Может ли предприниматель делать HR без HR?

Вы предприниматель. Строго говоря, это предполагает, что Вы ходячий носитель хаоса. Смысл и цель предпринимательской деятельности в постоянном изменении всего для получения максимально эффективного результата.

Ключевым конкурентным преимуществом бизнеса является разделение труда. Между командой и клиентом, внутри самой команды, между командой и подрядчиками.

И Вы каждый день решаете эту задачу, пытаясь внести изменения в обязанности, роли, структуру. И в этом проблема. Потому что постоянные изменения не позволяют людям освоить новые предлагаемые роли. Они же каждый день новые.

Для обеспечения предсказуемости результата нужен менеджмент. Это такая особая штука, придуманная человечеством для того, чтобы избежать рисков. Совокупность интеллектуальных методов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля позволяющих сделать поведение других людей дающим ожидаемый результат. Набор инструментов от организационной структуры до распределения ролей и вознаграждения, позволяющий бизнесу достигать стоящих перед ним целей в соответствии с задуманным.

Противоречие в том, что предприниматель по духу и смыслу своей деятельности не может быть менеджером.

Традиционный HR - это, прежде всего, про предсказуемое изменение поведения людей в организации. То есть про менеджмент. А предприниматель и менеджер, как мы уже поняли, понимают друг друга с определенным усилием и трудом.

Как разрешить это противоречие?

Первый очевидный способ - нанять менеджера. То есть выделить специальную экспертную роль в команде для решения управленческих задач. Технически даже не обязательно, чтобы он был HR экспертом. Часто операционный или исполнительный директор делает все тоже самое: подбирает, назначает, развивает, организует, мотивирует. Он как бы становится машинкой по передаче предпринимательского хаоса в рациональное последовательное движение. Он становится рамкой дисциплины для предпринимателя. Спаринг-партнером и стенкой, об которую думают о возможности реализовать ту или иную идею.

Но что если в текущей ситуации Вы не можете нанять HR? Не потому, кстати, что денег нет. Часто и HR то вокруг нет. Тогда поможет второй способ. Разделить труд по управлению между членами команды. Таким образом организовать взаимодействие внутри, которое бы разумно ограничивало личное стремление к бесконечной и неконтролируемой трансформации. Еще лучше, когда это разделение можно сделать коллективным, а не персонализированным. Не по принципу «с этим посоветовался, а еще и с этим», а по принципу «всех собрал, обсудили и выработали общее решение».

Вообще здорово, если такая HR-активность носила бы регулярный характер. Эдакий HR комитет со своей повесткой, задачами и их распределением.

Для начала и за основу можно взять Team Canvas с командным рассуждением о том, как мы распределяем роли между собой, какие компетенции нам надо освоить, а какие «купить» на рынке труда.

Можно ли попробовать самому предпринимателю хотя бы временно играть роль HR? Менять шляпы сложно. На мой взгляд эффективнее сосредоточиться не на экспертной роли - не пытаться самому искать на hh, проводить, осваивать методологию интервью по компетенциям. А попробовать сосредоточиться на сильных сторонах предпринимателя - клиентоориентированности (каких людей я хочу видеть в своей команде для достижения нужного мне результата?), договороспособности и умении договариваться, фокусированности на продукте и формировании его будущего вИдения. Чтобы к тебе пришли интересные люди, ты сам должен быть интересным. И Ваш маркетинг - это не только про продажи продукта, но и про продажи Вас как работодателя на рынке труда. Что Вы такого транслируете в мир, чтобы с Вами захотели работать именно эти люди?

Помимо больших концептуальных вопросов никто не мешает внедрять собственные повседневные практики. Вы проводите переговоры с подрядчиком. Вы же можете смотреть на собеседника и как на потенциального члена своей команды? Вы смотрите на внушительные достижения конкурентов. Наверное неплохо познакомиться с людьми, которые позволяют им достигать этих амбициозных целей? Вы выступаете со слайдами на конференции. Не сложно вставить слайд про команду с контактами для тех, кто захочет присоединиться? Вы же прочитали учебник по управлению финансами. Кто мешает Вам прочитать учебник по HR?

И Ваше HR кунг-фу точно станет лучше.

Начать дискуссию