{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дорогие психотерапевты для бизнеса: рынок коучинга в России оценивается в $100 млн

Кому вообще нужны коучи и что грозит этому рынку в 2020 году?

По данным российского отделения Международной федерации коучинга ICF в России работает около 350 сертифицированных коучей. И это только официальные данные, сотни (а может тысячи) людей работают в этой сфере без специальных сертификатов. Количество коучей постоянно растет, а оборот российского рынка оценивается экспертами примерно в $100 млн. Для чего нужны коучи, в чем плюсы и минусы роста этого рынка и будет ли он расти дальше? Рассказывает центр поддержки и развития предпринимательства Like Центр.

Кто помогает бизнесу в России?

Коучинг берет корни из спорта, терапии и позитивной психологии, но в современном мире всё больше фокусируется на бизнесе, финансах и личностном росте. Возможно, нам так кажется из-за того, что мы сами плотно осели в этой сфере.

Сотрудники обращаются к тренерам, чтобы улучшить показатели, поменять работу, уйти из найма в бизнес; руководители — чтобы приспособиться к миру, в котором начали править soft skills. Им всё важнее уйти от строгой иерархии в управлении и не отставать с инновациями. Новички открывают для себя мир предпринимательства, который раньше казался абсолютно недоступным. Опытные бизнесмены стремятся не отставать от стремительно меняющихся реалий рынка, провоцируя бесконечную гонку спроса и предложения. Реалии таковы: чтобы выжить в новой среде, всем нужен коуч.

Понятно, что рост рынка коучинга напрямую влияет на рост в сфере бизнеса. Одни могут учить, другие — хотят учиться, достигать всё больших целей и двигать бизнес вперед. Допустим, но насколько коучинг востребован в деньгах?

Ну как сказать.

Аналитики Like Центра провели аудит российского рынка бизнес-коучинга. Оказалось, лекции и мастер-классы Игоря Манна обошлись форуму малого и среднего бизнеса Кубани «Дело за малым» в 477 000 рублей. Выручка компании бизнес-коуча Константина Бакшта за 2018 год составила почти 4,5 млн рублей. Организация и проведение семинара Дмитрия Норки на тему «Искусство продаж. Продажи без сопротивлений. Экспертный подход» стоит 281 000 рублей. Рекордсмен программы «Виртуальный коучинг» Артем Нестеренко заработал 17 миллионов рублей за неделю. Результаты других финалистов тоже нередко переваливают за миллионы рублей в неделю, месяц, два.

Стоило ли это таких денег? Нужно спросить у участников семинаров и консультаций.

Можно ли зарабатывать на бизнес-коучинге в России? Определенно.

В чем подвох?

Ощущение, что о плохого тренера обжегся каждый первый комментатор под статьями о коучинге. Печальная правда в том, что с ростом рынка растет и количество недобросовестных представителей профессии. Масштабы трагедии в коучинге связывают с тем, что в российском законодательстве никак не закреплены стандарты профессии (это признает даже ICF). А сертификаты проверяет ужасающе малое число клиентов.

Некомпетентные тренеры путают выгорание с депрессией, злоупотребляют властью и пытаются заработать на клиенте больше денег, растягивая решение проблемы. Самопровозглашенные коучи забывают, что главное в работе — уследить за всеми векторами движения в жизни клиента. А основным принципом, прямо как в медицине, является принцип «не навреди».

Если держать это в голове, становится ясно, для чего может понадобиться коуч в бизнесе — мы бы назвали это дополнительной парой глаз, чтобы уследить за всеми процессами. Очень внимательной и важной парой глаз.

Простая аналогия: все мы знаем, что нужно пить воду и больше двигаться, но часто забываем об этом, поэтому ставим напоминания или покупаем фитнес-браслет, который будет считать шаги и бить током вибрировать, если не двигаешься больше часа.

Когда в бизнесе нужно держать под контролем 100 вещей, не помешает человек, который беспристрастно посмотрит на них со стороны и укажет, о чем мы забыли.

Как не ошибиться при выборе коуча?

1. Проверьте сертификат об обучении

Лучше, если на нем будет написано «АСТР» либо «ACSTH». Это значит, что коуч не только разбирается в теории, но также практиковал в течение года и получал обратную связь от более опытных коучей.

2. Проверьте сертификат о квалификации

В международной системе есть три ступени — АСС (начинающий), РСС (профессионал), МСС (мастер).

3. Выбирайте по специализации

Не бывает коуча, который разбирается абсолютно во всем. Подбирайте эксперта под свои запросы, обращайте внимание на отзывы других клиентов и рекомендации.

Как с этим жить?

Не важно, как вы относитесь к коучингу. Не важно, плох он или хорош в каких-то абсолютных величинах. Суть в том, что он существует здесь и сейчас, а потому нужно разбираться в этом рынке и использовать в свою пользу. А если не можете — просто смириться.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Narek

Интересно читать конечно, особенно про динамику рынка и его портрет на сегодняшний день Очень круто, что Like Центр имеет такой сильный отдел аналитики. Понравились статья, продолжайте в том же направлении!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Анабасов

Мне понравилось обучение в Like Центре - слушал Концентрат, очень понравился контент, информация по части анализа конкурентов, рынка, маркетинга, трафика, лидов. Круто было получать новые знания. Теперь что касается статьи - здорово видеть конечно цифры, потому что, например, не знал сколько тот же Манн зарабатывает. Понравились ваши рекомендации по части выбор в будущем коуча своего. Очень хочу личностно вырасти и планирую пойти на наставничество к Аязу, спасибо, что помогли лучше определиться с выбором. Спасибо за статью, достаточно познавательно

Ответить
Развернуть ветку
Елена Орешкина

Скажите, а откуда у вас такие интересные данные? А можно ли познакомиться с другими исследованиями отдела аналитики Like Центра? Очень хотела бы побольше узнать про маркетинг и продажи. Жду продолжения, потому что затронули очень интересную тему. Спасибо за статью, легко прочитала.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Югов

В Like центр можно смело обращаться, коучи там сильные. Один Аяз чего стоит. В бизнесе с 2012 года, плохому точно не научит:)

Ответить
Развернуть ветку
Каролина Коста

Отличная информация, я лично не против проходить бизнес- обучения. Кстати, как раз в прошлом году была на Скорости от Like центра. Было супер! Кто ориентирован на открытие бизнеса, тот много полезного вынесет из этого мероприятия. Рекомендую.

Ответить
Развернуть ветку
Анжела Северинова

Даже коучу нужен коуч

Ответить
Развернуть ветку
Forever Friends

Каменты агонь

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда