Публичное заявление правообладателя

В обществе бытует ошибочное мнение, в соответствии с которым авторы (правообладатели) могут разрешать другим лицам использовать свои произведения только на основании заключённых договоров.

Согласно п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), исключительное право формируется из следующих правомочий:

  • право использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не запрещённым законом способом, в том числе способами, прямо указанными в законе;
  • право распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;
  • право разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (далее также — третье правомочие правообладателя).

Некоторые юристы склонны охватывать вторым правомочием «распоряжение» третье правомочие, но мы считаем, что их нужно разграничивать хотя бы потому, что в упомянутой норме законодатель разместил их в разных абзацах, чем, вероятно, хотел подчеркнуть идентичность последнего.

На наш взгляд, одним из аспектов третьего правомочия правообладателя выступает право на публичное заявление (п. 5 ст. 1233 ГК РФ). Данный институт был введен в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 35-ФЗ и стал наряду с нормами об открытых лицензиях (ст. 1286.1 ГК РФ) частью эпопеи, связанной с адаптацией в российской правовой системе механизма Свободных Лицензий (Creative Commons), активно применяемого в большинстве европейских государств. Право на публичное заявление, о котором пойдет речь в настоящей статье, не тождественно третьему правомочию правообладателя и является более узким по смыслу, так как не включает в себя возможность запрета использования объектов авторских (смежных) прав и осуществляется в специально предусмотренном порядке (тогда как вышеобозначенная ст. 1229 ГК РФ не предписывает, что разрешить использование охраняемых объектов другим лицам правообладатель может исключительно через процедуру публичного заявления).

Итак, какова же суть института публичного заявления? В соответствии с п. 5 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может в установленном порядке публично заявить о том, что разрешает любым лицам безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение либо объект смежных прав на определенных условиях и в течение определенного срока. Сама процедура публичного заявления характеризуется следующими общими признаками:

  • публичное заявление может делать только правообладатель (лицензиат по исключительной лицензии такой возможностью не обладает), при этом правообладатель не может сделать публичное заявление при наличии действующего лицензионного договора, по которому предоставляется исключительная лицензия на использование произведения или объекта смежных прав в тех же пределах;
  • если правообладатель ранее заключил возмездный лицензионный договор, по которому в порядке простой неисключительной лицензии передал лицензиату права на использование произведения/объекта смежных прав в тех же пределах, действие такого лицензионного договора с момента обнародования публичного заявления прекращается, а правообладатель возмещает неисключительному лицензиату убытки;
  • публичное заявление осуществляется публично — сведения о намерениях правообладателя сообщаются неопределенному кругу лиц;
  • воля правообладателя облекается в документ — заявление, к форме и содержанию которого нормативными правовыми актами (Постановлением Правительства РФ) предъявляются определенные требования;
  • публичное заявление разрешает использование произведений/объектов смежных прав любым лицам (нельзя ограничить использование конкретно поименованными лицами);
  • публичное заявление, являясь по своей правовой природе односторонней сделкой, является безвозмездным и не предполагает какого-либо встречного имущественного предоставления;
  • существенное условие публичного заявления — сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и принадлежащие ему произведение или объект смежных прав;
  • публичное заявление может предусматривать территорию или срок использования произведений (объектов смежных прав), перечисленные условия являются факультативными, при их неуказании публичное заявление распространяет свое действие на территорию России и действует в течение 5 лет;
  • публичное заявление совершается в электронной форме (путём размещения на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации).

Теперь более подробно поговорим о форме и содержании публичного заявления. Несмотря на то что общие нормы, касающиеся публичного заявления, как отмечалось выше, были введены в действие еще в 2014 году, подзаконное регулирование порядка и условий размещения публичного заявления существенно запоздало и утвердилось совсем недавно — 8 июня 2019 года, когда было издано Постановление Правительства Российской Федерации № 745 (далее — Постановление Правительства РФ от 8 июня 2019 года № 745). Сделаем краткий обзор названного подзаконного акта.

Постановление Правительство РФ от 8 июня 2019 года № 745 содержит в себе типовые положения: утверждает Правила размещения публичных заявлений правообладателей, назначает в качестве органа исполнительной власти, ответственного за размещение публичных заявлений правообладателей, Министерство культуры Российской Федерации, уточняет, что реализация возложенных Правительством РФ полномочий осуществляется Министерством в пределах установленной численности его работников, а также в пределах предусмотренных для Министерства бюджетных ассигнований.

