Станет ли Clubhouse конкурентом подкастам?

Clubhouse – это приложение для аудиочатов, к которому подключается всё больше пользователей, несмотря на формат закрытого клуба. Сейчас его используют более 2 миллионов человек еженедельно, а стоимость приложения оценивается в более чем 1 млрд долларов США. Платформа получила огромную популярность недавно, когда Илон Маск написал в твиттере, что он проведёт мероприятие в Clubhouse.

Приложение предлагает свободный доступ к голосовому общению в виртуальных комнатах. Здесь вы можете не только слушать, как люди обсуждают темы, начиная от стартапов и технологий и заканчивая философией и порнографией, но и делиться мыслями. Это что-то вроде небольшой встречи друзей и знакомых, но с несколькими сотнями или тысячами слушателей со всего мира.

Посиделки посиделками, но калибр некоторых участников заставляет задуматься, не заменит ли Clubhouse уже сложившуюся экосистему подкастов. Сегодня эта экосистема представляет собой около миллиона подкастов по всему миру.

Подкасты и Clubhouse: проблема пользователя

Подойдем к этому вопросу с точки зрения целей пользователя и подхода Jobs To Be Done. Согласно этому подходу, продукт должен «выполнять работу», чтобы решить проблему пользователя. Буквально слушатель нанимает на работу приложение и тем самым делает свою жизнь счастливее.

Каковы глубинные причины, по которым люди обращаются к подкастам?

  • получить знания;
  • развлечься;
  • быть в курсе событий;
  • отвлечься от окружающей обстановки или дел (сознательно или бессознательно);
  • почувствовать связь с другими людьми.

Приложение, вступившее в конкуренцию с аналогичными продуктами, должно решать проблему самым комфортным образом. Подкасты удобно слушать, когда добираешься до работы или до дома, во время работы или прогулки.

В течение дня у нас в распоряжении достаточно времени для потребления аудиоконтента, и естественным образом Clubhouse вступает в борьбу с подкастами за внимание потребителей.

Большинство участников в Clubhouse просто слушают разговоры в клубе и не вносят никакого вклада в них. Если Clubhouse решает проблемы пользователей с точки зрения Jobs To Be Done, оно имеет все шансы занять достойное место на рынке подкастов.

Подкасты делятся на две категории:

  • заранее и скрупулезно подготовленные повествования;
  • разговорные подкасты.

Что касается первой категории, Clubhouse не представляет прямой угрозы, но может «украсть» небольшую долю слушателей. Но для второй категории приложение представляет гораздо большую угрозу. Беглый просмотр ленты Clubhouse покажет вам довольно много виртуальных комнат с известными людьми и бизнесменами.

Ограничения Clubhouse

Clubhouse имеет ограничения, которые дают даже разговорным подкастам огромное преимущество.

  • В отличие от аудиозаписей, которые полезно слушать и спустя годы, разговоры в Clubhouse эфемерны и не имеют определенных целей. В них нет опытных интервьюеров, направляющих нить разговора. Таким образом, либо вы слушаете разговор в режиме реального времени, либо не слушаете его вообще.
  • Размеры виртуальных комнат ограничены количеством в 5000 слушателей. Это не только создает проблемы с доступом к популярным мероприятиям, но и ограничивает возможности монетизации для организаторов комнат.
  • Мы любим слушать подкасты с интересными историями, имеющими логическое начало и конец. Разговоры в Clubhouse могут показаться бессвязными. И даже если там найдется что-то захватывающее, в приложении нет возможности сделать запись.
  • Clubhouse не предлагает встроенных рекламных функций, и это не стимулирует владельцев комнат вкладывать много сил и энергии в контент.
  • Если вы хотите продвигать свою работу, вам лучше ориентироваться на традиционные подкасты. Именно в них вы можете предстать перед десятками или сотнями тысяч вовлеченных слушателей, а не ограничивать свой спич несколькими сотнями или тысячами слабо вовлеченных участников, которые бесконечно заходят и выходят из виртуальной комнаты.
  • Clubhouse предлагает не качественный и полезный контент, а просто информационный шум. Вряд ли такой шум в итоге выиграет конкуренцию за пользователей. Точно так же недостаточно хорошо подготовленные подкасты в конце концов теряют популярность и требуют всё больше вложений в рекламу.

Заменит ли Clubhouse подкасты?

Возможность записи, реклама и ограниченный размер комнаты — это те ограничения, которые могут быть легко устранены, если Clubhouse будет развиваться. Однако если Clubhouse устранит, например, ограничение на монетизацию, то ему придется работать над повышением качества контента. Например, не так давно пользователи Clubhouse писали о фейковом аудиочате с популярным рэпером Кейни Уэстом, который оказался записью интервью в 2019 году.

Несмотря на все сложности, без сомнения, Spotify и другие игроки рынка подкастов, которые вложили в свой продукт много сил и ресурсов, будут внимательно следить за развитием Clubhouse.

Возможно, привлекательность и популярность Clubhouse заключается в некоторой интимности виртуальных комнат, отсутствии возможности монетизации и аудиозаписи. Здесь люди чувствуют себя более комфортно, просто будучи самими собой, и виртуальная комната больше похожа на гигантский групповой чат с друзьями.

Чем бы спикер не занимался в данный момент – выгуливает собаку, закупается продуктами или готовит ужин – он может вещать на аудиторию здесь и сейчас, не беспокоясь о фоновом шуме и паузах в речи. Сама идея и формат приложения допускает любые шероховатости и естественность в разговоре.

Рынок подкастов уже установил довольно высокую планку качества контента, и Clubhouse явно не дотягивает до неё. Просто не стоит опускать эту планку. А Clubhouse вряд ли заменит подкасты, но, несмотря на ограничения, оно представляет угрозу для многих подкастов.

Насколько сильно приложение будет отбирать долю пользователей из традиционного рынка подкастов, еще предстоит выяснить. Но занятно то, что о разработке аналогичной функции аудиочатов всерьёз задумались в Twitter и Facebook.

Это значит, что в ближайшее время можем услышать завуалированные обвинения в отношении Clubhouse. Например, по результатам неких тестов окажется, что приложение недостаточно заботится о защите данных или вообще продает данные третьим лицам. Хайп пройдет, а закрытые аудиочаты останутся жить в самых разных соцсетях даже в том случае, если Clubhouse не выдержит конкуренции с IT-гигантами.

22
Начать дискуссию