{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как перейти из CPO в CEO

Прежде чем рассказать о карьерном переходе из СРО (Chief Product Officer) в СЕО, давайте посмотрим, какое развитие характерно в цифровом продукте.

Как правило, у CPO последовательный карьерный трек — они вырастают из продуктовых менеджеров, которые в свою очередь чаще всего имеют бэкграунд в аналитике, продуктовом дизайне, разработке.

Обычно в России этот трек выглядит так: стажер → Junior менеджер → Middle менеджер → Senior Product Manager → Product Owner / CPO / Head of Product / VP of Product.

Параллельно с этим вертикальным ростом есть горизонтальные ответвления — например, Technical Product Manager, Product Marketing Manager, Growth Product Manager и Operation Product Manager.

Горизонтальный переход на роль СРО из другой функции, например, из СТО — довольная редкая практика. Забегая вперед, таким кандидатам, для дальнейшего роста особенно важно прокачать знания в маркетинге, чтобы в перспективе отвечать за компанию 360.

Есть случаи, когда СPO создают свой уникальный продукт, запускают собственный стартап и являются в нем СЕО. А вот переход из СРО на роль СЕО в новую компанию требует определенных навыков, которые мы опишем ниже. Это реальные наблюдения и выводы, которыми мы делимся из нашего успешного кейса, когда в одну из цифровых компаний на роль CEO вывели СРО.

Различия между CPO и CEO

CEO должен иметь обширный опыт, экспертизу и глубокие знания в стратегии, финансах, развитии бизнеса и продажах, маркетинге, технологиях, юриспруденции и операционном управлении.

Современный СЕО — это лицо компании. Его личность и стиль управления привлекают специалистов. Чем сильнее персональный бренд СЕО, тем выше вероятность собрать сильную команду и драйвить бизнес.

CPO оценивают по влиянию, которое он оказал на бизнес через цифровой продукт: насколько он востребованный, польза для потребителя, количество пользователей, дизайн, модели монетизации и другие метрики.

Во многих профессиях, специалисты развиваются достаточно узко в своей функции, наращивая экспертизу в одной области и постепенно охватывая смежные. Продакту повезло больше: он наращивает важный скилл — разобраться в новой области за несколько месяцев и сделать качественный продукт. Директор по продукту, как правило, отвечает за продуктовую стратегию, финансы, команду (ее формирование и мотивацию), презентует и защищает готовые решения перед заказчиками и партнёрами. CPO — это уже, по сути, готовый CEO для цифровой компании.

В этой роли можно отлично развить проектную и исследовательскую деятельность. Директор по продукту плотно работает с другими командами: отделом продаж, маркетингом, разработчиками. Несёт личную ответственность за результат. Эти навыки и являются тем фундаментом, который позволяет выйти на уровень CEO.

Однако, как показывает наша практика, не все они хорошо развиты у CPO.

Чего не хватает CPO для перехода на роль CEO:

  • Масштабности мышления в рамках всей компании.

Часто СРО увлечены только своим продуктом: интересуются исключительно тем, как его улучшить, кросс-функционально взаимодействуют с другими департаментами только в рамках своих задач и потребностей. С какими-то департаментами компании могут и вовсе не пересекаться.

  • Глубокой экспертизы в финансах.

Для СЕО компании – это одна из ключевых функций, в которой он должен прекрасно разбираться.

CPO управляет продуктом на основе финансовых показателей, но для перехода на роль CEO ему, как правило, не хватает более солидных знаний и опыта, например: финансовая стратегия, инвестиции, M&A.

  • Soft skills в коммуникациях.

У многих СРО часто не прокачены навыки как внешних коммуникаций, так и внутренних — между департаментами. При этом, продакты из маркетинга — специалисты с более развитыми soft skills, которые лучше чувствуют себя во внешних коммуникациях, и лучше проявляют себя, как лидеры.

Для внутренних коммуникаций очень важны взаимодействие и коллаборации с основной борд командой.

  • Навыков в Маркетинге и Продажах.

Если СРО является более техническим экспертом, то ему будет сложнее, чем СРО с маркетинговым бекграундом, что уже было отмечено выше.

Маркетинг и продажи — неотъемлемая часть практически любого бизнеса, и требует обязательной прокачки для потенциального перехода.

Так как же стать CEO?

1. Универсальный совет, который работает для всех: о вас должны знать!

Что необходимо сделать: развивать личный бренд, нетворкинг, активно работать в медийном пространстве.

