Бизнес-консультант в малом и среднем-бизнесе. Кто это и зачем он нужен?

«Хороший советник лучше любого богатства»
Сократ

Кто такой бизнес-консультант?

Я не буду здесь давать сухие определения, думаю, они никому не интересны. Бизнес-консультант – это тот самый человек, которого приглашают со стороны, чтобы он помог найти решение каких-то проблем. Также очевидно, что взгляд «со стороны» очень часто помогает выявить то, что вы никогда не обнаружите, будучи сотрудником компании.Я хочу с вами поговорить исключительно о бизнес-консультантах, которые работают с малым и средним бизнесом, т.к. с предприятиями с численностью сотрудников ориентировочно от 5 до 70 человек. Эта работа во многом отличается от того, что делают специалисты, которых привлекают в подобных случаях крупные компании. И, как раз, с этими нюансами есть смысл разобраться.

Итак, в чем особенности малого и среднего бизнеса?

  • Бизнес по своей структуре достаточно простой. Обычно здесь не нужна сложная логистика или аналитика. Управление осуществляется небольшим числом людей. Отсутствуют и многие другие структуры, без которых невозможно представить себе управление крупной компанией.
  • Небольшой бизнес не имеет достаточных финансовых средств для того, чтобы привлекать к работе целый штат разных специалистов.

Именно эти две причины – отсутствие необходимости и экономия средств – привели к тому, что для малого и среднего бизнеса оптимальным решением является услуги консультанта-дженералиста. Напоминаю, что консультант-дженералист (в отличии от консультанта-специалиста) – это человек, способный оценить бизнес в целом, наметить общие тенденции, увидеть перспективы и возможности улучшения ситуации. Обычно ситуация выходит за рамки одного процесса и/или функции.

Конечно, не все так просто. Разобраться в том, что происходит в бизнесе и найти причины «заболевания» — это только половина дела. Решение должно быть конкретным, как рецепт от врача. А потому наряду с общим пониманием бизнес-процессов, консультант должен обладать многими сопутствующими знаниями и навыками. Так, сегодня невозможно представить себе управление бизнесом без использования программного обеспечения. А потому бизнес-консультант должен ориентироваться в IT-сфере, обладать знаниями о том, какие решения существуют, какие можно реализовать под заказ, уметь поставить задачу программисту и т.д.

Зачем нужен бизнес-консультант?

При общении с новыми клиентами мне постоянно приходится отвечать на этот вопрос. Также нередко его задают мои бывшие коллеги из IT-сферы и сотрудники различных компаний. Казалось бы, и правда:

  • Структура небольшого предприятия достаточно простая.
  • Увидеть работу «в целом» может и даже должен уметь руководитель.
  • «Слабое звено» найти не сложно, часто даже клерки понимают, какой отдел «тормозит» работу.
  • Для автоматизации можно напрямую обратиться к программисту.

Все это, конечно, верно. Именно так и должна работать небольшая компания. Но реальность несколько отличается от любой бизнес-схемы, и отличается обычно в худшую сторону. В результате, компания какое-то время работает, текущие проблемы решаются по мере их возникновения более или менее успешно. А потом наступает кризис. И тогда зовут бизнес-консультанта.

Что чаще всего видит бизнес-консультант?

  • «Узким местом» бизнеса очень часто оказывается совсем не то, о чем говорил клиент. Например, вы можете быть на 100% уверены, что ваша компания не может увеличить товарооборот из-за медленной работы склада. Вы покупаете на склад компьютеры и какое-то программное обеспечение для автоматизации работы. Нанимаете большее число грузчиков и кладовщиков, чтобы они быстрее собирали заказы. При этом истинная проблема кроется в непродуманной работе отдела доставки. Достаточно оптимизировать транспортные маршруты, научиться передавать документы на склад в правильном порядке, и пропускная способность этого склада вырастет без каких-то других вложений.
  • Для решения возникающей проблемы выбирают сложный и ошибочный путь. Как известно, на ошибках учатся. Но стоит ли учиться исключительно на своих? Бизнес-консультант, по сути, является кризисным менеджером. Его зовут тогда, когда компания сталкивается с определенными проблемами. Консультант анализирует бизнес, разбирается в предпосылках, которые привели к текущей ситуации. Он видит много разных ошибочных решений, а также их последствия на практике. И, естественно, в своей работе уже не повторит такие ошибки. А потому помощь бизнес-консультанта очень часто избавляет бизнес от «танца на граблях», на которых уже побывали ваши конкуренты.
  • При автоматизации работы предпочтение отдают далеко не самому лучшему инструменту. Чаще всего руководитель бизнеса и программист говорят «на разных языках». В итоге программист работает либо вообще без тех задания, т.е. составляет его себе самостоятельно на основе того, о чем он сам догадался в беседе с клиентом, либо получает ТЗ, которое на самом деле вынуждает его делать не совсем то, что реально нужно клиенту. Более того, любой IT-специалист без исключения органичен в выборе решения своей специальностью. Так, 1С-специалист будет привычно дорабатывать под поставленную задачу какую-то из 1С-конфигураций в то время, когда для решения проблемы может быть достаточно Excel-таблицы или отдельной программы для рассылки почты.

