Конопля: легенды, обряды, обычаи XVIII в

Конопля посевная - Cannabis saliva L, речь пойдёт о пищевой конопле (не путать с наркотической, читайте постановление правительства № 101 от 6 февраля 2020 года п.3).

Народные названия: русские: конопля, конопель; белорусские: канапель; украинские: конопель.

Родина растения - Центральная Азия, где ее культура известна с і тыс. до н.э. Различные виды и сорта исстари культивировались в разных странах. В России возделывали коноплю посевную. Другой вид - конопля индийская (Cannabis indica) является наркотическим растением. Ее возделывание в настоящее время запрещено.

В лечебных целях не употребляется. В прошлом использовали при нарушениях сна, невралгиях, как обезболивающее. В гомеопатии Cannabis sativa применяли при болезнях почек и мочевыводящих путей.

Практическое применение растение находило как сырье для изготовления волокон, из которых вили веревки, ткали прочный холст. Из семян отжимали ароматное масло или толкли семя для получения «конопляного молочка».

Легенды, обряды, обычаи. В древних религиях народов индо-иранской общности (зороастризм) обожествлялся и персонифицировался сок растения, произраставшего у «мировой горы». Этот сок (хаома) считался напитком бессмертных, предполагавшим победу добра над злом. Растение, дававшее хаому, ассоциируется с коноплей.

Народы, возделывавшие коноплю, наделяли растение магическими свойствами, связанными с продуцирующей и защитной семантикой.

У восточнославянских народов с коноплей были связаны представления о русалках. В малолесных южнорусских губерниях России, где к тому же имелось мало крупных рек, русалки считались жительницами не только вод, но и полей. В Орловской губернии полагали, что царство русалок находится в конопляниках. Считалось, что там, где бегают русалки, вырастает пышная зелень. Девушки в Белоруссии, желая, чтобы отросли длинные и пышные волосы, расчесывая их, произносили заклинание: «Русалку тебе в коноплях».

От конопли стремились получить длинные волокна и маслянистые семена. Для этого в течение всего аграрного периода производили различные обрядовые действия.

Перед севом хозяева (обычно женщины) трижды объезжали на кочерге участок земли, выбранный под конопляник.

Посев начинали в благоприятный день, время суток и даже фазу луны, отмеченные в народной астрологии положительным знаком. Сев приурочивали к одному из весенних праздников.

Сеяли в один день, выбирая тихую, ясную погоду, при этом шли босиком, чтобы повилика не обвивала стебли конопли, а также с завязанными глазами, чтобы птицы не выклевывали семена.

Полагалось проводить сев молча, не отвечать на приветствия («ломать шапки»), иначе конопля будет ломаться. Сеятель разбрасывал семена из частого решета (для густоты сева), в котором лежали яйца, хлебные кресты, испеченные на Средокрестье, и свечи (для обеспечения защиты высших сил).

Яйца символизировали белизну будущего полотна. В магических целях их закапывали в землю или съедали до, а иногда после посева. Скорлупу разбрасывали по полю.

Чтобы конопля была «крепкой», сеятель надевал штаны из конопляного полотна. После сева эти штаны вешали в амбаре на высокий крюк, чтобы конопля заполнила амбар на такую же высоту. Штаны оставались висеть, пока вся конопля не была собрана в амбар.

В течение лета на праздники Масленицы, Ивана Купалы, в Петров день и особенно зимой на Рождество прыгали, качались, танцевали, катались с гор и на лошадях, разжигали костры и прыгали через них, выполняя этим магические обряды «на высокий рост» растений, в частности конопли.

В Вологодской губернии «жгли бабку» - горящую коноплю подбрасывали кверху, а потом прыгали по ней босыми ногами, приговаривая: «Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны». Во время уборки конопли пели «замашные» (от слова замашка - конопля) песни.

Спешили убрать ее до дня Саввы и Анны (28 августа / 10 сентября), к Воздвижению (14/27 сентября). Убранную коноплю посыпали песком с могилы, чтобы семена не оклевывали птицы. Запрещалось убирать ее в день Усекновения главы Ио анна предтечи, чтобы уберечь посевы от града.

Конопляное семя и конопляное молочко входили в состав обрядовой пищи. Молочком поливали праздничную выпечку.

Украинцы в Сочельник ели с ним гречневую кашу. Семя и жмых (отходы при выбивании масла) употребляли во время постов. Они использовались также как обереги. Считалось, что конопляное масло может оградить поле и пастбище от нечистой силы. Для этого в августе хозяева выходили на поля раннею зарею, обращаясь к земле, просили унять «нечистую гадину» и выливали конопляное масло на землю на четыре стороны света.

В Тульской губернии во вторник страстной недели готовили «молоко» из конопляного и льняного семени и поили им скот для защиты от болезней. Семя конопли запекали в печенье «жаворонки», или делали из него «глазки» птичек. Выпечку потом крошили на гумне и разбрасывали по сторонам.

Коноплю использовали в семейных обычаях и обрядах. Так, в Закарпатье на Благовещенье окуривали ею в доме, чтобы не заползали гады. В Подолии на Ивана Купалу рассыпали перед домом конопляный цвет, чтобы оградить домочадцев от ведьм.

Во время свадебной церемонии в XVII в. молодых осыпали льняным и конопляным семенем на княжеских и боярских свадьбах, как это делали и позже в некоторых местностях России. Чтобы оградить молодых от порчи, им насыпали в обувь семена.

На Украине коноплю использовали при уходе за новорожденными. Детей после купания перевязывали матками или матёрками (женская особь конопли с семенами). Считалось, что обвязывание плоскунами или посконь (мужская особь без семян) может привести к бесплодию. Если ребенок долго не начинал ходить, его вели по полю за руки и рассыпали за ним семя конопли, сажали на поле и через него сеяли коноплю, или обсыпали ею вокруг.

В некоторых местностях бытовали поверья, что конопля расцветает на Иванов день, а ее цветок обладает такими же свойствами, как папоротник: с ним можно взять клады и все, что пожелаешь.

Источник: Русский старообрядческий лечебник. Автор: Леонтьева Г.А., Липинская В.А.. Лечебник содержит сведения о том, какими домашними растительными снадобьями лечился русский народ в XVIII в..

Подписывайтесь на крупнейшее в русскоговорящем мире сообщество коноплеводов и льноводов "Пенька". Размещайте свою продукцию из конопли и льна на Бирже "Пенька". Слушайте подкаст "Пенька" для начинающих коноплеводов. Используйте базу знаний, чтобы начать бизнес на конопле в России.

Начать дискуссию