Сегодня - обещанная вторая часть поста о правовых аспектах кейса "Дуров - отец сотен детей?".

Здесь размещена первая часть нашего поста - про этические аспекты этого кейса.

Иллюстрация вымышленная: "Дуров - биологический отец сотен детей" (фото сгенерировано с помощью Midjourney V6.1)
Иллюстрация вымышленная: "Дуров - биологический отец сотен детей" (фото сгенерировано с помощью Midjourney V6.1)

Прежде всего, замечу, что вопрос биоэтики и права очень сложен, требует узкопрофессионального подхода, поэтому максимум на что я претендую в данном посте - это обозначение общих законодательных подходов и решений в судебной практике.

Итак, прежде всего, чем регулируется донорство биологических материалов в России:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению"

Следует отметить, что в указанной сфере в настоящее время наличествует большое количество пробелов и урегулирование зачастую осуществляется на уровне гражданско-правовых отношений и сложившейся практики.

К примеру, приведу несколько выдержек из вышеуказанного приказа:

18. Решение о дальнейшей тактике (донорство, криоконсервация, утилизация) в отношениинеиспользованных при оказании медицинской помощи с использованием ВРТ половых клеток иэмбрионов принимают лица, которым принадлежат половые клетки и/или эмбрионы, путем заключения гражданско-правовых договоров.

41. По письменному заявлению пациентов, принадлежащие им криоконсервированныеполовые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы выдаются на руки пациентам. После передачи биоматериала ответственность за их сохранность, качество и транспортировку несут самипациенты.

71. Противопоказанием для переноса эмбрионов суррогатной матери является наличие у неезаболеваний (состояний), включенных в Перечень противопоказаний. Женщина, состоящая в браке,зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, можетбыть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не можетбыть одновременно донором яйцеклетки.

Итак, два основных вопроса правового характера, которые поднимает кейс Павла Дурова.

1) Имел ли он право осуществлять разглашение информации о факте донорства биологического материала?

Указанный вопрос должен быть урегулирован соглашением с клиникой, оказывающей услуги по репродуктивной медицине. Как правило, при получении информационного согласия от донора берется фотография (обычно детская), которую он обязуется не размещать нигде кроме указанного банка данных. чтобы не допустить его идентификацию по фотографии. На клинику же возлагается охрана медицинской тайны, в том числе тайны донорства.

2) Может ли один донор стать отцом 100, как заявляет Дуров, детей?

Юридически, как правило это не запрещено, однако многие клиники на уровне сложившейся практики ограничивают количество семей, которые могут воспользоваться биологическим материалом одного донора. Плюс в соглашении с клиникой для донора может быть прописана обязанность не осуществлять сдачу своего биоматериала в другие клиники.

Почему? Потому что (мы этот вопрос поднимали в первой части поста) тот донор, который признается здоровым на текущий момент, может потенциально является носителем скрытой мутации, влекущей за собой определенные заболевания. На данный момент подобная мутация может быть неизвестна, но станет известна в будущем.

В некоторых странах существуют законодательные ограничения на количество семей, которые могут воспользоваться биологическим материалом от одного человека. В России такое правило юридически не закреплено. Если такие ограничения клиники не будут вводить на уровне сложившейся практики, то увеличивается риск пересечения "наследников" донора-носителя "скрытого" гена и рождения детей с проявившимися мутациями и заболеваниями.Так, Европейское общество репродукции человека и эмбриологии (https://www.eshre.eu/Guidelines-and-Legal/Guidelines/Information-provision-in-donation) пришло к выводу о необходимости законодательного ограничения допустимого количество детей (семей, воспользовавшихся донорством) для того, чтобы избежать риска их встречи.

Если у Вас есть время и желание, Вы можете принять участие в проведенном нами соцопросе об этических аспектах этого кейса: там всего 4 вопроса, это займет всего лишь пару минут)

Во второй части поста мы рассмотрим правовые аспекты этого дела.

Мой сайт: https://lawdigit.ru/

Телеграм-канал: https://t.me/law_and_digit

11
Начать дискуссию