Электронный беспредел, или Как зарегистрировать сделку в посткарантинный период?

Частичный выход Петербурга из самоизоляции — это открытие не только магазинов и летних террас, но и многофункциональных центров «Мои документы», хоть и только по записи. Однако, чтобы зарегистрировать право собственности на недвижимость, подать заявление на получение различных документов или выплат оффлайн, нужно пройти через столько кругов ада, что до финала могут дойти не все. О том, что сейчас происходит в стенах МФЦ (и не только) рассказал генеральный директор ПИА Максим Ельцов.

Максим Ельцов Фото: © ПИА<br />
Максим Ельцов Фото: © ПИА

МФЦ

Во-первых, записаться в МФЦ на более-менее адекватное время практически нереально. Всё расписано на две-три недели вперёд. Дозвониться в утренние часы практически невозможно, несмотря на то, что каждое утро несколько наших коллег начинают «обрывать телефоны» отделений звонками. Спустя несколько десятков звонков сотрудники МФЦ всё же берут трубку. Они искренне удивляются и говорят, что «звонить надо было раньше, талоны уже закончились». Таким образом, если раньше мы считали конверсию «лиды-сделки», то теперь нас больше интересует конверсия «звонки-записи». Недавно трое наших коллег установили рекорд – за час они совершили 146(!) звонков в отделение МФЦ, однако это позволило нам получить только пять талонов, и то – ждать назначенного срока придётся около двух недель

Помимо этого, минимум на неделю задерживается и выдача результатов услуг. В первую очередь это бьёт по петербуржцам, которым необходимо минимизировать время обработки документов- — кто проводит встречную покупку или совершает сделки через банковские ячейки, где каждый день аренды — дополнительные траты.

Самое забавное, что проблемы не только с оффлайн-подачей. Электронная регистрация сделок, которая спасала нас во время этого хаоса, сейчас начала сдавать позиции и точно так же затягивается и зависает из-за различного рода проблем и неполадок.

И, конечно, как и в любой большой очереди, многие открыли в себе предпринимательский талант и начали продавать в ней места. Бдительные сотрудники МФЦ стараются пресекать такую деятельность, но иногда эта бдительность доходит до смешного. Когда одна из наших сотрудниц, заменяя свою коллегу, пришла подавать документы, её довольно резко обвинил в покупке талона и едва не отказали в услугах.

Что происходит за пределами МФЦ

Не менее весело проходит и регистрация в банках. Здесь царит полнейшее безумие, которое, к тому же, щедро оплачивается. Клиент банка платит деньги, чтобы регистрация прав собственности завершилась за 3-4 дня. После этого он вынужден три недели гадать, что происходит с его документами, не понимая, прошла ли регистрация, не забыли ли про него, не «потерялись» ли в цифровом пространстве его документы. Конечно, можно связаться с сотрудником банка, который занимался сделкой, однако чаще всего этот сотрудник сам не владеет никакой информацией. Связь с человеком, который может отследить у себя документы, узнать их статус и, возможно, как-то помочь с ускорением регистрации, есть далеко не у всех. Таким образом, как-то повлиять на процесс практически невозможно. Некоторые документы висят уже месяц, и сами сотрудники банков не могут ответить, когда регистрация завершится.

Вывод

Во время пандемии риелторы, банки, другие организации, связанные с недвижимостью, как одна большая команда, научились преодолевать огромное количество препятствий, которых до кризиса просто не возникало. Большую популярность получила возможность электронной подачи документов, появились новые контакты. Участники рынка качественно освоили новые способы подачи — через Росреестр, банки, нотариусов. Немаловажно, что мы научились не только разным способам работы, но и стали чётко понимать, какой способ лучше выбрать в той или иной ситуации.

В то же время, после выхода из самоизоляции на нас обрушились новые проблемы. Технические неполадки в электронной регистрации привели к тому, что все кинулись в оффлайн сразу же, как заработали отделения МФЦ. Не будем сильно вдаваться в подробности, но дополнительной остроты моменту придаёт и то, что еще до пандемии и во время пандемии сформировалась система электронной подачи. Резко вырос объем сделок, регистрируемых онлайн, поскольку недвижимость покупают и продают всегда, а МФЦ на время карантина были закрыты. В свою очередь, сразу после открытия, в МФЦ начался дефицит сотрудников — их физически не хватает, чтобы помочь всем желающим. Каждый день теряются десятки миллионов рублей. Кто-то из-за ожидания потерял возможность купить квартиру по старой цене, кто-то платит лишние проценты, у кого-то горит сделка.

Важно, что по договору риелторы, банки или нотариусы, заключающие с клиентом договор на платную подачу документов, являются стороной этого договора (со всеми вытекающими обязательствами и ответственностью за последствия). Росреестр, от работы которого и зависит исполнение договора, его стороной не является. И когда Росреестр не выполняет свои обязанности как положено, у сторон возникают финансовые потери. Предъявлять же какие-то претензии Росреестру бесполезно — на практике зарегистрированные документы, которые выдаются с просрочками на несколько недель, поступают с датой, установленной законом (то есть, задним числом). Одна из задач профессионального риелтора – обезопасить сделку, но этого не происходит. Сейчас, как и другие профессиональные участники рынка, мы можем анализировать скорость подачи, регистрации и зависания документов, поданных различными способами в различных районах города. Опираясь на полученные данные, мы выбираем лучшее время и место для подачи. Иногда это может быть чуть дороже или чуть дольше с формальной точки зрения, зато сроки регистрации будут более понятными.

Что будет дальше – неизвестно. Все работники рынка недвижимости искренне надеются, что ситуация улучшится в ближайшее время. Но пока остаётся только искать оптимальное решение для партнеров и клиентов.

Все совпадения случайны, носят экспертный характер и могут не совпадать с реальной картиной на рынке.

Начать дискуссию