Формула любви

Духи с феромонами, афродизиаками, нейропарфюм: благодаря новинкам аромарынка можно найти любовь, похудеть или сделать карьеру. Создатели нетрадиционных парфюмерных композиций вовсю эксплуатируют идею ольфакторной обусловленности полового влечения и возможности запрограммировать свой мозг на получение значимого результата с помощью запаха. Насколько это соответствует действительности, рассказывает исследователь в области мультисенсорного восприятия, социальной психологии и потребительских предпочтений, СЕО SensoryLAB (резидент «Сколково») Никита Букреев.

Поиск своего парфюма – это всегда сложный квест, цель которого – получить удовольствие самому и доставить его окружающим. Ароматы в рамках культурного контекста люди часто связывают с объектом любви, но для этого нужно понимать природу ольфакторных впечатлений и запаха.

По словам знаменитого парфюмера Эдмона Рудницки, ольфакторное впечатление — это феномен сознания, отреагировавшего на обонятельный стимул. Реакция идет по цепочке от биологии к культуре и выглядит так: действие химического стимула – возбуждение обонятельных рецептов – выработка ольфакторного послания – обонятельное впечатление. Культурные смыслы подключаются только на третьем уровне, когда возбуждение рецепторов передается в головной мозг, где и происходит расшифровка сигнала.

Как работает обоняние

У людей, как и у всех животных, есть генетические и биохимические механизмы, которые обеспечивают химическую коммуникацию, хотя и в несколько редуцированном виде. У homo sapiens 821 обонятельный ген, столько же у орангутангов, у шимпанзе чуть меньше: 813. У мышей 1366 генов, крыс - 1767 генов, африканского слона - 4267. Каждый обонятельный ген кодирует определенный белок, который встраивается в мембрану обонятельной клетки и отвечает за распознавание признаков душистых молекул. Но меньшее количество генов не равно слабому обонянию, считают некоторые нейробиологи. По их мнению, особенностью устройства обонятельной луковицы человека является повышенное количество гломерул, отвечающих за обработку и перераспределение первичного сигнала; также у человека наблюдается высокая чувствительность (до нескольких молекул) к некоторым летучим веществам и способность распознавать до триллиона комбинаций летучих молекул. А вот сам запах уже тесно связан с поведением, опосредованными воспоминаниями, ассоциациями, эмоциями и другими эмоционально-когнитивными компонентами.

Тайное действие запаха

Человек в меньшей степени зависит от воздействия феромонов или же может их вообще не улавливать из-за редуцирования вомеронозального органа. Тем не менее генетические исследования показывают, что в наших телах присутствуют активные гены V1R, V2R и V3R для распознавания феромонов, просто в небольшом количестве. И обычные обонятельные гены, и гены вомероназального органа могут экспрессироваться (создавать РНК или белки-рецепторы) в разных участках тела. Но если гены группы V1R присутствуют в некоторых отделах мозга, семенниках и яичниках, гены строго обонятельного назначения затрагивают практически все органы человеческого тела, включая кожу.

Помимо привычных запахов еды, парфюма, существуют и другие запахи, способные повлиять на человека. Эксперименты показали, что вдыхание ароматов вагинальных и подмышечных выделений женщин, находящихся в околоовуляторном периоде, способно повлиять на уровень тестостерона в слюне мужчин. Пик подъема уровня гормона фиксируется на 15-й минуте после вдыхания, после чего происходит снижение его концентрации. Выделения, взятые в другой фазе цикла – лютеиновой, наоборот, вызывали у мужчин уменьшение уровня тестостерона. А еще гетеросексуальные мужчины сильнее испытывают половое влечение и склонны более высоко оценивать привлекательность девушек на фотографии, если при просмотре они вдыхают пот возбужденных женщин.

В какой-то момент люди захотели контролировать собственные запахи, чтобы оказывать воздействие на окружающих. В развитых культурных сообществах на сегодняшний день естественные запахи являются социально нежелательными, хотя и участвуют в регуляции коммуникативных процессов (интимных или домашних). Использование парфюма стало показателем общей культуры и информативным компонентом невербального общения.

Свой запах обязательно должен учитываться при подборе аромата, тогда он станет не только частью маскировки, но и способом выражения индивидуальности. Интерактивный тип взаимодействия естественного и искусственного запахов был замечен учеными еще в начале 2000-х и до сих пор изучается. Наиболее вероятными причинами такого взаимодействия являются особенности испарения компонентов смеси парфюмерной композиции из-за изменения температуры кожи, ее строения, а также индивидуального химического состава.

Революция в парфюмерии произошла, когда был изобретен первый синтетический запах. До того в качестве духов применяли экстракты растительного и животного происхождения. С этого момента запах перестал быть связанным со своим природным источником, а человек получил практически безграничную свободу в использовании ольфакторной модальности как знаковой системы.

Замечено, что люди выбирают аромат для себя, используя три основных стратегии: выбор по принципу идентичности образа парфюма и себя; выбор по принципу компенсации, когда парфюм является атрибутом, который восполняет какую-то часть собственного образа; выбор по целевому принципу, когда парфюм используется человеком для решения конкретных задач – деловые переговоры, выход в свет или на свидание.

Однако доказательств того, что любовь и страсть рождаются от ярких обонятельных ощущений, пока не зафиксировано. Но уже точно можно сказать, что запах влияет на гораздо большее количество жизненных сфер, чем мы думали раньше.

В SensoryLab была проделана большая работа для создания целой методологии того, как нужно исследовать и создавать ароматы. Для подбора компонентов уникальной композиции мало одного только опыта парфюмера, нужны еще и нейротехнологии. На этапе индивидуального тестирования с помощью сенсорной лаборатории NeuroCube и нейромаркетингового лабораторного комплекса «Нейробарометр», которые сочетают технологии независимой подачи запахов, ЭЭГ и полиграфа, изучаются реакции и эмоции человека. Затем создается индивидуальный парфюм, бывает даже, что ароматы, выполнив свою психологическую задачу, менялись в ощущении.

Никита Букреев, эксперт:

«Я убежден, что технология, которая разработана нашей компанией для создания таких ароматов, позволит человеку раскрыться, понять его жизненную позицию и этап, который он/она проходит, а также научиться получать удовольствие от всех сфер своей жизни. Можно даже найти свою любовь с помощью личного аромата, как нашел ее я».

11 показ
207207 открытий
Начать дискуссию