Больший интерес представляют упомянутые Правила размещения публичных заявлений (далее — Правила). В пункте 1 Правил сообщается о том, что публичные заявления будут размещаться на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, а в каком именно разделе данного сайта — не поясняется. Пункт 2 Правил сообщает о том, что заявление и прилагаемые к нему документы должны оформляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 553:

  • заявления и иные документы в электронной форме оформляются согласно требованиям к форматам таких документов, регламентированным актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
  • вышеперечисленные документы подписываются в соответствии с требованиями, определенными в Федеральном законе «Об электронной подписи» и Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • вероятно, не относится к рассматриваемой ситуации: документы могут подаваться следующими способами: лично или через законного представителя при посещении органа или организации, посредством многофункциональных центров (МФЦ), посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, иным способом.

Согласно пункту 3 Правил в публичном заявлении должны содержаться следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество, псевдоним (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета и (или) ИНН (для физических лиц — заявителей);

— полное наименование, ИНН, ОГРН, адрес государственной регистрации (для юридических лиц — заявителей);

название произведения или объекта смежных прав и его вид (литературное, музыкальное, аудиовизуальное произведение, произведение изобразительного искусства, исполнение, фонограмма, и так далее);

факультативно: сведения об авторе, исполнителе, изготовителе, издателе, дате создания, дате и способе обнародования;

— указание на наличие и основание возникновения у заявителя исключительных прав на объект авторских или смежных прав;

— способы использования произведения или объекта смежных прав по публичному заявлению;

вероятно, факультативно: территория, срок и иные значимые условия;

указание на отсутствие действующего лицензионного договора (исключительной лицензии);

сведения о том, что заявителю известно о правовых последствиях размещения публичного заявления.

Физическим лицам в соответствии с п. 4 Правил к публичному заявлению необходимо прилагать копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, контактные данные правообладателя — номер телефона, адрес электронной почты, согласие на обработку персональных данных; физическим и юридическим лицам — экземпляр произведения или объекта смежных прав в электронной форме либо URL-адрес, по которому обеспечивается беспрепятственный ежедневный и круглосуточный доступ к такому экземпляру.

Далее в Правилах сообщается о том, что ответственность за достоверность предоставленных сведений несет заявитель, а представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в размещении публичного заявления.

Вводится механизм извещения: Министерство культуры Российской Федерации в течение 7 рабочих дней после поступления публичного заявления обнародует информацию о его принятии к рассмотрению; правообладатели, считающие, что размещение публичного заявления будет посягать на их интересы или создаст угрозу нарушения их прав, могут обратиться в Министерство с запросом о предоставлении информации, необходимой для предъявления требований в суде или совершения иных действий, необходимых для защиты своих прав, приложив все требуемые подтверждающие документы; если в течение 60 календарных дней в адрес Министерства не поступает судебный акт, свидетельствующий о наличии спора об объектах авторских (смежных) прав, в отношении которых было сделано публичное заявление, извещение удаляется, а экземпляр произведения (объекта смежных прав) в электронной форме с информацией об авторских (смежных) правах размещается на официальном сайте Министерства; если в адрес Министерства поступает судебных акт, подтверждающий наличие спора об объектах авторских (смежных) прав, в отношении которых было сделано публичное заявление, извещение удаляется, а размещение публичного заявления приостанавливается до окончания судебного разбирательства; после приостановления размещения заявления в случае принятия судебного решения в пользу заявителя публичное заявление должно быть размещено на сайте Министерства культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней.

Таким образом, по общему правилу размещения публичного заявления правообладателю придется ждать в течение 2 месяцев.

В заключительном пункте 8 Правил сообщается о том, что доступ к сведениям о размещенных публичных заявлениях осуществляется на безвозмездной основе как с помощью поисковой системы сайта Министерства, так и в форме открытых данных.

Значение введения института публичного заявления. Главное положительное следствие введения института публичного заявления правообладетеля — создание так называемого реестра свободных произведений (объектов смежных прав), доступ к которому будет иметь любой желающий. Это означает, что появится, наконец, хранилище с произведениями и объектами смежных прав, которые можно будет свободно использовать в своих интересах и за использование которых никто не сможет привлечь пользователей к гражданско-правовой ответственности. Кроме того, стоит отметить, что сведения из данного реестра, вероятнее всего, станут служить ещё одним средством доказывания, подтверждающим авторство и принадлежность исключительных прав. Безусловно, неоспоримым плюсом публичного заявления является его совершение в электронной форме — без необходимости нарочной подачи документов в бумажном виде и без нотариального удостоверения.

