«Я — взрослый, и я не хочу учиться». Как бороться с саботажем корпоративного обучения

Привет! Сегодня о насущной проблеме HRD, L&D и тимлидов.

Руководители команд нередко сталкиваются с низкой вовлеченностью даже в рабочие процессы, что уж говорить о корпоративном обучении. Времени и сил и так впритык, а тут еще «факультатив» какой-то навязывают.

Сотрудники часто не имеют ресурсов на полноценную работу, но на прокрастинацию и срыв обучающих программ у них всегда энергия и смекалка найдутся, потому что мозг очень не любит делать бесполезную с его точки зрения работу. Вот в мозг саботирующих ваши курсы и вебинары коллег мы и попробуем проникнуть в этой статье.

Есть два типа сотрудников:

  • Одни воспринимают обучение на работе как вызов, испытывают спортивный интерес. Ну, такие достигаторы. Вау, еще одна галочка в моём списке дел.
  • Другие сопротивляются и не хотят развиваться. А когда всё это смотреть или, не дай бог, читать, если по задачам еще конь не валялся? Попробую отбояриться или проскроллить обучалку.
«Я — взрослый, и я не хочу учиться». Как бороться с саботажем корпоративного обучения

Кто-то из этих ребят учится в рабочее время с полным освобождением от текущих дел, а кому-то приходится жертвовать свободным временем по вечерам. Тут уж как карта ляжет. Пожалуй, эффективно учиться могли бы и те и другие. Другое дело — им нужно понимать, зачем это всё и насколько эффективным будет такое обучение. И тогда есть шанс договориться с богом прокрастинации. Разберем причины «прогула» корпоративного обучения.

Почему сотрудники саботируют обучение

Допустим, руководитель вполне отдает себе отчет, зачем его сотрудникам новая сложнейшая система хранения данных или китайский язык. А вот его подчиненные могут считать, что они и до этого отлично справлялись со своими задачами. Зачем чинить то, что работает? При этом отрывая себя от горящих дел, отчетов, ответов на письма, ну и ютубчика с телеграмчиком.

Вот три ситуации саботажа:

Виталий из отдела разработки мог бы учиться по пути с работы и еще немного дома. На дорогу уходит примерно 40 минут, но в это время он обычно листает мемы или слушает подкасты. Дома — семья и бытовые дела. После ужина есть 30 минут. Виталий открывает учебный материал и видит простыню текста с тяжелыми формулировками в заголовках. Ой, всё.

Алёна из команды маркетинга поехала на офлайн-конференцию. Это полезно во всех смыслах: актуальная тема, сильные спикеры, нетворкинг… Всё как надо. Только вот Алёну постоянно дергают по работе, и всю конференцию она сидит, уставившись в смартфон. Рабочий день ведь никто не отменял.

Дизайнер Егор привык работать строго с 10:00 до 19:00. Пришел, поработал и ушел. Он воспринимает работу как средство заработка здесь и сейчас — без каких-либо мыслей о повышении и саморазвитии. Егор не думал, что, прокачивая свои скиллы, он может быть ценнее для компании.

Как Виталию встроить в свою жизнь обучение? А может, Алёне нужен ее клон-помощник, который за нее обзаведется полезными контактами и внимательно послушает выступления спикеров? Как мотивировать Егора, чтобы он, занимаясь саморазвитием, помогал своей компании расти? Давайте разбираться.

Что делать

Задача руководителя (а также HRD и L&D) — не только помогать своим сотрудникам в задачах по работе, но и влиять на их уровень вовлеченности и мотивации. Как избежать прокрастинации в обучении и саботажа нововведений? Вот несколько советов:

  • Новые знания должны улучшать жизнь и работу сотрудников. И это должно быть понятно для всех.
  • Время — самый важный ресурс. Если на изучение учебного блока потребуется час, не стоит указывать меньшее количество времени.
  • Учитывайте нагрузку по работе. Пусть сотрудники выберут, когда им удобнее учиться. По возможности освобождайте их от задач по работе.
  • Экспериментируйте с форматами обучения. Это могут быть интересные комиксы, викторины, развивающие карточки и так далее. Так будет проще воспринимать и усваивать материал.
  • Поддерживайте доверительные отношения. Каждый сотрудник должен иметь возможность приостановить работу в пользу обучения — и наоборот.

