Как директор такси "Командир" потерял 22 млн. личных средств

В эпоху Яндекс такси независимых таксопарков практически не осталось. А названия оставшихся мало кому известны. Однако еще не так давно на слуху было такси «Командир».

О нем сегодня и пойдет речь. Точнее об одном из его невезучих директоров.

Роман был директором одной из компаний группы «Командир». Эта компания приобретала автомобили в лизинг и сдавала их в аренду для оказания услуг такси другим компаниям группы, а также независимым контрагентам. Плюс она оказывала арендаторам автомобилей услуги по их техническому обслуживанию. Назовем эту компанию Таксопарк.

У директора Романа была и своя собственная компания, которая взяла в аренду у таксопарка 124 автомобиля. Назовем ее Личная компания.

Все складывалось неплохо, пока Роман, действуя в качестве директора Таксопарка, частично не простил Личной компании долги по арендным платежам и техническому обслуживанию на общую сумму в 22 млн рублей. В результате, Таксопарк недополучил 22 млн. рублей дохода.

Если ограничиться этой фабулой, то решение о взыскании 22 млн. с директора в качестве убытков выглядит вполне логичным.

Однако, не все так просто. Взаимоотношения в группе компаний Командир были гораздо сложнее.

  • По утверждению директора, другие компании группы, с которыми у Таксопарка также были заключены договоры аренды, арендные платежи не вносили, поскольку учредитель занимался оптимизацией налогообложения компаний группы «Командир»
  • Независимые арендаторы также допускали просрочки уплаты арендной платы, в результате чего в конце 2018 г Таксопарк оказался в кризисной ситуации, не имея достаточных средств для оплаты лизинговых платежей. Это грозило расторжением договоров лизинга и возврата всех автомобилей лизингодателю.
  • В целях недопущения банкротства Таксопарка Личная компания нашла финансирование и выкупила у Таксопарка 70 автомобилей, а ранее арендованные машины вернула Таксопарку.
  • Поскольку арендованные авто Личная компания вернула досрочно, но до этого понесла затраты на их оклейку, страхование по ОСАГО, техническое обслуживание, у Личной компании в связи с данной операцией возникли убытки.
  • Таким образом, прощение долга было средством окончательных расчетов по указанным взаимосвязанным сделкам.

Эти аргументы показались суду первой инстанции убедительными и в иске к директору было отказано. Однако вторая, третья инстанции и Верховный суд с этим не согласились и убытки с директора все же взыскали.

Среди прочего суды указали, что:

  • кризис неплатежей возник у Таксопарка в том числе в результате необоснованного снижения арендной платы Личной компании
  • сделка прощения долга была несвоевременно отражена в бухгалтерской отчетности Таксопарка, что говорит о том, что директор пытался скрыть данную сделку от участников
  • для завершения расчетов по взаимосвязанным сделкам аренды и купли-продажи стороны должны были оформить иное юридически верно составленное соглашение, а не соглашения о прощение долга
  • сделка прощения долга являлась сделкой с заинтересованностью и, соответственно, должна была быть одобрена участниками Таксопарка в соответствии с требованиями закона.

Также, из решения судов этого не видно, но можем предположить, что у цифры потенциальных убытков Таксопарка и последующего прощения долга «не бились», то есть директор не смог обосновать, каким именно образом сумма прощения долга подводит баланс под встречными требованиями.

Выводы:

Очень-очень часто внутригрупповым сделкам не уделяется должное внимание. Руководителям кажется, что раз «все свои», то можно подписать любые документы.

В основном это заканчивается печально в двух случаях:

(1) при корпоративном конфликте (между учредителями или между учредителями и директором) и

(2) при банкротстве одной из компаний

Вполне возможно, что прощение долга в описанной ситуации было сделано с согласия учредителей Таксопарка, которые впоследствии передумали.

Поэтому любые внутригрупповые сделки нуждаются в корректном оформлении даже больше, чем сделки с независимыми контрагентами:

  • экономическая целесообразность любой сделки вашей компании должна быть понятна любому стороннему лицу, поскольку вполне вероятно, что когда-либо на нее будет смотреть налоговый инспектор, арбитражный управляющий, суд
  • правильно отражайте суть операции: если цель закрыть взаимные требования или свести баланс по разным связанным или несвязанным сделкам – прямо прописывайте это в договоре, а не рисуйте самостоятельное соглашение, экономическая цель которого не ясна
  • соблюдайте корпоративные процедуры – если по закону или уставу сделка должна быть одобрена советом директоров или учредителями, нужно такое одобрение получать, либо иметь четкое обоснование, почему в вашем случае одобрение не требуется.

Это дело мы поставили на 5 место нашего рейтинга "Убытки с директоров 2022". Предыдущие можно посмотреть тут: 6 место, 7 место, 8 место, 9 место, 10 место, места 11-15

Если содержание Вам откликнулось и у Вас есть сделки, которые заставили Вас задуматься – напишите нам, мы проведем аудит и укажем Вам на имеющиеся риски.

Больше подобных публикаций - в нашем Телеграм канале

244244 показа
252252 открытия
Начать дискуссию