Итак, бизнес-консультант – это тот самый человек, который сумеет провести грамотную диагностику проблем, возникших в вашем бизнесе. Он привык смотреть не только на явные симптомы, но анализирует весь бизнес-процесс. После чего бизнес-консультант назначит вам правильное «лечение». У него есть практический опыт, есть знание и понимание ошибок ваших коллег, есть разные варианты решений, проверенные на практике.

Бизнес-консультант должен быть IT-консультантом

Если бизнес-консультант работает с малым и средним бизнесом, он обязательно должен быть также IT-консультантом. Современные бизнес-процессы невозможно представить себе без автоматизации. Многим предприятиям нужны новые продукты, методы, и как итог – программы. Внедрение какого-то нового процесса без программной поддержки – не реально. И надо уметь выбрать оптимальное решение, а также пояснить клиенту, почему именно такой программный продукт подойдет лучше всего. Кроме того, очень важно понимать, как он будет взаимодействовать с другими программами и процессами на предприятии. Для небольшого бизнеса лучше всего, если тактику и стратегию бизнеса, а также программное сопровождение для новых бизнес-процессов будет выбирать один человек.При этом бизнес-консультант не может быть привязанным к какому-то одному программному продукту. В отличии от программиста, он должен выбирать каждый раз оптимальное решение, не «зацикливаясь» на каких-то привычных инструментах. Бизнес-консультанту безразлично, будет ли строиться работа новых процессов при помощи 1С, каких-то специально разработанных приложений или стандартных средств Microsoft Office. Он хорошо знает, что может предложить современный IT-рынок, умеет четко поставить задачу программисту, и всегда выбирает то решение, которое лучше всего подойдет для автоматизации бизнес-процессов в конкретном случае.

Работа «под ключ» и другие нюансы

Очень важный момент для малого бизнеса. Консультант поможет воплотить в жизнь все свои идеи и предложения:

  • Подготовит и поможет внедрить любые кадровые перестановки, изменения режима работы и т.д.
  • Подготовит и внедрит новые программные решения. Все нюансы – начиная от выбора программы и оканчивая поиском специалиста и внедрением – консультант берет на себя.
  • В процессе решения проблемы при необходимости какие-то нюансы проработает отдельно, в том числе, привлечет к этому специалистов советующего профиля.
  • Обучит персонал новым методам работы.

Чаще всего бизнес-консультант работает с одним предприятием не более 1,5 лет. За этот срок полностью решаются все поставленные задачи. И когда новые бизнес-решения начинают работать в штатном режиме, сотрудники компании уже сами без помощи и подсказок могут продолжать работать в нужном направлении, работа бизнес-консультанта с конкретным предприятием завершается. Как показывает моя практика, до следующей сложной задачи. Отдельно хотелось бы сказать еще об одной функции бизнес-консультанта. Это – функция «громоотвода». Лично я не единожды сталкивался с такой ситуацией. Руководитель компании даже без моей помощи знал о том, что компании нужны перемены. Более того, понимал во многом, какие именно. Но он также понимал, что эти перемены приведут к неприятным для части персонала кадровым решениям. А коллектив – дружный, сработавшийся. Если начать внедрять какие-то новшества, могут обидеться и уйти, в том числе, те специалисты, которых совсем не хочется потерять. Что в итоге? Реформы откладываются «в долгий ящик» из страха сделать еще хуже Что происходит, когда появляется бизнес-консультант? Он – чужой, при этом именно он отвечает за все непопулярные решения. Все просто и понятно. На фирме имеются определенные проблемы. Руководитель нанял специалиста, который далее поступает так, как считает нужным для решения поставленной задачи. А весь негатив от коллектива направляется именно на консультанта. Казалось бы, это все – мелочи. Но именно такие «мелочи» помогают очень часто в небольшой фирме сохранить и сотрудников, и нормальные отношения в коллективе, и все перемены провести максимально безболезненно. Консультанту этот негатив не страшен. Он отработал – и ушел. Да и деньги ему платят как раз за внедрение перемен, так что – реакция привычная, никаких эмоций не вызывает, а руководителю – одной проблемой меньше, и проблемой немаловажной.

