Переезжаем в VR? Как меняется ивент-индустрия во всем мире

«VR - асоциальная технология. Кто будет надевать очки? Ты же отрезаешь себя от внешнего мира?» - говорили критики. Кто бы мог подумать, что всего за неделю из «асоциальной» виртуальная реальность превратится в самую востребованную и социальную технологию, на которую не влияет закрытие границ и карантины в целых городах.

Только благодаря VR за последнюю неделю я побывала на «мероприятиях» с людьми из Лос-Анджелеса, Лондона, Италии, Франции, Амстердама, где все прекрасно и безопасно проводили время внутри виртуального пространства.

«А в чем отличие? – спросите вы, – У нас же есть Zoom, WhatsApp, Telegram, Facebook Messenger, Skype в конце концов. Мы и так можем созвониться и посмотреть друг на друга через экран компьютера».

Ответ прост:

После конференц-колла на 5 или 15 участников, к примеру, через Zoom, у вас появляется ощущение, будто вы встретились по-настоящему? Нет, не появляется. Поговорили, да. Но не побывали в реальности вместе. С виртуальной реальностью иначе: когда мы пересекаем черту из двухмерного мира в трехмерный, особенно если используем VR-очки, у нас создается тот самый эффект «присутствия», которым так сильно отличается VR от других социальных платформ. В виртуальном пространстве к нам могут присоединяться другие люди, например, в виде смешных аватаров, как в Mozilla Hubs. Мы вместе можем перемещаться в едином виртуальном мире, смотреть друг на друга и общаться. Когда один из нас начинает говорить, мы слышим реальный голос человека и начинаем ассоциировать его с аватаром. Особенно это заметно при разговоре с человеком хорошо знакомым в реальной жизни. В этот момент и возникает ощущение полноценной социализации. Немного странной, потому что ты находишься в довольно условном виртуальном мире, зато с самыми реальными людьми.

#Селфи во время VR-митапа журналистов​ в Mozilla Hubs
#Селфи во время VR-митапа журналистов​ в Mozilla Hubs

Я начала с Mozilla Hubs не случайно. Это, наверное, первая платформа, о которой нужно знать по нескольким причинам. Во-первых, она webVR. Это значит, что она доступна на любом устройстве (компьютере, телефоне, VR-очках). Не важно, есть у вас очки виртуальной реальности или нет, вы просто нажимаете на ссылку - и поехали. Вы можете управлять аватаром. Конечно, в очках типа Oculus Quest опыт погружения будет значительно лучше. Но пообщаться можно даже если у вас нет ничего из VR-девайсов. Второе, Mozilla Hubs - это open source платформа, значит, она открыта для всех разработчиков. И в-третьих, что для меня возможно на первом месте, Mozilla серьезно относится к вопросам приватности и много про это рассказывает. Это очень важный вопрос, особенно если мы говорим про будущее взаимодействия в виртуальных мирах.

Помимо Mozilla Hubs, за последнюю неделю я познакомилась более чем с 30 социальными VR-платформами. После отмены конференции SXSW мировое и российское VR-коммьюнити собрались вместе для того, чтобы протестировать и рассмотреть платформы для проведения виртуальных мероприятий. На #ZeroEvent виртуально встретились почти 100 человек. В Москве неформальный митап прошел при поддержке AVRA Ассоциации в пространстве VR-центра District Zero VR, за что им отдельное спасибо. В течение более 5 часов мы тестировали различные VR (и не только VR) платформы.

Особенно хотелось бы выделить платформы VirBELA (дает доступ к виртуальной аудитории через Mac или PC) и Rumii, а также интерактивные миры VRChat и VRRoom, Museum of Other Realities и самый популярный AltSpace. Эти платформы могут быть использованы для разных сценариев проведения виртуальных мероприятий: совещания и небольшие конференции, демонстрация произведений современного искусства и даже дискотеки.

<p>тест во время #ZeroEvent </p> на платформе VirBELA

тест во время #ZeroEvent 

на платформе VirBELA

Подробнее про каждую из платформ можно посмотреть по ссылке.

Российские компании также разрабатывают форматы для коммуникаций в виртуальной пространстве: - компания VR Concept создала систему для удаленной коллективной работы в VR пространстве с возможностью взаимодействовать с 3D-объектами; - компания Modum Lab создают индивидуальные системы для дистанционной коммуникации в B2B сфере; - платформа vAcademia создана для проведения образовательных интерактивных курсов.

Пока же кратко резюмируем основные выводы:

1. Проводить мероприятия в виртуальной реальности уже реально. Например, в феврале 2020 прошла полностью виртуальная конференция Educators in VR. В течение 3 дней на 6 различных платформах было проведено более 150 мероприятий (лекций, дискуссий) и участвовало более 6 000 человек со всего мира. Заметьте, это было в феврале… еще до начала массовых отмен крупных выставок и собраний из-за масштабной эпидемии.

