Велодорожки в Риге - благо для города или очередная глупость ?

Пустые витрины rigaplus.lv

Сравнительно недавно в латвийском интернете появилось две статьи на одну тему:

Первая – это интервью нового мэра Риги Мартиньша Стакиса.

Мэр рассказывает о многих аспектах жизни города, но я хотел бы обратить внимание на один абзац :

"Все должны понять: больше не будет так, как было. Этот город больше не будет планироваться для удобства автоводителей. Раньше мы строили тротуары так, чтобы автомобилям было удобно попасть во двор. Но тротуар в первую очередь должен быть удобен пешеходу. Эта философия будет меняться и впредь. Машинам нет проблем заехать во двор. Возможно, это теперь придется делать медленнее и осторожнее.

На Чака пробки были всегда. Как можно в 2020 году планировать улицы по советским стандартам — для пешеходов и машин? Разве мы не видим, что велосипедов в сто раз больше, чем десять лет назад? Разве мы не видим людей на электроскутерах? Им надо найти место в дорожном движении — они не могут ехать по тротуарам.

Надо все глобально переделать. Нет речи о том, что мы совсем выселим автомобилистов. Но сейчас 80% инфраструктуры — для автомобилей. Притом что вовсе не 80% рижан ездят на автомобилях. Итог: 40% жителей центра Риги покинули его. Я сам живу на улице Чака и каждый день еду на велосипеде. И что я вижу? Каждое третье место на улице Чака, где могли бы быть кафе и магазины, украшает знак "Сдается в аренду!". Даже азартные игры покинули эту улицу, потому что невыгодно. Улица умирает из-за того, что она превратилась в автостраду с четырьмя полосами. Больше такого в Риге не будет!"

А вот другая статья : "Бизнес и жители бегут из центра Риги":

В ней, свою оценку происходящего дали специалисты из отрасли недвижимости.

"Как показывает статистика, жители бегут из Риги, и в особенности — из центра Риги, — замечает руководитель по сделкам с недвижимостью Latio Элина Дуце. — Пробки, сложности с поиском автостоянки, высокая стоимость жилья, небезопасная среда для передвижения маленьких детей — в результате человек решает просто покинуть неприемлемую для него среду".

И еще :"Пробки, плохие возможности для парковки дорогих автомобилей — это не нравится и жителям центра, и приезжим".

Начальник отдела оценки Arco Real Estate Марис Лаукалейс подчеркивает:

"Понятно, что и клиентам, и работникам очень важно, чтобы к этому зданию можно было нормально подъехать. Это одна из причин, почему интерес к офисам в центре Риги падает, снижаются и цены на аренду."

Пустые витрины rigaplus.lv

Как видим, мэрия и бизнес, оценивая одни и те же факты, делают прямо противоположные выводы. Впрочем, это уже традиционно для нашей бедной страны. Многоуважаемый мэр искренне считает, что очистив центр города от автомобилей, он оживит его, и заполнит улицы толпами прохожих и туристов, а пустующие коммерческие площади первых этажей расхватают в аренду предпримчивые бизнесмены.

Серьезно ???

Вообще, я с симпатией отношусь к новому мэру, ну правда. Молодой парень, всю сознательную жизнь, с 1998 по 2018 год проработал в частном бизнесе. Был директором по маркетингу в большой компании, затем почти 8 лет занимался кофейным бизнесом, владел модным богемным. Ну, казалось бы, в отличии от бывшего русского мэра-журналиста, человек должен понимать причинно-следственную связь между количеством клиентов и удобством подъезда и наличием парковочных мест.

Ан нет... не понимает. Вращаясь в модных хипстерских кругах, мэр, судя по всему, искренне считает, что львиную часть состоятельных жителей столицы составляют модники на винтажных велосипедах, перемещающиеся из одного модного кафе в другое ? И единственное, что останавливает столицу от массового наплыва таких людей - это оживленное автомобильное движение в столице.

Посмотрим, что говорит по этому поводу статистика:

А гласит она следующее - обеспеченные жители уже давно массово покидают центр Риги, переселяясь в Пририжье (Рижский район), Юрмалу, Елгаву.