Как я к этому пришел?

Вопрос о том, как я пришел к этой, столь редкой для нашей страны профессии, мне также задают достаточно часто. Да и для понимания специфики работы рассказать об этом будет не лишним. Может быть, даже кто-то из вас пожелает стать моим коллегой. И здесь я надеюсь, что мой путь, мои ошибки и наработки могут пригодиться. Между прочим, на сегодняшний день на российском рынке бизнес-консультанты для малого и среднего бизнеса очень нужны. Эта ниша пока очень слабо заполнена. А работа – невероятно интересная, и не только финансово. Я лично всегда буду рад помочь любому из вас стать моим коллегой, подскажу и хорошую литературу, и на вопросы отвечу. Кому надо – пишите, буду рад. И сразу порекомендую книгу, которую сам считаю настольной: «Управленческое консультирование. Введение в профессию» Под редакцией Милана Кубра.

Итак, я жил в Нижнем Новгороде, занимался бизнесом, был фактически замдиректора достаточно солидной компании. Мы продавали справочные системы, тогда это было выгодно. Казалось бы, что еще нужно? У меня был очень достойный доход, был автомобиль с личным водителем, спокойная работа и «солидные» 65 кг с некоторой тенденцией к дальнейшему росту массы тела. Вот такой не-классический «начальничек».
Я знаю, что, к сожалению, для большинства из россиян подобный ход дела – это предел мечтаний. Очень многие среди нас «заточены» исключительно на получение прибыли. В результате в нашей стране появилось даже слишком много более или менее успешных продавцов, при этом имеется явный недостаток ремесленников, специалистов, которые знают и любят свое дело. Лично я, когда мне говорят слово «ремесленник», вспоминаю японских кузнецов прошлых веков, которые поколениями оттачивали мастерство, ковали доспехи, мечи, утварь. Они не были хорошими продавцами. Они были – специалистами, которые знали и любили свое дело. И за это их очень высоко ценили.
Что я хочу вам сказать? Если вы – продавец, если вы считаете, что прибыль – прежде всего, то дальше вам, скорей всего, будет читать не интересно. Но если вы, как и я, считаете, что намного интереснее не просто продавать, но создавать самому какие-то ценности, быть специалистом, то нам с вами по пути.
Итак, я – достаточно активный человек, мне было мало моего устоявшегося комфортного существования, хотелось чего-то интересного. Я читал о бизнес-консультантах, смотрел интервью с представителями западного бизнеса, которые в нашей стране сумели открыть филиалы и стать успешными именно при помощи подобных специалистов, и понимал, что я так тоже могу. Более того, я хочу этим заниматься. В итоге, я бросил все и переехал в Санкт Петербург.

Специалист 1С или мое обучение

Лично я для изучения на практике различных бизнес-процессов выбрал путь, наиболее близкий мне. Окончил курсы, получил сертификат и стал специалистом Битрикс24 (и 1С). Как известно, Б24 интеграторы постоянно работают с бизнес-процессами, с бухгалтерией, складом, торговлей, с другими видами учета. А потому в процессе работы с программой 1С изучить особенности работы конкретной компании очень просто.

Первой компаний, куда я интегрировал, была фирма по продаже бассейнов и фурнитуры. Фирма активно развивалась, и у нее была уже тогда разветвленная сеть торговых домов. Как-то в моем присутствии разгорелся спор о ценообразовании. Я уже хорошо знал, как здесь все работает, а потому рискнул внести свое предложение – один из вариантов единого ценообразования для всех ТД. Поначалу реакция руководства меня даже обидела. Мне сказали: «Ты интегратор? Занимайся своим делом». Но потом я понял, что они правы.

И тогда я сделал для себя важный вывод:
Если вы хотите, чтобы в вас видели бизнес-консультанта, надо представляться как бизнес-консультант. Иначе вас и ваши идеи никогда не воспримут всерьез. Бизнесом руководят люди, а люди привычны думать стереотипами.

Далее я устроился на работу руководителем проекта. Затем работал еще на нескольких должностях. Так я проработал с Б24 до 2019 года. К этому моменту у меня уже были некоторые идеи и наработки, плюс я уже около года работал в качестве фрилансера над разнообразными проектами.

