{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Бренд-агентство lovemedo

Кофе в масс-маркете: что происходит?

Самые большие продуктовые компании в России — X5 Retail Group и АО «Тандер». Им принадлежат самые крупные торговые сети: Пятёрочка, Перекрёсток, Карусель, Магнит. Продажи зернового и молотого кофе в этих сетях — порядка 1,2 млрд рублей в месяц. Из них 60% приходится на молотый кофе, 40% — на зерно.

До недавнего времени лидерами продаж в этом сегменте были марки Lavazza, Paulig, Carte Noire, Jacobs, Egoist и «Московская кофейня на паях». После введения санкций многие из них ушли с российского рынка. Чего теперь ждать на кофейных полках и нужно ли срочно искать альтернативу?

Кто ушёл

Paulig

Финская компания по производству и обжарке кофе Paulig Group объявила об уходе в начале марта. Спустя два месяца, в начале мая, стало известно о продаже российского бизнеса Paulig компании «Милфудс». Её владелец — Викас Сои, гражданин Индии, живёт в России уже 30 лет. По условиям сделки Paulig продала свой обжарочный завод в Твери, но забрала все бренды и рецепты.

Заменой Paulig станет марка Poetti — она была официально представлена публике на Петербургском международном экономическом форуме-2022. Новый бренд стремится как можно точнее мимикрировать под своего прародителя: на это недвусмысленно намекают узнаваемый зелёный цвет упаковки, шрифт названия и белая плашка под ним.

Lavazza

Lavazza в апреле заявила, что приостановит все операции в стране. Помимо одноимённой марки компания владеет кофейными брендами Carte Noire, Merrild и Kicking Horse — следует ожидать, что они тоже исчезнут из магазинов.

Starbucks

Крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks Corp. сообщила, что закрывает все 130 российских заведений. В июле стало известно, что их купят ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимур Юнусов (Тимати) и холдинговая компания «Синдика». К настоящему моменту сделка уже завершена — в неё вошли права аренды и оборудование Starbucks. Новые владельцы обещали открыть заведения «до сентября». Будет ли бренд продавать обжаренный кофе — пока неизвестно.

Nespresso

Компания Nespresso объявила, что приостанавливает весь импорт в Россию и работу бутиков Nespresso. Уже завезённая в страну продукция (включая капсулы для кофе-машин) будет продаваться через интернет-магазин, мобильное приложение и оффлайн-бутики.

При этом компания Dolce Gusto (входящая, как и Nespresso, в Nestle) о своём уходе не сообщала — хотя и предупредила, что повысит цены на 30%.

Что с рынком

По оценкам экспертов, стоит ждать, что с уходом этих брендом освободится до 80% рынка в масс-маркете. Пока что спрос розничных покупателей закрывают остатки того, что сохранилось на складах. Но постепенно и они истощаются, известные марки вымываются из ассортимента, закупщики сетей начинают ощущать продуктовый дефицит.

Уже можно заметить, что на полках становится меньше известных брендов и больше марок второго и третьего эшелона: Costa, Jardin, Kimbo, Bushido, Fresco, Lebo. Появляется больше отечественных игроков, в том числе с отсылками к Италии. Супермаркеты повсеместно сокращают ширину кофейной полки. При этом потребители пока что оптимистично рассчитывают на параллельный импорт и не спешат подбирать альтернативные марки взамен ушедших. А некоторые торговые сети обращаются в местные обжарочные компании — с просьбой в точности повторить популярные бленды от Paulig и Lavazza.

Экономические факторы

Но это ещё не все причины того, что ассортимент кофе уменьшается, а цены на него — растут.

Ещё до санкций, в 2021 году, закупочные цены на кофе достигли на бирже своего максимума. Сегодня зелёный кофе стоит в четыре раза дороже, чем год назад.

После введения санкций возникли проблемы с логистикой. Раньше зелёный кофе в Россию доставляли по морю, с заходом контейнеров в порт Санкт-Петербурга. Теперь импортёры везут грузы через один из европейских портов, а оттуда уже наземным транспортом в Россию. Стоимость логистики возрастает, конечная цена тоже.

Если раньше кофе у импортёров хватало всем, то теперь его количество резко сократилось. Основные игроки на рынке вынуждены делить зерно между собой, делая предварительные заказы.

В Бразилии в 2021 году случился неурожай кофе, из-за чего цена на него значительно выросла. В 2022 году есть опасность повторного неурожая — фермеры в Бразилии на 80% зависят от российских и беларусских удобрений, экспорт которых прекратился на фоне санкций.

Что всё это значит?

Эти обстоятельства в первую очередь приведут к серьёзному ассортиментному дефициту. Вместо товарного разнообразия российский рынок останется с самыми ходовыми сортами, вырастет количество смесей. Крупные участники рынка сходятся на том, что сокращение ассортимента неминуемо, не в последнюю очередь из-за выросших цен. Также можно предполагать снижение качества продукта, хотя компании надеются, что этого не произойдёт. Ожидается, что показательным станет период с июля по сентябрь, когда станет ясно, как рынок отреагирует на новые условия.

Ритейлеры пытаются адаптироваться — так, Магнит уже сообщил о запуске производства по обжарке и фасовке кофе осенью 2022 года. Ритейлер считает, что это поможет обеспечить около 22% потребности в продажах кофе во всех регионах его присутствия. Сырьё будет импортироваться из Бразилии и Вьетнама.

Вадим Михайчев
стратег lovemedo

— Для российских обжарщиков это определённо шанс. Прежде всего — шанс выйти в ритейл более уверенно и основательно. Российская обжарка уже зарекомендовала себя в horeca, но для массового покупателя словосочетание «российский кофе» всё ещё звучит странно.

Именно поэтому торговые сети ищут замену, а не альтернативу. Если обжарщик решает выйти в ритейл, он должен понимать и то, с каким продуктом он туда выйдет. С продуктом, напоминающим уходящие бренды? Или с оригинальным продуктом, непривычным для массового покупателя, требующим усилий для продвижения — но с таким, который докажет аудитории, что вкусный кофе может быть российским.

Брендинг производителей кофе от lovemedo: смотреть в нашем портфолио.

0
5 комментариев
Волоха

Тю, в Магнитах уже появился недорогой белорусский молотый кофе Barista и грузинский кофе. Вьетнам, Индонезия, Индия - там кофе тоже много растет, проблем с сырьем не будет. Глядишь, Tasty Coffee сделают вариант для супермаркетов ))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

Покупаю в «Ленте» кофе под их СТМ. Стоит порядка 300–500 руб за полкило. Для своей ценовой категории вполне вкусно

Ответить
Развернуть ветку
Артём Ёфримов

Pauling давно скатился по качеству. Кислятина, на разных кофемашинах. Брал на пробу кубинский зерновой, показался очень крепким. Lavazza можно найти по распродажам, но уже в меньшем ассортименте.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

Возможно, EGOIST еще не кислый, хотя давно не покупал.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Гончаров

Вообще не вижу проблем. Молотого кофе для обычного потребителя не эксперта полным полно. И лично для меня всё равно какой бренд будет у кофе. Кстати турецкий очень неплохой кофе, Mehmet effendi вроде называется

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null