{"id":13647,"url":"\/distributions\/13647\/click?bit=1&hash=d4d0a95481b2141f31252beb4d22220d0651449e9778f17c809993da8776f8b2","title":"\u0422\u0440\u0451\u0445\u0434\u043d\u0435\u0432\u043d\u044b\u0439 \u043a\u044d\u043c\u043f \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0434\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"6ebca1ad-5b8a-5097-a45a-7d83eaa07fcc","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ярослав Мельников

Импортозамещение в логистике: выбираем отечественную TMS-систему

Почти каждый день появляются новости о том, что очередная иностранная компания уходит из России. Не осталась в стороне и сфера IT-решений для крупного бизнеса. О решении частично или полностью приостановить свою деятельность на территории РФ заявили такие компании, как Microsoft, Oracle, SAP и многие другие. В одночасье владельцы и топ-менеджеры производственных, логистических и ритейл-компаний столкнулись с необходимостью импортозамещения в логистике, оказавшись в ситуации вынужденного отказа от IT-решений, на базе которых были выстроены и годами отработаны все логистические процессы компании.

И размер этой проблемы прямо пропорционален размеру бизнеса. Если небольшая производственная компания с несколькими сотнями отгрузок в месяц может перейти на новое решение в течение 2-3 месяцев, то для крупного холдинга с разветвленной географией складов, сотнями перевозчиков и десятками тысяч рейсов в месяц импортозамещение в логистике займет минимум год: ведь нужно убедиться, что новая система закроет все витиеватые бизнес-процессы огромной компании, заново настроить интеграции с другими системами, а также обучить сотни пользователей и транспортных партнеров. Цена ошибки при выборе решения для компании такого размера огромна.

Мы, Artlogics, являемся российским разработчиком TMS-систем и видим ситуацию изнутри. В этой статье поделимся нашими мыслями о том, как в сложившейся ситуации найти правильного партнера для импортозамещения в логистике.

Совет №1. Понижаем ожидания

Первое, что нужно осознать в данной ситуации: практически любое российское технологическое решение в сфере транспортной логистики будет априори менее совершенно по своим параметрам, чем западные аналоги. И виноваты в этом отнюдь не слабые разработчики российского софта – с кадрами и IT-компетенциями у нас в стране как раз проблем нет.

Вот основные причины, по которым российским IT-решениям в сфере крупного бизнеса было сложно конкурировать с западными конкурентами:

  • У большинства корпораций есть внутренние мандаты на использование глобальных IT-решений для всех подразделений. Они, как правило, заключают глобальный контракт на закупку единого IT-решения, которое внедряется во всех регионах компании. И в данном случае не имеет значения, будет ли сходиться экономика внедрения в конкретном регионе (очевидно, что в богатой Северной Америке она будет радикально отличаться от той же Латинской Америки за счет более высокой стоимости рабочей силы и большей экономии на операциях) – для компании гораздо важнее унификация процессов во всех регионах, а также наличие единого вендора, закрывающего данную функцию. Если же локальная команда компании хочет сделать исключение и выбрать российского поставщика, то ей нужно очень постараться и доказать, что процессы в этом регионе слишком уникальны, а поставщик чрезвычайно выдающийся. По этой причине российским поставщикам IT-решений исторически было очень сложно пробиться в крупные корпорации.
  • Любой глобальный вендор поставляет свои решения на весь мир. Это означает, что его решение проходит проверку боем на кратно большем количестве бизнес-сценариев. Приведем аналогию. Представьте, что вы разрабатываете автомобиль для региона с хорошими дорогами, комфортным климатом, качественным бензином и высококлассным обслуживанием. У вас лучшая команда в этом деле, вы отлично спроектировали автомобиль, и ваше детище прекрасно справляется со всеми задачами в вашем регионе. А теперь представим, что он попадает в другой регион: разбитые дороги, холодные зимы, низкокачественный бензин, автосервис в гараже. В этот-то момент и полезут все детские болячки вашего продукта, которые не были продуманы, потому что не было опыта работы в данных условиях. Такая же история и с IT-продуктами: чем больше разноплановых внедрений прошло решение, тем более оно зрелое и тем больше различных бизнес-операций способно поддерживать без значительных доработок. У российских решений нет опыта масштабных внедрений по всему миру, а значит, априори и функционал не такой насыщенный, чем у западных аналогов. Сюда же можно отнести и не такой высокий уровень компетенций российских команд: опять же, не потому что они плохие, а потому что у них просто меньше опыта, чем у именитых западных конкурентов.
  • Экономика. При создании любого IT-решения первостепенную роль играет размер рынка, для которого создается продукт, и срок его окупаемости. Создавая решение, глобальный IT-вендор планирует продавать его на весь мир. Понятно, что каждый регион потребует своей адаптации и модификации продукта, но основные вложения пойдут на типовой функционал, который будет применим для всех регионов. Россия же – это всего лишь один из рынков, причем далеко не самый большой. Получается, что глобальная компания может позволить себе кратно больший размер инвестиций в продукт, чем российская компания, работающая исключительно на локальном рынке. Добавьте к этому доступ к дешевым деньгам на западном рынке, и станет понятно, почему крупный бизнес в основном использует западные IT-решения.

Совет №2. Четко формулируем задачи и приоритеты импортозамещения в логистике

После того как мы осознали, что импортозамещение в логистике невозможно без потерь, переходим к следующему шагу: выделяем набор первостепенных задач, которые важно закрыть выбранным решением.

Список задач будет индивидуальным для каждой компании, вот лишь несколько из наиболее распространенных:

  • планирование и выбор оптимальной схемы доставки;
  • автоматический выбор перевозчика согласно матрице тарифов и заданным квотам;
  • маршрутизация в условиях городской доставки;
  • спотовые торги;
  • проведение долгосрочных тендеров;
  • портал для взаимодействия с перевозчиком (автоматический обмен заявками, отслеживание статуса доставки, ведение реестров, работа со штрафами и претензиями, ЭДО);
  • возможность авизации на складе отгрузки (временные окна).

У каждого вендора будут свои сильные стороны, и вам надо обращать внимание на тех, кто закрывает именно ваши ключевые потребности. Грубо говоря, если текущая TMS-система в первую очередь обеспечивает спотовые торги и выступает в качестве портала для взаимодействия с перевозчиками, то именно на зрелость этих блоков нужно обращать внимание при выборе подрядчика. Проведя несколько демо-встреч с подрядчиком и «пощупав» систему в тестовом режиме, вы сможете составить неплохое представление о том, закроет ли это решение ваши базовые потребности.

Обратите внимание, что в список выше не входят такие вещи, как интеграции (пилот можно провести, не тратя ресурсы и время на построение интеграции), отчетность (ее можно настроить позже), удобство использования интерфейса, гибкие настройки, система уведомлений и прочее. В идеальном мире все это должно быть, но, когда у вас завтра могут остановиться отгрузки из-за отключения существующего IT-решения, согласитесь: без этих вещей вы вполне проживете.

Также не забываем про нефункциональные требования. Обрабатываете 1000 рейсов в день – убедитесь, что решение вендора имеет опыт эксплуатации на схожем объеме. Важен минимальный простой системы в случае аварийного отключения системы - попросите вендора предоставить подтверждение отказоустойчивости решения (описание архитектуры, наличие систем мониторинга, план аварийного восстановления, использующиеся ЦОДы и так далее). Важна конфиденциальность данных - попросите описать механизмы шифрования и защиты данных в системе. По ответам подрядчика, предоставленной документации и уточняющим вопросам вы сможете понять зрелость вендора и его решения в контексте ваших бизнес-задач.

Совет №3. Выбираем команду, не только продукт

Не стоит забывать, что продукт делает конкретная команда, и для грамотного принятия решения нужно обязательно брать в расчет ее предыдущий опыт и будущий потенциал.

Стоит обратить внимание на следующие вещи:

  • Какой опыт у ключевых сотрудников подрядчика? Имели ли они опыт работы с корпорациями вашего размера? Говорят ли они с вами на одном языке?
  • Делала ли команда внедрения, схожие по объему и сложности с вашим кейсом? Сколько таких проектов было? Есть ли подтвержденная положительная обратная связь от существующих клиентов вендора?
  • Обеспечена ли компания долгосрочным финансированием на развитие продукта (инвестиции, льготы, субсидии и т.д.)?
  • Есть ли у команды четкий roadmap развития продукта? Коррелирует ли он с бизнес-задачами вашей компании?
  • Обладает ли команда необходимыми компетенциями и численностью штата для обеспечения бесперебойной поддержки и оказания высокого уровня сервиса для вашей компании? Подтверждается ли это существующими клиентами вендора?

На наш взгляд, при прочих равных для корпорации будет правильнее выбрать более сильную команду с хорошим базовым продуктом и понятным планом его развития, чем среднюю команду с более развитым решением.

Резюме

Сегодня все понимают, что санкции – это надолго, и использование западных IT-вендоров слишком рискованно. С каждым днем запускается все больше рыночных опросов и открытых тендеров на поиск российских альтернатив.

В сложившихся условиях корпорациям нужно быть готовыми к компромиссам. Например, заменить существующее решение двумя взаимодополняющими продуктами, интегрированными друг с другом. Или найти сильную команду с качественным, но не очень развитым продуктом и составить совместный план развития его до уровня, приемлемого для корпорации.

Руководители корпораций должны осознать: несмотря на то что западные игроки уходят с рынка, уникальная экспертиза, полученная при внедрении их продуктов, остается в компании. А это значит, что эту экспертизу можно и нужно транслировать новым игрокам: с одной стороны, задавая высокую планку ожиданий от продукта, а с другой — трезво осознавая, что путь к достижению этой планки займет определенное время и на этом пути выбранного партнера нужно всячески поддерживать. А если в дополнение к этому государство создаст правильный набор налоговых льгот и субсидий, то есть шанс, что через 3-5 лет мы получим целый класс качественных IT-решений, способных успешно работать с крупным бизнесом и не уступать западным аналогам.

О компании Artlogics

  • Работаем на рынке с 2015 года.
  • Предоставляем TMS-систему Pooling Plus по модели SaaS для корпораций с разветвленной географией складов, десятками или сотнями перевозчиков, тысячами рейсов в месяц и различными схемами доставки (FTL, LTL, ЖД и прочие).
  • Помогаем автоматизировать разные процессы транспортной логистики: планирование межрегиональных поставок, бронирование временных окон, назначение перевозчиков на рейсы в соответствии с заданными правилами, проведение спотовых торгов, отслеживание статуса доставки, учет реестров и документов по перевозкам, претензионная работа и штрафы, отчетность.
  • Обладаем экспертизой как в IT, так и в логистике. Благодаря этому помогаем клиентам не только автоматизировать процессы, но и оптимизировать их. Часто решение проблемы лежит не в автоматизации, а в изменении бизнес-процесса.
  • Имеем подтвержденный опыт успешных внедрений с крупными корпорациями. Среди наших клиентов: «Детский Мир», FM Logistic, Johnson&Johnson, Bacardi, Ecolab, X5 Retail Group и прочие.
  • Умеем работать с корпорациями:
  • знаем, как успешно выполнить проект по внедрению;
  • наше решение умеет работать с большими данными (десятки тысяч рейсов в месяц, сотни перевозчиков, сложные тарифные матрицы, большой объем архивных документов);
  • умеем строить интеграции с внутренними системами заказчика (ERP, WMS, BI) и встраивать наше решение в IT-ландшафт заказчика;
  • предоставляем выделенную среду для заказчика и отказоустойчивую архитектуру;
  • заботимся о конфиденциальности, шифруем данные;
  • предоставляем качественную поддержку со строгими SLA круглосуточно, без выходных и праздников.
  • Строим компанию на десятилетия, ставим своей целью стать личным кабинетом №1 для логиста в России. Целенаправленно инвестируем в интеграции с крупнейшими перевозчиками на рынке (FM Logistic, «Деловые Линии», «Монополия Онлайн», DB Schenker, Logiterra, ПЭК и прочие).
  • Создали ведущую площадку сборных грузов в России – Pooling.me. Площадкой пользуется 600+ крупнейших FMCG-компаний страны. Помогаем сократить затраты на доставку сборных грузов и максимально использовать преимущества sharing economy.
  • Являемся резидентом Сколково, победителем акселераторов Sber 500 Startups (2019) и совместного акселератора Яндекса и г. Москвы (2020).

Вы намерены внедрить TMS-систему после прочтения этой статьи? Мы рады предложить вам наше решение. Pooling Plus— это облачная TMS-система, обеспечивающая управление доставкой на всех этапах. Работать в ней можно из любой точки мира при наличии компьютера и интернета.

Подробнее о продукте:

https://plus.pooling.me/

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null