Как я учился говорить клиентам «не знаю», если действительно чего-то не знал

В детстве меня приучили к тому, что, если я не знаю ответа на какой-нибудь вопрос, нужно попробовать дойти до него своим умом. Порассуждать логически, подумать, погадать. Школьное образование только закрепило такой подход.

— В каком году Пушкин стрелялся с Дантесом?
— Не знаю :(
— А ты подумай.

Ну и я думал и зачастую действительно приходил к верному ответу. Но мне кажется, что в дальнейшей жизни это принесло больше вреда, чем пользы.

В общем, я окончил старшие классы школы, пробрался сквозь университет и вот уже общаюсь с собственными клиентами на проектирование интерфейсов в ранние двадцать. А принцип заниматься предположениями там, где я чего-то не знаю, так и сохранился.

— Как думаете, людям будет проще добавлять товары в корзину, если мы добавим здесь эту кнопку?
— Сколько времени займёт у верстальщика этот участок работы?
— Сколько будет стоить проектирование в вашем исполнении?

И я отвечал, отвечал, отвечал. Гадал, как будут вести себя пользователи на проекте, который ещё не готов. Оценивал работу верстальщика, хотя сам не продавал вёрстку. Прикидывал объёмы работы по проектированию ещё до погружения в проект и составления функциональных требований.

Коготок завяз — всей птичке пропасть. Иногда меня ловили на некомпетентных рассуждениях там, где от этих рассуждений мог зависеть результат работы.

В какой-то момент я посмотрел случайный ролик на Ютубе, где неизвестный автор рассказывал о том, что, если чего-то не знаешь, то лучше так об этом сразу и сказать. Никто не обязан разбираться во всём подряд. Никто не обвинит тебя в отсутствии компетентности там, где ты её и не обещал. И решил попробовать это дело на практике на ближайших переговорах.

И получилось так, что, с одной стороны, первый же клиент, с которым я общался таким образом, ни разу не был разочарован в том, что я чего-то не знаю, и, с другой, мне не пришлось разгребать последствий своих рассуждений.

— Сколько будет стоить проектирование? Хотя бы примерно?
— Не знаю. Давайте погрузим меня в проект, составим функциональные требования — и я вам дам оценку!

— Сколько займёт этап вёрстки?
— Не знаю. Давайте найдём верстальщика и спросим у него.

— Как будут вести себя пользователи в этом участке интерфейса?
— Не знаю. Увидим, когда будет готово. Или можем протестировать прототип. Но я могу подробно рассказать, на каких предположениях основывался, проектируя эту часть.

Работать стало легче. Я взял подход на вооружение и теперь почти никогда не гадаю, если чего-то не знаю. Особенно сегодня, когда можно быстро получить необходимую информацию в Интернете и стать умнее.

Я стал обращать внимание на рассуждения в словах других людей. Специалисты, которые уверенно отвечали на любые мои вопросы, начинали вызывать подозрение. А вот те, которые говорили «это я не знаю, это я не знаю, это я не знаю, но зато вот в этом я специалист» зарабатывали больше доверия. Кажется, если человек честно признаётся в куче вещей, в которых не разбирается, то он также честно заявляет и о том, в чём действительно хорош.

11
1 комментарий

Всё верно, тут такая же тема как с тем, что не можешь сказать нет, точно то-же самое, борюсь с этим уже год)