Потепление в России в два раза опережает глобальное. При чём тут бизнес?

Рост средней температуры нашей планеты — научно установленный факт. Учёные уже давно и многократно доказали зависимость изменений климата от деятельности человека. Точнее, от производства и потребления товаров и услуг.

Именно на бизнесе лежит наибольшая ответственность за изменения климата, в том числе и за их предотвращение. Это не только комбинаты, трубы и бульдозеры. Вклад в потепление вносит и малый бизнес, в котором трудится много читателей vc. ru. Мы выяснили, что малый бизнес озабочен проблемой изменения климата даже больше, чем крупные предприятия.

Какие инициативы уже работают и как мы с вами можем замедлить глобальное потепление — об этом наша статья.

Сомневаться в глобальном потеплении — всё равно что сомневаться в гелиоцентрической системе мира. Сегодня уже не стоит вопрос, существует ли глобальное (1) потепление или же его нет. Вопрос в том, как его замедлить.

Основная причина потепления — рост концентрации в атмосфере парниковых газов от сжигания топлива, уничтожения лесов под землепользование и другая деятельность человека, связанная в основном с производством товаров и услуг. Объём выброса CO2 за последние 50 лет удвоился (2), что уже вызвало пропорциональный рост температуры (см. график ниже). Средняя годовая температура в мире выросла на 1°C, а потепление больше чем на 3°C станет точкой невозврата.

Глобальный индекс изменения температуры суши и океанов, NASA
Глобальный индекс изменения температуры суши и океанов, NASA

По состоянию на 2019 год 20 самых тёплых лет, начиная с 1850 года, приходятся на последние 22 года (3).

Хуже того — последние семь лет стали самыми жаркими за всю историю наблюдений (4).

Но даже это не самая плохая новость для нас.

Самая плохая новость в том, что в России температура растёт быстрее в 2,5–2,8 раза, чем в среднем на планете (5). В 2020 году Россия вышла на «почётное» третье место в общем объёме выбросов углекислого газа (6).

Наблюдаемые климатические тренды в средних полях температуры за 1976-2022 гг., Росгидромет
Наблюдаемые климатические тренды в средних полях температуры за 1976-2022 гг., Росгидромет

Ну и что?

29 мая 2020 года произошла экологическая катастрофа федерального масштаба: из-за разгерметизации бака с дизельным топливом в тундру вытекло более 21 тыс. тонн соляры, отравив всё вокруг, в том числе озеро Пясино размером с Москву (7). Одна из причин трагедии — глобальное потепление. Таяние вечной мерзлоты привело к подвижности свай, а затем к оседанию и повреждению конструкции топливохранилища. Злополучный бак находится на полуострове Таймыр — на карте потепления (см. выше) это самая «горячая» точка. 40 лет назад строители резервуара не могли предвидеть риски таяния вечной мерзлоты, поэтому при проектировании и строительстве хранилища использовали недостаточно длинные сваи.

Сколько ещё таких скрытых «сюрпризов» вокруг нас, которые нам только предстоит обнаружить? Узнаем, когда процесс потепления продолжится — и чёртики один за другим начнут выскакивать из табакерки. Наводнения в Европе, Австралии, Китае и Британской Колумбии (Канада), циклоны Яас и Тауктае в Индии, тайфун Ин-Фа в Китае, Японии и на Филлипинах, ураган Ида в США, буран в Техасе, резкое похолодание во Франции — только экономический ущерб от десяти самых страшных стихийных бедствий 2021 года оценивается в $170 млрд (8). В ВОЗ считают, что «от загрязнения воздуха, связанного с изменением климата, каждый год погибают 7 миллионов человек» (9).

А при чём тут я?

Каким бы «безобидным» ни был ваш бизнес с точки зрения выбросов, ваш вклад в глобальное потепление может вас неприятно удивить. Например, как выяснили специалисты, операторы связи, которые, казалось бы, ничего не производят в традиционном смысле, заметнее влияют на глобальное потепление, чем авиакомпании, чьи самолёты жгут по три тонны керосина в час. Дело в том, что рост трафика и спроса на услуги спровоцировал рост потребления энергии. А через 10 лет операторы связи могут оказывать негативное влияние на окружающую среду сильнее, чем строительная отрасль (10).

Чем бы мы ни занимались, всегда есть возможность уменьшить свой углеродный след. Но достичь углеродной нейтральности мы можем только сообща.

Углеродная нейтральность — это состояние, при котором выбросы углекислого газа равны нулю или компенсированы за счёт углеродно-отрицательных проектов. Можно говорить об углеродной нейтральности всего мира, страны, компании и даже человека.

Наверняка многие читатели vc. ru уже что-то делают: отказываются по мере возможности от автомобилей в пользу велосипедов, переходят на безбумажный документооборот, сажают деревья, сортируют и сдают на переработку отходы. Но какова картина в целом?

Бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так» провело исследование, какие экологические и социальные проекты россияне запомнили в 2021 году. В Список бережных инициатив 2021 вошли 224 проекта. И вот что интересно:

1. Несмотря на то, что ресурсов у государства и корпораций несоизмеримо больше, чем у малого бизнеса, людям запомнились именно проекты небольших компаний (43%) и индивидуальные инициативы (32%).

Потепление в России в два раза опережает глобальное. При чём тут бизнес?

2. Преобладают локальные проекты — 69% (федеральных — 31%).

Потепление в России в два раза опережает глобальное. При чём тут бизнес?

3. Наиболее активным оказался Северо-Западный федеральный округ, наименее — Северо-Кавказский.

Потепление в России в два раза опережает глобальное. При чём тут бизнес?

4. По категориям проекты распределились следующим образом:

Потепление в России в два раза опережает глобальное. При чём тут бизнес?

В четвёрку лидеров попали категории «Экопросвещение», «Сохранение и восстановление экосистем», «Обращение с отходами» и «Инициативы и проекты, в которых люди помогают другим людям справиться с трудной жизненной ситуацией или психологически сложным периодом в жизни» — это каждый второй проект.

Безусловно, в «Список бережных инициатив 2021» попали далеко не все проекты 2021 года — только те, что запомнились опрошенным. Зато методология позволила нам обнаружить множество локальных и личных инициатив, включая те, которые и вовсе не искали публичности. Многие из них — результат невероятно вдохновляющей смелости и усердия их основателей.

Екатерина Колчанова,, соосновательница бюро «Теперь так»

Что мы можем делать уже сейчас?

  • Снижать свой углеродный след

Углеродный след, который каждый из нас оставляет, — это от 5 до 14 тонн CO2 в год. Оценить его точнее можно при помощи специального онлайн-калькулятора. Цель — снизить объём личного углеродного следа до 2,5 тонны к 2030 году и до 0,7 тонны — к 2050 году. Этого можно достичь, сберегая воду и электроэнергию, сортируя мусор, отказываясь от необдуманных покупок и поездок, заменяя поездки на автомобиле перемещением на экологичном транспорте, велосипедах и самокатах.

Согласно исследованию проекта Трушеринг из «Списка бережных инициатив 2021»Списка бережных инициатив 2021, рынок шеринга самокатов (кикшеринга) рванул вверх. В России заработали полсотни кикшеринговых компаний в 90 городах (+30 городов за 2021 год), парк перевалил за 100 тысяч самокатов (+300% за год), число пользователей превысило 50 миллионов.

  • Делиться информацией и объединять усилия

Поддерживая экологические проекты и рассказывая о них, мы воодушевляем друг друга, коллег и партнёров распространять и масштабировать опыт, помогать всё большему числу бережных инициатив быть не просто акциями, а осознанным ежедневным выбором.

Экологическая тема в регионах действительно вызывает немалый интерес. Проблемы озеленения или раздельного сбора мусора понятны каждому. А главное, понятно, что конкретно можно сделать и как. Экологическая сознательность растёт. Может, это впечатление складывается оттого, что к нам на конкурс «Вместе медиа» приходят неплохие материалы на экологическую тему, но точно есть ощущение, что в СМИ стали больше говорить об экологии, а читатели, зрители, слушатели — больше интересоваться.

Александр Винокуров,, главный редактор Фонда независимого радиовещания
  • Выбирать компании и людей, которые близки нам по ценностям

Мы можем объединяться между собой, чтобы поддерживать экологические инициативы или помогать тем, кто запускает экопроекты. Бизнес может выбирать себе поставщиков и партнёров по принципу углеродной нейтральности. Корпорации могут обратить внимание на программы, которые готовы поддержать.

Благополучие планеты, а значит, и наше — в наших руках. А как боретесь с изменениями климата вы?

Сделано контент-производством «Диджитория»

Ссылки:

Начать дискуссию