Как НЕ надо писать резюме

Как НЕ надо писать резюме

За последние 8 лет я видела резюме много и разных. И ошибки везде+- одинаковые.
Особенно обидно, когда толковые сотрудники просто не смогли грамотно продать свои умения. С этим я стала все чаще встречаться сейчас - в менторинге. Ко мне приходят ребята, уверенные senior. Они умны, успешны на текущей работе, хорошо поддерживают беседу...Но рассказать о своих достижениях на бумаге не могут.
Скажу по большому секрету, пока здесь еще небольшая аудитория, я сама пару - тройку лет назад снимала с себя ответственность за описание своих сильных сторон и грамотную продажу работодателю. И довольствовалась стандартным шаблоном HH.
Сейчас, за много лет найма и менторства, я вывела свои правила. Они во многом перекликаются с тем, что уже было написано и не раз, но все же опираются на мой опыт, а не теорию.
Итак, как НЕ надо делать. Захвачу и наш рынок и чуток того, что достоверно знаю про НЕ РФ.
⚡1. НЕТ УДОБНЫХ КОНТАКТОВ ДЛЯ СВЯЗИ
Телефон ИЛИ почту, конечно указывают. Но! Ваша цель — упростить контакт с HR. Для РФ указывайте телефон, email, Telegram и, если есть, LinkedIn. Для зарубежных рынков — телефон, email и LinkedIn, без Telegram, так как он редко используется за границей. Если номер привязан к самым популярным мессенджерам - это хорошо. С вами свяжутся оперативно , даже если не дозвонятся.
⚡2. ОЧЕНЬ объемное резюме
Резюме должно занимать 1-2 страницы для международных позиций и до 3 страниц для РФ. Удалите нерелевантные места работы и ненужные детали. На старых позициях оставьте 2-4 достижения, исключив описание обязанностей. Пишите кратко и по существу. я понимаю, что очень хочется как можно больше охватить ваших успешных успехов. Ведь как иначе работодатель поймет, что именно вы ему нужны?)) Но ваша задача выявить ключевые триггеры для рекрутера, на которые он обратит внимание и позовет вас на собеседование. Там-то вы все и расскажете. Никто не будет читать ваше сочинение на свободную тему о своем опыте длинной в 8 листов. Хотя, HH подталкивает именно к такому формату. Но про шаблоны резюме я отдельно напишу. И я рекомендую ограничить опыт 10-ю годами. Остальное оставить в формате названия компания и должности. Если именно этот заинтересует ваших визави - спросят на собеседовании.
⚡3. ФОТО
Хорошее фото даст вам преимущество, особенно для позиций, связанных с коммуникацией. Используйте фото как для документов,т.е. достаточно официальное,на нейтральном светлом фоне, но с улыбкой. Умеренной :) Если есть хорошее фото с фотосессии, это еще лучше. Удачная фотография - значительно повышает шансы на прочтение вашего резюме
⚡4. "МАСЛОМ ПО ВОДЕ"
Выше писала, что резюме не должно быть слишком большим. Но даже когда вы него сократили, проверьте, что оно содержит смысл :) Обязательно укажите свои достижения на предыдущих местах работы. Работодатель должен понимать, какую добавленную стоимость он приобретет, наняв вас. Оперировать нужно данными. С цифрами всегда нагляднее и выгоднее ваше резюме.
Достаточно 2-4 достижений по ключевым местам работы. Используйте схему XYZ: результат X, измеряемый в Y, достигнут благодаря действиям Z.
Можно в резюме для описания достижений использовать технику STAR. Она супер удобная. Но,если вы сменили много мест работы за последние 10 лет , с ней сложно уместится в рамки по объему. Смысл техники:
Situation (Ситуация): Опишите контекст или задачу, с которой вы столкнулись. Например, какую проблему нужно было решить или в какой ситуации оказался проект.
Task (Задача): Уточните, какую задачу вам нужно было выполнить, и в чем заключалась ваша роль.
Action (Действия): Опишите конкретные действия, которые вы предприняли для решения задачи или выполнения проекта.
Result (Результат): Расскажите о результатах ваших действий, желательно с количественными показателями (например, рост продаж, снижение затрат, улучшение процессов и т.д.).

