"Лучше выдержать физическое насилие, чем оказаться в состоянии пренебрежения."
Часто мазохистичные пациенты отмечают, что единственный момент, когда родители проявляли к ним эмоциональную вовлеченность, приходился на время наказания.
В этих условиях возникает неизбежная связь между привязанностью и страданием. Поддразнивание, представляющее собой особое сочетание заботы и жестокости, также может способствовать развитию мазохизма (Bernman, 1952).
Дети учатся воспринимать страдания как цену за отношения, особенно если наказание было чрезмерным, агрессивным или садистским. Они стремятся к связям даже сильнее, чем к физической безопасности. Жертвы детского насилия зачастую интернализируют оправдания жестокого обращения со стороны родителей, ощущая, что лучше терпеть побои, чем испытывать пренебрежение.
— Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика».
P.S.: Когда аналитический процесс и отношения находятся в хорошем состоянии?
Когда аналитический процесс и отношения характеризуются хорошими границами, терпением, вниманием и доброжелательным отношением к анализируемому, это ставит под сомнение иллюзорную "единственность" данной формы связи и неизбежность страданий в общении с другим человеком. В таких условиях наши пациенты часто всемирно сопротивляются изменениям, связанным с:
а) утратой детского положения с привычной формой взаимодействия. Как уже упоминалось, ребенок, в отличие от взрослого, не понимает, что потеря патологической связи может привести к более конструктивным и удовлетворяющим отношениям. Он просто боится остаться один и не выжить;
б) глубокой душевной боли за себя и чувства утраты по годам, проведенным в неудовлетворённости и нехватке. Это проявляется в виде возмущения, негодования, гнева и печали... Вопрос "Почему это случилось именно со мной, а не с кем-то другим?" становится актуальным. В мазохизме эта боль, по меньшей мере, продолжает существовать.