Что делать. Часть 2

А теперь разберем пример команды, сотрудникам которой предстоит пройти курс по развитию коммуникативных навыков. Посмотрим, с какими проблемами они могут столкнуться, и предложим, как их решить.

В понедельник команда получила обучающий материал, который должен быть изучен в течение двух месяцев. Для кого-то это время пролетит быстро и курс будет усвоен без проблем. Но будут и те, у кого накопятся вопросы и желание прокрастинировать. А кому задать эти вопросы? Мотивация ушла в ноль.

Что делать. Поможет подход human to human. Разбейте команду на несколько групп и назначьте на каждую куратора. Он будет отвечать на вопросы сотрудников и помогать им справляться с трудностями.

Один из сотрудников рассказал коллеге, как сложно ему дается материал. Работы ведь и так выше крыши, голова забита. А тут еще надо переводить информацию с птичьего языка, потом всё это нужно понять — и только потом усвоить.

Что делать. Даже самые сложные вещи можно подавать понятным и интересным языком, при этом сохраняя экспертность. Один из способов — записать серию коротких подкастов. Этот формат легко воспринимается и не ассоциируется напрямую с учебой. Пусть команда слушает их по дороге домой или во время утренней пробежки.

Сотрудники с ужасом обнаружили, что в их курсе предусмотрены задания на проверку знаний. Или попросту «‎домашки»‎. Материал и так непростой, а тут ещё и делать что-то нужно для получения оценки. Прямо как в школе.

Что делать. Создавайте задания-якорьки, в которых команда сможет проявлять свои творческие способности. Пусть это будет не просто домашка, а творческая домашка, в которой не будет неправильных ответов. Попросите сотрудников написать о переносе срочного дедлайна пяти коллегам так, чтобы они ни разу не повторились в формулировке сообщений. Вместе с обучающим материалом такое задание положительно повлияет на вовлеченность.

На самом деле ситуаций и их решений может быть намного больше. Поэтому мы придумали кое-что полезное для вас.

27 июня в 11:00 по московскому времени подключайтесь на бесплатный вебинар на тему:

На вебинаре вы узнаете:

  • что такое прокрастинация в корпоративном обучении, как с ней справиться и чем она отличается от лени и выгорания;
  • какие есть стопперы у сотрудников в обучении и как их обходить;
  • как предугадать точки спада мотивации;
  • какие инструменты обучения действительно вовлекают сотрудников.

Помогать разбираться в теме будут спикеры:

Марина Войтович — продуктовый директор провайдера корпоративного обучения True Education, практик удаленной работы с 15-летним опытом, запустила 70+ корпоративных обучающих программ, адепт качественной обратной связи и благодарности в работе.

Ольга Куваева — практикующий психотерапевт с опытом более десяти лет, ведущая психологических мастерских и модератор образовательных программ. Представляет сервис подбора психологов Alter.

Вебинар будет полезен:

  • L&D- и C&B-специалистам;
  • HRD и руководителям HR-функций;
  • специалистам внутренних коммуникаций;
  • руководителям компаний и CEO.

На вебинаре разберем ваши кейсы организации корпоративного обучения. Поделитесь с нами, как вы организовали обучение, каких результатов планировали достичь, с какими психологическими трудностями столкнулись и что получилось в итоге. За анонимность можете не беспокоиться!

Регистрируйтесь на вебинар, чтобы вместе создавать команду мечты💛

Всем зарегистрировавшимся подарим гайд «Как встроить в корпоративное обучение точки вовлечения через творчество».

22
Начать дискуссию