Участвуйте в профильных мероприятиях, не упускайте возможность побывать в роли спикера и рассказать о бизнес-достижениях, почему ваш продукт уникален.

2. Проведите аудит своих профессиональных навыков.

Чего Вам не хватает? Сможете ли вы приобрести это в рамках текущей организации? Роль CPO может сильно отличаться в разных компаниях. Если вы в рамках своих задач не участвуете в переговорах на высшем уровне, не отвечаете за стратегию, не несёте ответственность за финансы в полном объёме, то это надо исправлять.

Иногда бывает сложно сделать качественный анализ своего карьерного пути. По этому вопросу лучше обратиться к консультанту, который поможет сделать аудит ваших навыков и наметить план карьерного развития.

3. Рассмотрите для подобного перехода компанию, которая вам по силам.

Возможно, она будет меньших масштабов, чем текущая, но вы уже на старте сможете показать свою эффективность.

Проанализируйте, какие компании больше подойдут вам, по следующим критериям: финансовые обороты, численность команды, репутация, цели компании и т. д.

Кстати, возвращаясь к предыдущему пункту, подумайте, может пока стоит «подготовить почву» для потенциального перехода на роль СЕО, и сделать переход из СРО в СРО, но с более крупными масштабами и бОльшей зоной ответственности и влияния.

4. Расширять горизонты влияния в текущей компании.

Чаще взаимодействуйте с С-level командой по бизнес-вопросам, выходящими за пределы вашей зоны ответственности.

Берите на себя инициативу. Когда вам предлагают что-то сделать, не отсиживайтесь в стороне — пробуйте! Если отказываетесь делать то, что выходит за рамки вашей привычной работы, скорее всего, вы не сможете вырасти до СЕО.

Отлично, если вы смогли за весь период карьеры набраться опыта в разных специализациях: в маркетинге, коммерции, плотно поработали с IT и Design, знаете, как масштабировать бизнес.

5. Развивать лидерские качества.

Важно осознавать, что будущему СЕО необходимо не только заперформить свой продукт, но и драйвить весь бизнес. А для этих целей важно сформировать и вести сильную экспертную команду.

Наш успешный кейс перехода:

Мы искали СЕО для технологичного цифрового бизнеса, который строился вокруг одной большой миссии и цифрового продукта.

Компании требовался эффективный зрелый управленец, которого не нужно было бы растить и развивать внутри, давать время на раскачку. Поэтому, клиент видел риски в кандидатах, кто занимал роль СЕО-1, для кого это мог быть первый опыт управления всем бизнесом.

Мы проанализировали все особенности С-level ролей: COO, CCO CFO, и приняли решение, что для целей и скоупа задач на эту роль прекрасно впишется именно СРО и начали смотреть исключительно в эту сторону.

В компании к этому предложению отнеслись с долей сомнения, т. к. были уверены, что будущему СЕО с бэкграундом СРО будет недостаточно масштабности мышления для управления всем бизнесом и финансовой экспертизы.

Но наш кандидат, будучи СРО, уже имел похожий спектр управления и влияния, но в рамках одного крупного продукта компании. При этом у него не было опыта управления всем бизнесом.

Будучи СРО, он уже имел опыт в:

  • управлении аналогичными объемами и показателям
  • масштабировании бизнеса
  • создании команды с ноля
  • его ответственность не ограничивалась только продуктом: кандидат отвечал за маркетинг, экономику, бюджет, разработку и найм.

Также у кандидата имелся уникальный опыт еще до того, как он пришёл в продукт: он занимал должность операционного директора в небольшой компании. Таким образом он уже обладал пониманием того, как управлять бизнесом в целом.

Безусловно, важны и личностные качества. Наш кандидат отлично умеет выстраивать коммуникацию на всех уровнях, имеет активную жизненную позицию, готов нести личную ответственность за команду и её результаты. Также такие качества как насмотренность и широкий профессиональный кругозор, позволили быстро и эффективно перейти в другую сферу на новую роль.

Ольга Прозорова
Руководитель направления, Benchmark Executive
Алёна Выходцева
Проектный менеджер, Benchmark Executive
0
2 комментария
Андрей Державец

Очень интересно, спасибо!
Жду второй выпуск, о переходах с роли CEO небольших бизнесов на роли n-1 в бизнесах крупнее, что стоит учитывать.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна

Отличная идея! :)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда