы поняли, что:

  • Больше ориентированы на результат, чем на поддержание отношений;

  • Не хотите учиться играть в офисную политику;

  • Устали исполнять чужие противоречивые идеи и нести за них ответственность;

  • Не хотите мириться с низкой эффективностью коллег;

  • Не видите смысла ходить по собеседованиям с непредсказуемым итогом.

Возможно, вам стоит серьезно задуматься: оставаться ли в найме, рискуя стать сбитым летчиком, или создать собственный проект и монетизировать свою экспертность за пределами офисной карьеры.

В России в настоящий момент происходит очередное перерождение рынка экспертных услуг. Одни только налоговые претензии поражают воображение – речь идет о миллиардах. И это только то, что мы слышим, а сколько еще остается в тени. Я ни в коем случае не предлагаю успешному руководителю становится очередным коучем. Лучшее, что вы можете сделать, если решите закончить с корпоративной карьерой – подумать о том, каким организациям нужны ваши мозги, и сколько они готовы заплатить за решение своего вопроса с вашей помощью. Думаю, миллиарды условной Блиновской вам не нужны (да и не светят), но свои пару миллионов вы всегда сможете заработать, например, разработав финансовую модель для IT-компании, мечтающей о захвате рынке.

Желаю вам подумать о собственном проекте заранее, пока вы еще работаете в найме. Если хотите карьерного долголетия и гибкого трудоустройства.

P.S. Подписывайтесь на мой ТГ-канал, там я выкладываю полезные материалы для тех, кто хочет долго оставаться востребованным.

11
Начать дискуссию