{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Внедрение TMS-системы: как выбрать нужную?

В предыдущих статьях я рассказал о причинах, побуждающих лидирующие компании на рынке принимать решение использовать TMS-системы для управления доставкой

Эта статья будет интересна собственникам, директорам или руководителям отдела логистики компаний. Тем, кто тратит на доставку более 100 млн рублей в год и хочет повысить эффективность доставки за счёт внедрения TMS-системы.

Критерии выбора TMS

У руководителя компании, принявшего решение использовать TMS-систему, возникает множество вопросов:

  • Какие именно возможности существующих TMS-систем нужны моей компании?
  • Как грамотно составить техническое задание для TMS-системы?
  • Самостоятельно разрабатывать систему или внедрить готовый продукт?
  • Если использовать готовую систему, то какую именно? Сегодня на рынке существуют десятки решений разного калибра, и непосвящённому человеку сложно разобраться в них.
  • Какого подрядчика использовать для внедрения TMS-системы?
  • Какова разумная стоимость TMS-системы?

Мы работаем с разными компаниями в сфере FMCG (грузоотправителями и перевозчиками) и видим, что даже у крупных игроков задача выбора подходящей TMS-системы вызывает большие трудности. Информации на эту тему очень мало. Сотрудникам приходится мучительно разбираться в вопросе, общаясь с различными поставщиками TMS-систем и по крупицам собирая фактический материал. Цена ошибки здесь очень высока — выбрав определённую TMS-систему, компания подвязывает на неё все свои процессы на горизонте 3-5 лет. Ошибка при выборе TMS как минимум приведёт к потерянному времени, а в худшем случае — к финансовым потерям и падению эффективности.

Какие задачи должно решать внедрение TMS-системы?

Ошибка многих компаний — сразу же начинать писать техническое задание для будущей системы. А ведь надо детально разобраться в том, какие задачи бизнеса она должна решать и какой ожидается эффект от её внедрения.

В первую очередь руководитель должен задать себе (и другим лицам, принимающим решение) вопрос: какие именно задачи компании следует решать будущей системе? Обойтись дежурным ответом «TMS должна автоматизировать ручной труд», к сожалению, не получится. Это должен быть конкретный перечень задач или бизнес-процессов, и для каждой компании он будет своим.

Вот лишь некоторые примеры из нашей практики:

  • Производственная компания доставляет свои товары в торговые сети. В процессе используются разные схемы доставки: сборная доставка, FTL (прямые машины), пулинг-доставки, маршруты. Основная цель внедрения системы — автоматизировать выбор оптимального способа доставки.
  • Производственная компания использует TMS-систему для автоматического распределения рейсов между перевозчиками в соответствии с результатами проведённого тендера.
  • Торговая сеть использует ряд перевозчиков для доставки своего товара с РЦ до магазинов. И поэтому хочет использовать TMS-систему в качестве коммуникационной площадки для назначения рейсов перевозчикам и контроля за их исполнением.
  • Логистический оператор предоставляет услуги по сборной доставке и хочет внедрить TMS-систему для оптимизации группировки товара и повышения эффективности транспортировки в регионы.
  • Производственная компания хочет сделать процесс доставки прозрачным и наладить автоматизированную аналитику.

Только после того, как руководитель подготовил полный перечень бизнес-целей проекта по внедрению и утвердил их со всеми заинтересованными лицами, можно переходить к следующему шагу — подготовке технического задания.

Как подготовить техническое задание на внедрение TMS-системы?

После того как высокоуровневые цели внедрения определены, можно привлекать профильных сотрудников и начинать готовить техническое задание. Если на предыдущем шаге мы оперировали в терминах целей, то теперь — в терминах функций системы.

Предположим, мы определили, что для компании от TMS-системы в первую очередь нужна качественная аналитика. На этапе подготовки ТЗ прорабатываем уже конкретные отчёты, которые должны войти в аналитику. Например:

  • бюджетные показатели (план vs факт);
  • уровень сервиса наших подрядчиков;
  • операционные показатели;
  • аналитика по клиентам компании (доля затрат на доставку в стоимости товара, уровень сервиса и прочие).

Также хорошо подготовленное ТЗ должно содержать и нефункциональные требования (производительность системы, отказоустойчивость, требования к хранению данных и т. д.).

На этом этапе важно убедиться, что ТЗ готовится не только руководителем, но и всеми сотрудниками, которые так или иначе будут взаимодействовать с системой в процессе работы (операционные специалисты, IT-отдел, представители склада и т. д.).

Чем больше времени вы потратите на проработку бизнес-целей и ТЗ по проекту, тем больше шансов, что получите именно то, что ищете, и проект будет успешно выполнен.

Своя разработка или готовое решение?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но есть дополнительные вопросы, ответив на которые вы поймёте, какой из вариантов больше подходит вам.

  • Ваши бизнес-процессы уникальные на рынке (как правило, это актуально для крупных компаний или узкоспециализированных бизнесов)?
  • У вас есть своя собственная IT-компетенция (архитекторы, аналитики, техническая поддержка и т. д.)?
  • У вас есть собственная экспертиза разработки схожих решений и понимание лучших практик на этом рынке?
  • Вы готовы инвестировать значительную сумму в разработку собственного решения?

Если на большинство из этих вопросов ответ отрицательный, то лучше обратиться к профессионалам и выбрать готовое решение.

Как выбрать подрядчика для внедрения TMS-системы?

После того как у нас на руках есть чёткое понимание наших ожиданий от будущей системы, можно начинать связываться с различными компаниями на рынке, продающими TMS-системы.

На этом этапе важно составить чек-лист критериев, по которым будем сравнивать компании между собой. Этот чек-лист будет состоять из пунктов ТЗ и различных дополнительных требований. Например, мы хотим, чтобы это было облачное решение, техническая поддержка предоставлялась в режиме 24/7, подрядчик был готов гибко настраивать систему под наши запросы и т.д.

По итогам изучения предложений от каждой компании заполняем чек-лист и определяем, какое решение максимально соответствует нашим требованиям.

При выборе подрядчика важно обращать внимание не только на характеристики самого решения, но и на компанию в целом:

  • Давно ли она рынке?
  • Есть ли риски того, что она может прекратить своё существование или быть проданной на горизонте в 5 лет?
  • Соответствует ли она всем локальным регуляторным требованиям (например, закону «О персональных данных»)?
  • Кто уже работает с этой компанией на рынке, и какие отзывы о ней дают?

В следующих статьях мы расскажем о том, как можно оценить потенциальную экономию от внедрения TMS-системы и успешно выполнить проект по внедрению.

По ссылкам ниже вы найдете истории лидирующих на рынке компаний, которые уже внедрили TMS-систему и делятся своим опытом.(Johnson&Johnson, Bacardi, Ecolab/Nalco)

Если, прочитав эту статью, вы намерены внедрить TMS-систему, мы рады предложить вам наше решение. Pooling Plus — это облачная TMS-система, обеспечивающая управление доставкой на всех этапах. Работать в системе можно из любой точки мира при наличии компьютера и интернета.

Подробнее о продукте:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда