Миссии поколений: «Каждый сверчок знай свой…»

Многие считают, что процессы исследования в рамках теории поколений — дело неблагодарное. Отчасти, в этом есть правда, потому что обобщать огромный пласт общества, который сходится всего по нескольким признакам, (возрастной, «исторический» и событийный) нужно с большой осторожностью. Несмотря на неоспоримый факт того, что люди одного поколения имеют общие черты, когда мы осознаем контекст для каждого из нам известных, необходимо учитывать несколько вещей:

- Национально-территориальный фактор

Например: БольшАя часть миллениалов в СССР успела пережить перестройку в сознательном возрасте, что довольно сильно сказалось на формировании их личностей. О том, как чувствовали себя, в этот же временной период, скажем, американцы — говорить не приходится. Это как несколько оттенков одного и того же цвета: если название одно, то зрительное восприятие — абсолютное разное.

- Фактор индивидуальности

Вешать ярлыки на людей — общепризнанный софизм. Верить или не верить в подобные утверждения — это личный выбор каждого, однако, если мы будем воспринимать только общее целое, не учитывая частное, то теория поколений быстро может перейти в ранг очередного гороскопа.

- Неконтролируемые внешние обстоятельства

Самым свежим и ярким примером станут мировые события последних двух лет, которые оказали огромное влияние на взрослеющих зумеров. Даже если до пандемии COVID-19 о них говорили реже (потому что «поколение Тик Тока» было просто менее видимым), о них все равно говорили, и если вы сравните научные статьи от 2019-го года и тот материал, что выпускают уже сейчас, в 2022-ом — разница вас поразит. Такие глобальные факторы обычно обозначаются как риски, и последняя модель актуальна для прогнозирования бизнес-процессов. Но, то, как изменится общество под влиянием настолько больших потрясений — предугадывать очень сложно. Особенно, в контексте конкретной возрастной категории.

Однако, полностью исключать полезность подобных исследований, лично для меня, было бы неспортивно, как минимум, по двум причинам. Первое: я занимаюсь бизнесом. Понимание модели поведения и политики потребления поколений будущего, отчасти, является моей работой. Кроме того, со своей субъективной точки зрения, я отношу подобные вещи к базису. Как вы можете продавать/создавать/продвигать что-то, не осознавая, кто именно купит у вас это завтра? Или каким образом вы собираетесь формировать команду молодых специалистов, не учитывая особенностей новых кандидатов? Второе: изначально, теорией поколений начали заниматься в США. Настоящую популярность теории принесли две книги: «Поколения: история будущего Америки, 1584—2069 годы» 1991-го года и «Четвертый поворот: американское пророчество». Авторы — писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Многие из принятых ими установок, не могут быть применимы к российскому государству, в силу абсолютно другого культурного кода и большой разницы в историческом течении событий. Именно поэтому, я считаю, что анализировать поколенческие паттерны в России — нужно продолжать, как минимум, для успешного построения бизнес-процессов и их скорейшей адаптации под современные реалии.

Книги Штрауса и Хоува
Книги Штрауса и Хоува

Этот материал я хотел бы посвятить обсуждению миссий каждого из, активных в настоящий момент, поколений. Изучение возрастных групп, с точки зрения их общей полезности, в сети встречается редко. Мы мыслим слишком узко, охарактеризовывая тех же зумеров как первых обладателей «клипового мышления», и воспринимая маленьких альф, как тех, кто в будущем, будет дружить лишь с ИИ и, большую часть времени, сидеть дома, в целях экономии ресурсов планеты. Но что, если мы посмотрим чуть шире установленных паттернов и вникнем в контекст полезности их характеристик? Каждая индивидуальная личность имеет определенную цель своей жизни, но, при детальном рассмотрении, эта цель может быть общей, отлично описывающей ту или иную возрастную категорию.

О ком будем говорить в этой статье:

Поколение X, они же «иксы» — (годы рождения: 1964–1980)

Поколение Y, они же «миллениалы» — (годы рождения: 1981-1996)

Поколение Z, они же «зумеры» — (годы рождения: 1997-2012)

Поколение A, они же «альфа» — (годы рождения: 2012 — ….)

В чем сила?

1. «Иксы»

Поколение X принято считать трудоголиками. Эти люди больше всех, ныне активных генераций, ценят материальные блага. В этом, не последнюю роль сыграло их рождение и взросление в Советском Союзе, в котором одна из самых главных установок звучала как «Терпение и труд - все перетрут». Русские «иксы», в сравнении со своими последователями, считаются самым богатым поколением, которое уже в, довольно молодом возрасте, могло иметь семью и собственную недвижимость. Именно на эту тему зумеры и поздние миллениалы любят делать мемы:

Мем от миллениалов/зумеров. Но, скорее всего, все же от миллениалов (читайте ниже, почему)
Мем от миллениалов/зумеров. Но, скорее всего, все же от миллениалов (читайте ниже, почему)

Так в чем же цель поколения, которое так отчаянно стремилось к благоустроенной жизни, зарабатывая блага реальными потом и кровью?