Между тем, мы можем также выделить недостатки института публичного заявления:

  • излишний формализм: размещение публичного заявления представляет собой сложную процедуру; обнародование публичного заявления происходит только на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации; к заявлению и прилагаемым документам предъявляется ряд требований; правообладатели не могут реализовывать публичное заявление с помощью публикаций на своих собственных сайтах, что, однако, не лишает их возможности, как мы считаем, реализовывать свое третье правомочие в более вольной форме;
  • предоставление Министерству персональных данных, в том числе скан-копии паспорта, нарушает творческие интересы авторов, использующих псевдонимы, поскольку в таком случае личности авторов раскрываются третьим лицам, создается риск отождествления псевдонимов и реальных имён в сознании неопределенного круга людей, дальнейшее использование псевдонимов видится нецелесообразным;
  • большой срок верификации публичного заявления (2 месяца): например, лицо, желающее исполнить то или иное музыкальное произведение на каком-либо запланированном праздничном мероприятии, вынуждено будет ожидать размещения публичного заявления в течение длительного периода времени, что может нивелировать необходимость исполнения таких музыкальных композиций;
  • сведения из реестра не будут иметь правоустанавливающего или правоудостоверяющего значения, поскольку ответственность за достоверность предоставленных сведений несет заявитель.

Когда фактически заработает реестр свободных произведений (объектов смежных прав) и институт публичного заявления? На данный момент на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации никаких сведений относительно публичного заявления обнаружено не было, поэтому продемонстрировать возможности реестра свободных произведений (объектов смежных прав) пока не представляется возможным. Для получения актуальной информации по поводу функционирования реестра свободных произведений/объектов смежных прав Сообщество IP view предприняло попытку связаться с представителями Министерства культуры Российской Федерации по контактным данным, указанным на официальном сайте данного органа исполнительной власти. После недолгих переключений телефонной линии с одного отдела на другой ответственный сотрудник пояснил, что Министерство не готово в онлайн-режиме ответить на подобные вопросы, относящиеся к его компетенции (что, конечно же, вызывает некоторое недоумение), поэтому нам было рекомендовано направить в установленном порядке электронное обращение.

Поскольку практика показывает, что ответы на подобные обращения органы власти традиционно направляют обращающимся в последний день предусмотренного законом срока рассмотрения (30 дней), мы ожидали услышать какие-либо комментарии по интересующей нас теме в устной форме. Тем не менее, после телефонного разговора с Министерством культуры Российской Федерации нами было сформировано и направлено в его адрес электронное обращение, в котором мы попросили разъяснить:

1) Когда Министерство культуры Российской Федерации начнет реализацию возложенных на него Правительством Российской Федерации полномочий в сфере размещения публичных заявлений правообладателей?

2) В каком разделе официального сайта Министерства культуры Российской Федерации будут размещаться такие публичные заявления?

Полагаем, что в августе новых сведений по данной проблеме не появятся, равно как не заработает сам реестр свободных произведений (объектов смежных прав), но как только федеральный орган исполнительной власти ответит на наше обращение — мы обязательно осветим это в нашей публикации. Следите за новостями.

0
2 комментария
Руслан Хрр

Тогда кто правообладатели конституции 1993 года? Лицензиант , на основании чего стал вносить корректировки как правообладатель? Дума , также не имеет законного права, быть "правообладателями" полномочий, одобрять "правки " в оригинал. У них другие полномочия. Нарушен закон об авторских правах. А перед законом все равны. Ничего личного, правила сами утвердили 04.07. 2020 г.  Где оригинал и кто его составитель? Кем утвержден оригинал? Даже за промежуточную конституцию , обязателен референдум, с объяснениями , а не обещаниями. Чего стоит,  поменять цвет туалетной бумаге, и сделать ее лечебной? Технологии позволяют

Ответить
Развернуть ветку
IP view
Автор

У Конституции, как и у любого другого нормативного правового акта, нет и не может быть правообладателя. Официальные документы не являются объектами авторских прав в соответствии с п. 6 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации. В Древнем Риме у законов были авторы, в нашу эпоху, увы, право безымянное.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда