Если сценарии не предусмотрены ранее отразить кризис можно, но вам потребуется затратить больше времени и ресурсов. Чтобы противодействовать информационной атаке «здесь и сейчас» необходимо прежде всего в потоке цифрового шума распознать главный источник и ретранслятор (-ов) негатива. Когда обозначится степень авторитетности источника, то можно будет судить о виде кризиса и степени негатива. В академическом понимании, согласно теории специалиста W.T. Coombs различают 3 основных вида кризиса: виктимные кризисы, случайные кризисы, предотвратимые. В ситуации с виктимным кризисом, как например, коронокризис, компания сама является жертвой форс-мажора и извиняться перед общественностью ей по сути не за что. Если мы говорим о случайном кризисе, когда на вашем предприятии сломалась касса или станок, что косвенно повлияло на качестве вашего сервиса/продукта и так или иначе – на ваших клиентов, то от компании ожидают соответствующих действий по предотвращению ситуации. В этом случае коммуникация строится по реактивному принципу, когда компания отвечает на конкретные запросы СМИ точечно. Наиболее болезненным считается предотвратимый кризис, когда по вине предприятия произошел выброс вредных веществ или случилась производственная авария, которая повлекла жертвы или нанесла вред здоровью. Здесь требуется наиболее интенсивная работа не только по устранению, но и компенсации моральных и материальных потерь. Соответственно, принести публичные извинения - мало, необходимо регулярно рассказывать о том, какие действия организация предпринимает на восстановление ситуации и какие компенсационные меры принимаются в отношении пострадавших. В данном случае коммуникация выстраивается по проактивному принципу, упреждая любые запросы, компания транслирует свою позицию и обнародует свои действия активно и публично.