Про миссию X

«Иксов» можно охарактеризовать как поколение доверия, генерацию, которая точно знает, что такое цель и как к ней идти, как категорию людей, которые создавали и создают баланс.

Именно они лучше всего разбирались в тайм-менеджменте (отчасти, потому что работа от «звонка» до «звонка» была неотъемлемой составляющей трудовой деятельности СССР), успевали работать, создавать семьи и, раз в год, посещать с семьей санатории, если это позволяли средства. Они умеют экономить, структурировать, и, самое важное - им можно доверять. Ответственность считается яркой, выдающейся чертой Поколения X. Но, здесь не без ложки, так называемого «дегтя». Из-за того, что материальные ценности всегда были впереди, у «иксов» порой действительно сложно с эмпатией и идентификацией собственной личности, которая существует отдельно от повсеместного труда. Этому в нашей стране посвящены замечательные кинокартины, такие как «Гараж» или даже «Белые росы».

2. «Игреки»

Миллениалов очень часто называют поколением Питера Пэна. Это те люди, которым действительно тяжело взрослеть и определиться с тем, чего они на самом деле хотят, в отличии от их предшественников. И такая характеристика приросла к ним не случайно: именно эти люди в России, в большей степени, родились в одной стране, а росли и взрослели в другой, застали и «сытое» и «голодное» время, и, как следствие, на постоянной основе находятся в подвешенном состоянии. Кроме того, немаловажную роль сыграл и узкий территориальный фактор - в каком городе родился, так «смутное время» и пережил. То, что происходило в областных центрах и больших городах, порой доходило до регионов намного позже или не приходило вообще. Это касалось не только экономических вопросов, но и социальных коммуникаций, а при переезде (например, если молодежь поступала в столичный университет) - правила менялись. Последнее представляло собой ощутимый культурный шок, который приходилось переживать все снова и снова. У поколения Y не было никаких шансов познавать мир структурировано и последовательно - источники информации были очень ограничены. Все, что знали эти дети, транслировалось с экранов телевизоров, или передавалось из рук в руки во время прогулок на улице с друзьями.

Многие ученые считают «игреков» самым разрозненным поколением с точки зрения факторов формирования - состав этой генерации напоминает условное лоскутное одеяло. Причина этому - не только вышеупомянутый фактор территориального места рождения и развития, но и приход первых цифровых технологий. Например, если ранние миллениалы спокойно наблюдали за тем, как меняется вид и функционал их стационарного домашнего телефона, то поздние могли в детстве и вовсе его не иметь, а затем резко «столкнуться» с первыми компьютерными моноблоками. Тем не менее, именно миллениалы, в конечном итоге, радушно приняли цифровизацию, и, по сей день, помогают своим родителям адаптироваться.

Из-за трудоголизма «иксов», миллениалы очень часто были предоставлены сами себе и, потому, отлично умеют выстраивать отношения с друзьями, знакомыми и, впоследствии, коллегами. Кроме того, научный сотрудник Института социологи Александр Согомонов опровергает тезис о поверхностности миллениалов и говорит о том, что российские миллениалы, благодаря специфическому историческому опыту отличаются от остальных: «Практически все исследования говорят, что они якобы мало хотят что-то делать, валяются на диване, сидят на шее у родителей и тому подобное. Это не так, российские миллениалы — это не эгоистическое поколение». Экономические кризисы каждые несколько лет — в 1998, 2008, 2014 и 2020 годах, пришедшиеся на пик формирования и производительности поколения Y, повлияли на жесткую корректировку мечтаний и стремлений, которые вырисовывались для молодых людей в начале века.

Про миссию Y

Телесериал ТНТ «Мир! Дружба! Жвачка» про юность миллениалов
Телесериал ТНТ «Мир! Дружба! Жвачка» про юность миллениалов

Скорее всего, именно эта двойственность, которая была обусловлена скачкообразными периодами развития нашей страны, заставила миллениалов уметь «сидеть на двух стульях». Они видели и «черное», и «белое», и пережили это, сплочаясь между собой. Это поколение можно назвать связующим, генерацией дружбы и амбассадорами настоящей командой работы. Они - оптимисты, которые умеют радоваться жизни и даже пытаются подружить между собой таких разных «иксов» и «зумеров». Несмотря на противоречивый бэкграунд, миллениалы - это поколение света и позитива.

3. Зумеры

Зумеров, с легкостью можно назвать, противоположностью миллениалам по вопросам общего настроения. Это поколение, которое более всего предрасположено к депрессии, ментальным болезням и очень восприимчиво к любым внутренним переживаниям.

И еще немного мемов от зумеров
И еще немного мемов от зумеров

Зумеры выросли в интернете и привыкли к абсолютно другим ценностям. Они прагматичны, экономичны, и, в меньшей степени, стремятся к деньгам. Самовыражение, личный бренд, креативность - имеют для них высокий уровень значимости. Именно через свою индивидуальность они строят круг общения, но четко очерчивают свои личные границы под эгидой «каждый из нас - не такой как все, но все мы можем быть полезны и на что-то повлиять». Еще одна противоположная черта миллениалам: «быть крутым» для них значит быть самостоятельными, ответственными, принимать решения. Несмотря на юные годы, современные подростки начинают рано зарабатывать, умеют вести личный бюджет, стремятся к финансовой независимости. Они быстро учатся и овладевают навыками — особенно если те касаются работы с гаджетами и цифровыми технологиями. Их мир - это открытое сознание, в котором не существует границ. Благодаря интернету, они не воспринимают чужую культуру как что-то невероятное, не привязаны к одному месту и стремятся покорить мир в течение своих путешествий. Из-за другого ранга ценностей, любая поездка или даже переезд, воспринимается как что-то простое и само собой разумеющееся, то что сделать легко, потому что ты ни к чему не привязан - ведь частная собственность в их мире больше не считается решающим фактором экономики. Соответственно, именно поэтому, мало кто из зумеров стремится приобрести собственное жилье или связать себя обязательствами ипотечных выплат. Такая модель запустила новый виток политики потребления - шэринг-экономику. Если границ и частного практически не существует, то зачем покупать машину, если можно ее «одолжить»? Точно ли нужно так сильно переживать о жилье на время отпуска, если квартира под их задачу находится на Airbnb за пару минут?

События последних двух лет еще сильнее изменили их психологическое восприятие и укрепили внутреннюю силу и стремление усовершенствовать все и вся, но теперь, еще и на большей скорости.

Про миссию Z

Именно огромное количество открытой информации привело зумеров к ранним душевным переживанием. Но, вместе с тем, обозначило их основную миссию: создать новую «нормальность». Многие глобальные экологические, политические и социальные проблемы стали видимыми для Поколения Z, и, сплочаясь в сообщества неравнодушных, они всеми силами пытаются изменить то, что не вписывается в картину их мира. Среди этого поколения популярен немного издевательский термин SJW (расшифровка: social justice warrior), который переводится как «борец за социальную справедливость». Так называют тех, кто увлекается поставленной миссией и форсирует ее, но, если говорить откровенно - именно эта характеристика подходит к их общей цели и очень четко ее описывает.

4. Альфы

Поколение Альфа еще только постепенно приходит на этот свет, но уже имеет множество как предварительных характеристик, так и фактических описаний юных представителей нового времени. Альфы рождаются в мире, часть ресурсов которого изменена и урезана (особенным образом, это коснется именно русских альф), в силу глобальных обстоятельств. Более того, в их мире самые современные гаджеты и ИИ существуют с самого начала. Существование без них - просто не предусматривается.

Предполагается, что для них обилие социальных сетей и открытых доступов к информации не станет способом или путем к самовыражению, как было в случае с зумерами. Для них такое количество источников - нормально, а может быть, отчасти и скучно. В их вселенной котироваться будут только те новости и продукты, которые уже кастомизированы именно под их потребность, а не работают на широкую аудиторию. Для альф будет иметь значение кибербезопасность, документирование личной жизни в сетях уйдет на второй план, а фейковые новости будут просто раскрываться ими еще на стадии запуска.

Про миссию A

Таким может быть представлено Поколение А
Таким может быть представлено Поколение А

В силу того, что мир, в который приходят и придут альфы, уже будет преисполнен информацией и интернет-технологиями, их поколение можно будет охарактеризовать безусловной рациональностью. Причем, эта модель будет относиться не только к их взаимодействию с технологиями, но и к потреблению общих ресурсов. Они с большой инициативой примут заинтересованность в глобальных проблемах от своих родителей-зумеров, но их мысли и действия по этому поводу будут более централизованны и структурированны. Они будут еще больше следить за здоровьем, переживать по поводу вопросов, связанных с экологией, и, пытаться на них повлиять. В центре формирования их целей будет стоять стремление к сохранению нашей планеты и общей безопасности.

Несмотря на то, что прогнозирование действительно является спорной темой и может вызвать, в равной степени, как скептицизм, так и интерес, существование определенных миссий, характерных для тех или иных периодов нашей жизни, - неоспоримо.

Мир, на протяжении долгого времени, шел к глобализации, а это принесло немало проблем, которые касаются не только каждого из нас, но и общего будущего в целом. Именно этим можно аргументировать характеристики последних двух поколений - зумеров и альф, которые, в отличии от миллениалов и «иксов», в меньшей степени думают о себе и собственных целях, и все больше - об общих.

А пока мы пытаемся анализировать тех, кто уже является частью понятного и вполне существующего, исследования начинают форсироваться вокруг тех, кто придет на смену вышеупомянутым альфам. Это поколение Бета, о котором я уже писал здесь.

Поэтому, если, так называемая, миссия Поколения A вас удивляет и вы узнали о ней только сейчас - задумайтесь, может быть будущее уже не является настолько неизвестным и покрытым тайным? Возможно, прогнозировать то, что будет дальше, действительно стоит начинать прямо сейчас?

С уважением, Жиганов Владимир

Эксперт по Геймификации и проводник в Мир Квестов)

33
2 комментария

Отличная статья, по крайней мере идентифицировал себя с каким-то поколением и узнал его особенности: "Миллениалы - это поколение света и позитива" 😌😌😌

Ответить

оставайтесь на связи) буду писать еще!

1
Ответить