Автомобили в Португалии - блеск и нищета. Что важно знать при выборе авто.

Добрый день, друзья.

Меня зовут Вадим и живу я в городе Оэйраш на берегу Атлантического океана недалеко от Лиссабона в Португалии уже более двух лет.

Знакомые и друзья постоянно спрашивают меня о том, какие марки предпочитают португальцы. Я часто шлю им фотки интересных автомобилей. А сейчас я думаю, что пора все мои наблюдения собрать в одну статью. Я постараюсь изложить в ней основные привычки португальцев, опишу что для них важно, а что нет. Благодаря этой информации вы сможете лучше понять менталитет этой страны, и автомобилистов в частности.

Когда я первый раз приземлился в Португалии, мне сразу бросилось в глаза непривычное количество достаточно старых автомобилей. Причем это была не какая-то вылизанная классика, или хотя бы ухоженный янгтаймер. Нет, это были обычные, до предела изможденные рено, пежо и ситроены. Мне казалось странным как в принципе Citroen Saxo может просуществовать тридцать лет. Но глаза меня не обманывали, вокруг ездили французские малолитражки 90-х годов. И это в 2022 году. Удивительно что за два года в моем рейтинге предпочитаемых автомобилей французские марки поднялись с самого дна, на почетное третье место. И вообще французов перестал относить к арьергарду автомобилестроения.

Rover 75 - на самом деле довольно живучий англичанин
Rover 75 - на самом деле довольно живучий англичанин

Ведь оказалось что помимо французов я постоянно встречаю Rover 75, причем в таком количестве, что он перестал быть для меня диковинкой. А есть еще целая армия Саабов 9-3 и 9-5 часто в кабриолетных исполнениях. Всякие MG TF года 2002 спокойно катаются по улицам. И теперь даже их наследник MG4, сделанный под крылом китайцев не воспринимается как-то чужеродно и оторванно. А сама сделка по покупке бренда MG в моих глазах стала выглядеть очень даже разумным ходом китайцев из NAC/SAIC. Постоянно попадаются на глаза Рейндж-Роверы первого поколения. Их бы уже пора в музей и под стеклянный колпак, а они едут груженые на стройку.

Citroen Saxo - Ситроен, который не развалился за 25 лет
Citroen Saxo - Ситроен, который не развалился за 25 лет

Состояние этих автомобилей оставляет желать лучшего. Авто перекрашены не один раз и все равно с огромным количеством коцок. На крышах любого авто старше 20 лет полностью выгоревший лак от палящего 300 дней в году солнца.

Renault Megane Cabrio - кабриолет с самой протекаемой крышей
Renault Megane Cabrio - кабриолет с самой протекаемой крышей

Матерчатые крыши кабриолетов – это отдельная песня. Их заклеивают скотчем, красят, приклеивают полиэтиленовые пакеты – чтобы хоть как-то избежать протечек в салон. Не думаю, что заводы-изготовители предполагали, что крыши их кабриолетов проживут такую длинную и сложную жизнь.

BMW iX во дворе курортного городка Кашкайша
BMW iX во дворе курортного городка Кашкайша

Только не подумайте, что Португалия это страна где существуют только старые двадцатиление машины. Конечно есть и современный автопром и его не мало. Каждый день можно встретить последние BMW i-серии, Теслы, EQ или GT-серию от Мерседеса.

Mercedes-Benz GT - вполне обычная «тачка» для побережья Португалии
Mercedes-Benz GT - вполне обычная «тачка» для побережья Португалии

Чрезвычайно много Феррари, Бентли и Порше. Но если собрать общий средний возраст такого разношестного автопарка, то он составит 13,6 лет. То есть на полтора года младше среднероссийского (15,2года в 2024г). Из почти 6 миллионов автомобилей в Португалии около 1,5 миллионов – авто старше 20 лет.

Porsche Taycan достаточно часто встречается на дорогах Лиссабона
Porsche Taycan достаточно часто встречается на дорогах Лиссабона

Пробеги на автомобилях соответствующие. Очень много автомобилей с пробегами свыше полумиллиона километров. Как эти марки проезжают такой километраж – я не представляю.