2. Не нужно думать, что аудитория ваших виртуальных мероприятий должна быть ограничена теми, у кого есть непосредственно VR-очки. Фактически, из каждой VR-платформы есть функция прямой трансляции на экран, особенно если делать упор на те, которые предназначены под проведение виртуальных конференций/мероприятий. Это означает, что виртуальная конференция по сути мало чем отличается от реальной. У вас есть спикеры на сцене, есть презентация и слайды, есть модератор, есть какое-то количество зрителей в зале, а все остальные смотрят плоское видео на традиционных платформах - YouTube, Facebook, Twitch или любых других платформах.

3. Не думайте, что если ваша конференция - виртуальная, продакшн будет проще. Чтобы мероприятие прошло гладко, к нему необходимо крайне тщательно готовиться: выбирать и договариваться с площадкой, делать кастомизированное пространство под вашу аудиторию, знакомить спикеров и аудиторию с технологией виртуальной реальности (тех, кто планирует присутствовать в VR-очках), делать технические тесты со слайдами и звуком, иметь волонтеров и тех персонал внутри VR площадки и т.д.

Ограничения:

Главное ограничение VR на сегодня - это малое количество девайсов на руках у населения, и в России в том числе. Поэтому провести полноценное массовое мероприятия, рассчитывая только на аудиторию в VR-очках, будет сложно. С другой стороны, если совместить VR и лайвстрим, вы получаете реальную возможность охватить все традиционные каналы онлайн коммуникаций.

Следует учитывать и иные ограничения: чем более интерактивный экспириенс, тем выше требования к оборудованию. Даже если некоторые платформы доступны с компьютера, они зачастую требуют мощной игровой видеокарты. На данном этапе достаточно сильно ограничено количество пользователей, которые могут собираться в одном виртуальном пространстве для полноценного взаимодействия: в среднем от 20-30 человек в Mozilla Hubs до 40-80 на AltSpace VR. Виртуальный мир Somnium Space говорит о том, что они могут собирать у себя до 300 человек в одном гигантском виртуальном холле, но технические требования для платформы Somnium высокие - полноценный игровой компьютер или очки PCVR.

Нельзя забывать и о другом важном VR-формате. Все описанное выше относится к формату, когда мы в виде аватаров собираемся в полностью виртуальных мирах. Если нам необходимо в прямом эфире телепортироваться в реальное физическое место - то это уже формат прямой трансляции в 360. Это наименее интерактивный и наиболее реалистичный формат перемещения аудитории. Трансляцию в 360 можно смотреть на любом девайсе. Как и в случае с интерактивным VR, эффект большего погружения достигается в очках. Но и на плоском экране или экране мобильного телефона рассматривать сферу и определять свою точку зрения на события в реальном времени будет интересно и может быть интерактивное взаимодействие. Конечно, нужно отталкиваться от контента.

В России есть прекрасный пример компании VRCast, которая делает трансляции не просто на YouTube360 или Facebook360, для чего достаточно иметь 360 камеры, но на свою webVR платформу, что в разы интереснее. Это значит, что трансляции VRCast в качестве 4K можно смотреть на любом устройстве, включая любые VR очки и где это угодно без необходимости строить собственные дорогостоящие приложения. И также потенциально эту трансляцию возможно монетизировать, в отличие от Facebook и YouTube.

Но самое интересное: это задуматься, а как могут выглядеть мероприятия в будущем? Насколько актуален формат непосредственно конференции?

Когда несколько спикеров на сцене, а остальные в аудитории просто слушают. Что мы больше всего ценим в физических мероприятиях? Возможность социализации? Правильно? Тогда давайте подумаем, какие кардинально новые форматы групповой коммуникации мы можем создать благодаря возможности вместе посещать виртуальные миры и переноситься из одного места в другое. И, возможно, вместо ограничений у нас появятся преимущества, которыми захочется пользоваться и после того, как мы снова сможем ходить на массовые мероприятия.

Автор:

Алина Михалева, основатель и CEO, Less Media Group, со-основатель VR cтудии Spherica, лидер направления развития иммесивного контента и интерактивного сторителлинга в AVRA Ассоциации AR/VR

реклама
разместить
1 комментарий

Хочется снять розовые VR-очки и смело взглянуть в лицо действительности.
1. 3D-аватары ("встретились по-настоящему") и примитивное пространство ("побывали в реальности вместе") не дадут лучшего погружения в мероприятие, чем обычная видео-конференция.
2. Ограничения по количеству участников и требования к железу — проблема.
3. VR360 мог бы дать лучшее погружение, но пока его ограничивают различные проблемы:
    — Итоговое качество (даже не разрешение) панорамной картинки с небольших матриц
    — С учетом существующих доступных 360-градусных камер реализм детализации видео начинается на разрешениях от 11K (8K еще не дает). А такое разрешение выдаст не любой сетап и увидит не любой зритель
    — Ограничения по ширине потока на платформах типа FB и YT в условиях карантина. 720p же хватит для нормального погружения в случае плоского видео.
4. WebVR на компе. Ради чего, если полноценной иммерсивности не будет у большинства пользователей ("малое количество девайсов на руках у населения, и в России в том числе")? Гонять картинку по кругу? Телефон тоже потребует хотя бы самых примитивных очков. Привычная режиссерская трансляция с возможностями фокуса на спикерах и задающих вопросы имеет преимущество. И руки свободны.