Итак, 2020 год. Ковид. Я прихожу на одно предприятие, владелец которого собирается внедрить Б24. При этом я вижу, что он сам сомневается в своем выборе и даже в том, надо ли ему внедрять эту программу. И тогда я предложил для начала сделать описание бизнес-процессов. Оказалось, что руководство никак не могло понять, что происходит у них в компании, а потому я со своим предложением оказался весьма кстати. Необходимо отметить что если бы не Ковид (кризис) они вряд ли согласились довериться и попытаться так кардинально менять свою компанию. Этот проект продлился 6 месяцев и дал мне опыт и еще больше убедил меня что я иду по правильному пути.

Так я понял, что нужно сделать, чтобы начать карьеру бизнес-консультанта. Проблемы в бизнесе есть у многих. Надо приходить к людям, рассказывать, что я могу, надо предлагать свои услуги. Они действительно очень востребованы.

На сегодня у меня в активе где-то 35-45 готовых проектов. Каждый проект – это новые люди, отрасль, новые свершения, новые идеи. Я работал со швейной фабрикой, работал с производителями смузи и соков, с продажей косметики, с автозапчастями, с продажами складского оборудования, с салонами красоты, финксолатингом, трейдинг, рынок оптовых стройматериалов, агропром, банковский сектор, недвижимость, IT, логистика, EduTech.

Я видел очень много ошибок в бизнесе. Ведь меня, бизнес-консультанта, как и врача, чаще всего, зовут тогда, когда «болезнь» становится явной, а «самолечение» не помогает. А потому я видел очень много самых разнообразных решений, причем, на практике. И смогу сразу отсечь ошибочные идеи и выбрать оптимальное «лекарство» для конкретной ситуации.

Я постоянно учусь, и не только на практике. Если у нас в стране бизнес-консультирование малого и среднего бизнеса развито очень слабо, то на Западе эта специальность очень популярна, там есть множество учебников, выходят интересные статьи, есть какие-то методики и даже стандарты профессии.

Каждый проект – это сложная увлекательная задача. Не смотря на все знания и навыки, у меня нет и быть не может готовых решений «на коленке». Каждый раз мне приходится изучать все нюансы бизнеса, начиная от общих тенденций и оканчивая графиком работы сотрудников, системой поощрений и наказаний, особенностями транспортной доступности офиса, склада, производства и т.д. и т.п. И только после понимания всех нюансов работы компании у меня появляется возможность выявить реальную проблему и предложить варианты ее решения.

Бизнес-консультант – работа не для ленивых. Я не буду говорить о том, сколько сил и времени требуется, чтобы продать мои услуги. С одной стороны, они очень востребованы, наблюдается реальный дефицит бизнес-консультантов для малого и среднего бизнеса. С другой – очень многие бизнесмены не понимают, чем им может помочь бизнес-консультант, приходится тратить много усилий на пояснения того, о чем я пишу здесь и сейчас. Но это – мелочи по сравнению с тем, сколько сил придется вложить в сам процесс работы. Приходится постоянно учиться. Во-первых, нужно изучать нюансы работы конкретной отрасли, и даже конкретного предприятия. Во- вторых, мало выявить проблему, нужно ее решить. А это – продумать и внедрить программное решение, проконтролировать работу сотрудников, которые, скорей всего, будут первое время саботировать ваши предложения, так как новое всегда воспринимается с трудом. Надо обучить персонал новым методам работы, постоянно отслеживать качество этой работы и эффективность выбранного решения, и многое, многое другое.

Бизнес-консультант для малого и среднего бизнеса – это очень интересно!

К сожалению, сегодня в России малый и средний бизнес развивается очень слабо. Одна из важных причин такого печального положения вещей – это отсутствие у предпринимателей достаточного опыта и знания бизнес-процессов. Бизнес развивается, по сути, методом проб и ошибок. В то время как на Западе бизнесмены активно используют услуги бизнес-консультантов, благодаря чему избегают многих «подводных камней» в своей работе и эффективнее используют свои возможности.

Я считаю очень важным, чтобы в нашей стране число бизнес-консультантов, работающих с малым и средним бизнесом, также увеличивалось. И чтобы бизнесмены помнили, что у них всегда есть помощник. Бизнес-консультант не имеет никаких своих интересов и предпочтений в вашем бизнесе, но при этом всегда готов прийти на помощь в кризисной ситуации, разработать надежную и эффективную стратегию развития, или даже просто дать действительно хороший совет.

Надеюсь, что мне удалось донести до вас главное: зачем нужен бизнес-консультант в малом и среднем бизнесе, чем он занимается и какими знаниями должен обладать. А также насколько это интересная профессия, и как важно для успеха российского бизнеса чтобы нас стало больше, чтобы к нам обращались чаще, чтобы вместе мы научились работать еще лучше!

Начать дискуссию