Особенно это удивительно, принимая во внимание не любовь португальцев к обслуживанию своего автомобиля. Тут в порядке вещей здесь замена масла раз 100 тысяч километров. А автомобили с пробегами 150 000км спокойно могут проехать без единой замены масла (только на заводском). Все это не лучшим образом сказывается на двигателях. А ремонтируется двигатели здесь банально заменой целиком всего силового агрегата. просто делается «своп» двигателя. Стоит это примерно полторы тысячи евро и автомобиль эксплуатируется дальше. Поэтому когда владелец сообщает, что были заменены все жидкости это на самом деле большое достижение! Так делается далеко не во всех случаях продажи.

Следующим важным отличием португальских автолюбителей от российских является тотальное пренебрежение к лакокрасочному покрытию автомобиля. Из-за отсутствия соли автомобили тут не ржавеют. А потому тщательно следить за заводской покраской нет никакого смысла. Такого прибора как толщиномер тут не видел не только обычный потребитель, но также и любой профессиональный игрок на авторынке. Автомобили красятся по несколько раз. В том числе и крыша. Более того, свежеокрашенная машина ценится выше чем в заводском окрасе, но с коцками. Но вообще это редкость. Чаще автолюбители вообще не заморачиваются над качеством ЛКП. Обшарпанные бампера, побитые двери от плотных парковок, мятые задние крышки багажника - это норма в Португалии. За это никто не снижает цену, но и за полностью идеальный вид вам также никто не накинет при покупке ни одного евро. Так что если при покупке вы намерены ходить около авто полтора часа, проверяя все элементы кузова на наличие песчинок и подтеков - вас не поймут. А «простреливать» кузов толщиномером вполне могут и не разрешить, особенно автосалоны.

Типичный автопарк среднестатистического двора в прибрежной зоне большого Лиссабона
Типичный автопарк среднестатистического двора в прибрежной зоне большого Лиссабона

Вообще за два года жизни в Португалии у меня сложилось стойкое убеждение, что культ автомобилей тут у очень малого процента населения. Для всех остальных авто это что-то вроде обуви. Перемещает вас из точки А в точку Б - и на этом спасибо. Автомобиль составляет в общих активах семьи очень малую часть. Основные накопления у людей в недвижимости. Как пример: если среднее состояние семьи около 300000евро, то 75% будет составлять единственная квартира (чаще всего с уже почти погашенной ипотекой), а авто занимает где то 2-3% всех накоплений семьи. Сравните это с российскими реалиями где автомобили могут составлять до половины всех накоплений семьи. Это накладывает серьезное ограничение и на ваше поведение. Ведь с такой публикой вы не сможете расчитывать на успешную продажу своего трехлетнего Ауди или Мерседеса. Вам их некому будет продать. Придется ждать, когда автомобиль обвешает до суммы примерно в 6-9 тысяч евро и после этого уже заниматься продажей. Такая реальность.

Какой же вывод можно из этого сделать?

1. Покупка б/у авто у португальца в надежде купить что-то надежное чтобы не волноваться о ремонте, чаще всего невыполнимая фантазия.

2. Продажа хорошего качественного свежего б/у авто кому-то, кто это оценит - задача еще более невыполнимая

3. Хорошей машиной вы никого не удивите, но убережете себя от дополнительных затрат на ремонт

4. Если вы все-таки планируете себе купить что-то надежное и свежее, то смотрите в сторону свежего б/у из других стран, с таким настроем, что владеть потом этим будете долго и продадите по цене около 9000 евро.

5. Хороший автомобиль вы покупаете для себя, и следите за автомобилем тоже для себя. Следующий владелец не скажет вам за это спасибо и денег не доплатит за суперское состояние.

В следующей статье я расскажу о ценах на различные марки б/у автомобилей в Португалии.

P.S. Если вам нравится подобный формат, поставьте лайк этой статье, либо напишите в комментах, чего вам не хватает (фоток побольше?)

28.09.2024 Вадим Сотников (мой telegram @vad100)

Начать дискуссию