⚡5. НЕТ SUMMARY.
Здесь нужна короткая предыстория. Давайте подумаем, кто и как смотрит ваше резюме? Сначала рекрутер, потом ЛПР. На титульной странице в глазе бросается ваше фото и короткая общая инфо, потом в резюме идет самый "непривлекательный" блок с большим количеством текста. В него надо вчитываться. Это обычно оставляют на "попозже". Максимум, по диагонали пробегают на места работы и должности. Пролистывают резюме вниз, и читают выжимку о ваших способностях.
Напишите здесь, как вы можете быть полезны бизнесу, в чем ваша супер - сила ( УТП), что делаете лучше всего, какой у вас суммарный релевантный опыт.
⚡6. РАЗМЫТАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЖЕЛАЕМОЙ ВАКАНСИИ
Видели резюме с заголовками вида: аналитик/системный аналитик/ руководитель группы/проектный менеджер?
Не надо так. Указывайте желаемую вакансию, а не вашу текущую позицию. Такой расфокус говорит о том, что вы сами толком не знаете чего хотите и "возьмите меня хоть куда-нибудь". Не очень понимаете специфику разных профессий. И в целом, нменожко лентяй. Почему см. ниже
Рекрутер/ЛПР ищет вас по ключевым словам. Поэтому если вы действительно рассматриваете разные позиции - создайте разные резюме. С однозначно определяемым названием. Увы, не может быть универсальных резюме, только если вы не на вакансии с массовым подбором откликаетесь.
Чтобы повысить шансы на прохождение первичного отбора, используйте в резюме термины и формулировки, указанные в описании вакансии. Например, если в вакансии в обязанностях "составление матрицы компетенций...", в резюме пишем " разработал матрицу компетенций". Если вы, конечно, это делали. :)
⚡7. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ 📝
Внимательно проверяйте написанное. Нибрежность и бесграматность атталкивают и очень брасаються в глоза.
Если вы сами уж совсем никак с этим не справляетесь, хотя бы прогоните резюме через сервисы для проверки орфографии и пунктуации.
⚡8. НЕЧИТАБЛЕЬНОЕ РЕЗЮМЕ
Если даже суть внутри вы указали замечательно, обратить внимание стоит и на формат.
НЕ надо акценты расставлять всеми цветами радуги. Не надо сильно играть с шрифтами и их размерами. не делайте 3-4 колонки, разные шкалы прогресса, цветной фон, необычную подложку итп.
Исключение: если вы отрисовываете в графическом редакторе резюме на позицию дизайнера. Хотя нет, это тоже не исключение😂 Для тких позиций есть специальные сервисы, где нужно разместить портфолио. )
⚡9. СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО.
Многие сходятся во мнение, что хорошее сопроводительное письмо повышает шансы конверсии. Так и есть. Важное примечание: ХОРОШЕЕ письмо. Если вы не сильны в свободном слоге, лучше промолчите. Это может отыграть в обратную сторону. Увидев неадекватное сопроводительное письмо рекрутер закроет ваше резюме. Ну, или, максимум заскринит, чтобы переслать коллегам и посмеяться. Вот реальный пример:
Если полезно, с вас 🔥
Дополняйте меня! С чем вы сталкивались при работе с чужими резюме или при работе над своим?

3 комментария

Жаль, что опыт в менторстве не позволяет поместить в заголовок суть и главную мысль статьи. Даже используя 25 слов.

Ответить

Сарказм по делу. Спасибо! Исправила

1
Ответить

даже с доставкой выйдет дешевле, но тут момент с организацией часто в компаниях делают всё в последний момент

Ответить