Как сделать текст виртуозным с помощью ассоциативного письма?

Человек мыслит шаблонами, говорит шаблонами и пишет шаблонами. Он знает, что русский поэт - это Пушкин, фрукт - яблоко, часть лица - нос, а лучший копирайтер - Андрей Саблин. То есть я))

Шаблоны крайне удобны для маркетологов и копирайтеров, потому что работают кнопкой запуска тех реакций, которых мы ждем от наших читателей. И здесь копирайтер почти ничем не отличается от первого ученого-маркетолога Павлова, который не одну собаку съел, чтобы все это нам наглядно продемонстрировать.

Удобная штука)) Написал в тексте: "стоял теплый майский день", и из читателя сразу начали выделяться позитивные лады, написал "она сидела одна-одинешенька под проливным дождем", и всем хочется взрыднуть.

Но в мире, где средства массовой информации предоставляют нам огромное количество информации и конкурируют друг с другом в том, как привлечь наше внимание, нам может казаться, что мы участвуем в гонке против самих себя. Шаблоны истончаются от частого использования и становятся банальными штампами: сто тысячный "теплый майский день" проходит сквозь читателя из одного уха в другое, оставляя нашего заказчика в дураках.

Значит ли это, что век ассоциативного письма закончен? Вовсе нет. По крайней мере, поведенческая психология держится за ассоциации руками и ногами всех своих профессоров.

Ассоциативный текст определяется ими как процесс установления связи как минимум между двумя явлениями таким образом, что читатель реагирует на эту связь и меняет свое поведение. Особенностью ассоциативного текста является связывание стимулов из мира и их интерпретация. Ассоциация может происходить на бессознательном уровне (обусловливание) и на сознательном уровне (текст через наблюдение, получение выводов – когнитивный подход в методологии).

Философ 17 века Джон Локк, основоположник эмпиризма, ввёл концепцию ассоциативного мышления, согласно которой для того, чтобы чему-либо научиться, человек должен получить сенсорный стимул (преимущественно зрительный). Таким образом он познает мир и путем организации, сравнения и обобщения создает доступные его разуму знания. По мнению Локка, возникновение ассоциации зависит от различных критериев, к которым относятся:

  • причинно-следственные связи, например, облако – дождь;
  • сходство понятий, например: грязь – пыль, лето – отпуск;
  • близость в пространстве и времени, например, телевизор – пульт, понедельник – работа;
  • контрастные характеристики предмета, например: горячо – холодно, открыто – закрыто;
  • обобщение, например: дочь – ребенок, фиалка – цветок;
  • добавка, например: хлеб – масло, одеяло – подушка;
  • представление понятий, например, фрукты – груша, бобовые – фасоль;
  • целое и части, например организм – сердце, комната – стена;
  • элемент одной категории, например: треугольник – квадрат, шкаф – стол.

На самом деле ассоциации — это не просто логическое упорядочивание мира. Они появляются почти всегда, когда мы получаем сенсорный стимул. Нам показывают красивое пушистое животное и называют котом или указывают на кресло и демонстрируют: садись!

По сути, ассоциативный текст предполагает разработку собственного кода, связывающего каждый новый элемент со всем ранее изученным лексическим материалом. Ассоциации могут быть личными или общекультурными, они идут разными путями, немного разными для каждого. Различают близкие ассоциации (очевидные, которые приходят на ум в первую очередь) и отдаленные ассоциации (связанные интуитивной цепочкой ассоциаций, творческие). Благодаря частым ассоциативным упражнениям вы сможете, используя лексические ресурсы своего словаря, усваивать и «приручать» новую лексику. А читатель поневоле станет вспоминать ситуации и находит коннотации между новой и ранее известной лексикой.

Создание ассоциаций «по требованию» может быть поначалу трудным, но с практикой это станет происходить все быстрее. Существует масса упражнений для различного уровня продвинутости, которые на практике приносят отличные результаты: увеличивают ресурс активно используемой лексики, повышают беглость письма, а значит, и удовлетворенность заказчиков. Помните, что в ассоциативных упражнениях мы не подвергаем цензуре и не навязываем какие-либо ассоциации. Полученные примеры можно рассматривать как источник вдохновение для создания новых текстов, адаптированных к потребностям заказчика.

Если вам интересно овладеть мастерством ассоциативного письма, пишите: подброшу с десяток упражнений, качающих этот скилл!

Начать дискуссию