Я согласен, что сложностей с собственным бизнесом хватает. Могу рассказать наш опыт, который не будет из серии 10 шагов к успеху «из гаража» к славе «единорога».
Вы правы – инвестор не хочет риск. И, наверное, его понять можно.
Вопрос, что его уменьшит в глазах инвестора?
Команда. Согласен, что молодые не хотят идти за идею и надо кормить семью, а старые не такие гибкие. Мы решили не искать идеалистов, а сами получили профильное образование и опыт, чтобы инвестор вкладывал деньги в нас, а не в привлеченную команду. Схитрили, потратив лет по 20-ть каждый. Продукт. Всегда не понятно, где граница. Но на старте, мы думали, как доказать гипотезу, а не как сделать продукт. И есть большая разница между ними. Проблема была в идеях, как задать правильные вопросы и кому нужны ответы.
Продажи. Кажется, что они должны исчисляться «тысячами» (не важно в чем они: штуки, рубли, пользователи и т.п.). Мы поняли, что важней понять критерий успеха для оправдания следующего шага и смотреть на динамику, чтобы рисовать уверенные тренды.
Деньги. Я не думаю, что инвестор вкладывает их в продукт, команду или продажи. Наш опыт показывает, что инвестиции появляются, когда инвестор верит в правдивую историю, даже если она гипотетическая.
Из нашего опыта:
1. Чтобы самим поверить (мы ведь тоже инвесторы – тратим время, отказались от привычного дохода в «корпоративе») – мы задавали вопросы коллегам и слушали их скепсис.
2. Далее мы задали вопросы потенциальным пользователям и продали их ответы, чтобы найти деньги на этап «А».
3. Причем «А» был не продукт, а критерий успеха. Наша задача была доказать гипотезу. Продукт был средством. А продажи – это скорее цифра «на заборе», но важно было, чтобы в нее поверил инвестор (и мы сами).
4. Сейчас мы нашли инвестора на гипотезу «Б» и даже «С». Мы продаем результаты предыдущего этапа, чтобы поверили в достижимость следующего уровня. Пока на этом остановлюсь, т.к. нам еще предстоит доказать «Б» и не сломаться.
Итого. На мой взгляд, основная проблема в стартапе – это отношение к продукту, к доходам и к оценке себя.
Мое мнение, продукт – это баланс полезности в глазах выбранной целевой аудитории и инвестора в моменте. Это инструмент движения вперед. Да, конечно, как и вы – мы верим, что наш продукт изменит мир к лучшему. Но в рутине – это ресурс. Доходы – с первого дня мы отбрасывали эту мысль, фокусируясь на доказательствах.
Чтобы правильно себя оценивать – мы смотрим на проект глазами сегодняшнего инвестора, а не будущего IPO и массового пользователя.
Короче, мне кажется, что не стоит искать потребителя и инвестора, которые готовы сразу «съесть слона целиком». Это и правда – несбыточная мечта из книжек.
p.s. Проблема моей статьи в том, что она линейна. И нужна была вторая статья – «бег по кругу». Но это не модно, особенно в среде стартаперов и жутко отдает "заводом".
Верьте в себя. И не слушайте никого. Уверен, успех - в ваших каждодневных усилиях, какой бы агрессивной не была среда. И да - это банальность.
Сергей, добрый день.
Я согласен, что сложностей с собственным бизнесом хватает. Могу рассказать наш опыт, который не будет из серии 10 шагов к успеху «из гаража» к славе «единорога».
Вы правы – инвестор не хочет риск. И, наверное, его понять можно.
Вопрос, что его уменьшит в глазах инвестора?
Команда. Согласен, что молодые не хотят идти за идею и надо кормить семью, а старые не такие гибкие. Мы решили не искать идеалистов, а сами получили профильное образование и опыт, чтобы инвестор вкладывал деньги в нас, а не в привлеченную команду. Схитрили, потратив лет по 20-ть каждый.
Продукт. Всегда не понятно, где граница. Но на старте, мы думали, как доказать гипотезу, а не как сделать продукт. И есть большая разница между ними. Проблема была в идеях, как задать правильные вопросы и кому нужны ответы.
Продажи. Кажется, что они должны исчисляться «тысячами» (не важно в чем они: штуки, рубли, пользователи и т.п.). Мы поняли, что важней понять критерий успеха для оправдания следующего шага и смотреть на динамику, чтобы рисовать уверенные тренды.
Деньги. Я не думаю, что инвестор вкладывает их в продукт, команду или продажи. Наш опыт показывает, что инвестиции появляются, когда инвестор верит в правдивую историю, даже если она гипотетическая.
Из нашего опыта:
1. Чтобы самим поверить (мы ведь тоже инвесторы – тратим время, отказались от привычного дохода в «корпоративе») – мы задавали вопросы коллегам и слушали их скепсис.
2. Далее мы задали вопросы потенциальным пользователям и продали их ответы, чтобы найти деньги на этап «А».
3. Причем «А» был не продукт, а критерий успеха. Наша задача была доказать гипотезу. Продукт был средством. А продажи – это скорее цифра «на заборе», но важно было, чтобы в нее поверил инвестор (и мы сами).
4. Сейчас мы нашли инвестора на гипотезу «Б» и даже «С». Мы продаем результаты предыдущего этапа, чтобы поверили в достижимость следующего уровня. Пока на этом остановлюсь, т.к. нам еще предстоит доказать «Б» и не сломаться.
Итого. На мой взгляд, основная проблема в стартапе – это отношение к продукту, к доходам и к оценке себя.
Мое мнение, продукт – это баланс полезности в глазах выбранной целевой аудитории и инвестора в моменте. Это инструмент движения вперед. Да, конечно, как и вы – мы верим, что наш продукт изменит мир к лучшему. Но в рутине – это ресурс.
Доходы – с первого дня мы отбрасывали эту мысль, фокусируясь на доказательствах.
Чтобы правильно себя оценивать – мы смотрим на проект глазами сегодняшнего инвестора, а не будущего IPO и массового пользователя.
Короче, мне кажется, что не стоит искать потребителя и инвестора, которые готовы сразу «съесть слона целиком». Это и правда – несбыточная мечта из книжек.
p.s. Проблема моей статьи в том, что она линейна. И нужна была вторая статья – «бег по кругу». Но это не модно, особенно в среде стартаперов и жутко отдает "заводом".
Верьте в себя. И не слушайте никого. Уверен, успех - в ваших каждодневных усилиях, какой бы агрессивной не была среда. И да - это банальность.