Причем население Риги сокращается уже с 2000 года - с с 766381 до 627487 жителей или почти на 20%, при этом численность населения Рижского района это единственный регион страны, который показывает устойчивый рост населения, с 2000 года до 2020 с 358099 до 374466 человек. Только за 2019 год

население Риги сократилось на 0,8% (5127 человек), а вот Рижский район прирос за год на 1% или на 3900 человека, ну еще добрали 452 человека Юрмала и Елгава (362 и 90 человек), остальные скорее всего уехали за пределы Латвии.

Что важно - Рижский район является самым "молодым" регионом страны, дети здесь составляют 18,3% всего населения.

Вывод очевиден, Рига стремительно теряет население, причем теряет молодежь, самую активную часть жителей. Даже, не смотря на то, что Рига аккумулирует прирост трудовых мигрантов из других регионов страны, где демографическая ситуация еще хуже, в столице наблюдается отрицательная динамика роста населения.

Пустые витрины магазинов rigaplus.lv

Рига превратилась в место, куда едут из регионов на заработки и откуда уезжают местные рижане в более комфортабельные районы. И именно поэтому пустеют улицы и съезжают магазины. Нынешний житель столицы - это не праздношатающийся буржуа, который проводит время в кафе и ресторанах, а самый обычный рабочий люд, утром приезжающий в столицу на работу и вечером возвращающийся домой.

Когда происходит переоборудование улиц Рига в удобную среду для пешеходов и велосипедистов мы по сути ухудшаем и без того низкое качество жизни простых горожан. Допустим, что мэру, живущему на улице Чака, удобно доезжать до Городской Ратуши на велосипеде. Но вот, как быть сотням тысяч жителям Риги и окрестностей, для которых улица Чака единственная улица, по которой ходит общественный транспорт в центр и из центра столицы ? Речь идет о жителях Тейки, Пурвциемса, Дарзциемса, Плявниеков, Межциемса, Дрейлини, Улброки и еще множества районов поменьше. Им всем пересесть одномоментно на велосипеды ? А как быть пенсионерам, для которых выезд в Центр - очень часто является единственной возможностью посетить Рынок, погулять в парке или просто зайти в кафе ?

Налицо парадоксальная ситуация, когда и так, безо всяких усилий со стороны муниципалитета, обеспеченные рижане покидают столицу вместе со своими автомобилями (и поверьте - это не одна и даже не две машины на семью), а небогатые латвийцы, приехавшие в столицу на заработки, вынуждены торчать в часовых пробках на улице Чака, в переполненных троллейбусах и автобусах во время пандемии коронавируса. И все это для того, чтобы мэр и его друзья "хипстеры" могли домчаться с ветерком на велосипедах и скутерах до Старого города ?

В следующей статье попробуем разобраться как выйти из этой ситуации.

0
5 комментариев
Paavo Ulmanis

Всем крупным городам приходится избавляться от трафика, чтобы не было шума, пыли и выхлопов. Это единственный вариант решения проблем. Нравится ездить на автомобиле? Используйте CityBee. А так велик и городской транспорт - вполне себе решение.

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Надо убирать авто из центров городов. Организация эффективного общественного транспорта - это другая задача. Но спорю, легче ее решить без пробок и парковок в десятки километров.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim M
Автор

Дело в том, что речь идёт о важной транспортной магистрали, которая соединяет центр сразу с несколькими микрорайонами, за счёт велодорожек 4 полосы движения превратили в две. Рижский журналист провёл эксперимент, в час пик он шёл по улице пешком, а его коллега ехал в троллейбусе. Пешком вышло быстрее. При этом параллельная улица уже оборудована велодорожками, неужели сложно перенаправить велопоток по одной улице ? Зачем издеваться над тысячами пассажиров ?

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Вас не смущает транспортная магистраль в 4 полосы через центр города? Да да, я знаю, все так делают. Но это плохой дизайн. Машин все равно будет больше чем пропускная способность. Частные автомобили не эффективны в густо населенных местностях. Надо что-то менять, вот и меняют. Или пытаются. 

Ответить
Развернуть ветку
Maksim M
Автор

4 полосы - это не 4+4, а 2+2. Город исторически сложился так, что его пересекают три основных магистрали, улица Чака одна из них. И в обычной ситуации пробки на этих улицах обычное дело, а искусственно сократив две полосы, мэрия заставляет стоять в пробках именно общественный транспорт, уничтожив по сути приоритетную полосу для них. Частные машины как раз имеют возможность изменить маршрут, но не общественный. Менять надо - но как раз не так. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда