Почему головной убор у Красной Шапочки красного цвета?

Почему головной убор у Красной Шапочки красного цвета?

Не найдется человека, который не знает сказку о красной шапочке. Но о чем она?

Я предлагаю подробнее рассмотреть неочевидные ее аспекты с точки зрения психоанализа, как истории о взрослении, субъективации, отделении от матери(сепарации), борьбе влечений, столкновении с сексуальностью и противоположным полом.

Начну с того, что сказка, как и миф - это произведения народного творчества.

И сказка, и миф вымысел. Миф рассказывает о том, как создавалась вселенная, при этом его как будто не ставили под сомнение. Сказка же вымысел, который описывает бытовые житейские ситуации, но скрывает голубиное содержание.

Народные сказки достаточно жестокие, поэтому детям чаще рассказывают авторские сказки, которые содержат в себе основу народной, но являются более приемлемыми. Далее буду ссылаться на сказку о красной шапочке в авторстве братьев Гримм.

Сказка о красной шапочке.

Девочка носила шапочку, точнее шаперон - это головной убор, который носили крестьяне или люди низкого сословия в средневековье.

О символах, которые стоят за красным цветом.

Этот цвет амбивалентен, он включает в себя противоречие Эроса и Танатоса (жизни и смерти). С одной стороны он символизирует любовь, страсть и сексуальность, с другой - боль, страдание, опасность, смерть.

Красный цвет часто ассоциируется с кровью. Кровь при менструации, дефлорации, рождении ребёнка как символ начала жизни, связанные со смертью значения крови - война.

В данном случае красный головной убор отсылает к тому, что девочка достигла половой зрелости.

С первых строк сказки мы сталкиваемся с противоречивыми фактами, которые вызывают вопросы.

«Ух, какая это была маленькая, славная девчурочка! Всем-то она была мила, кто только видел ее; ну, а уж всех-то милее и всех дороже была она бабушке»

Как зовут эту девочку? Почему у нее нет имени? Возможно, ее самой еще нет, нет как отдельной личности. Можно предположить, что она находиться в слиянии с матерью, является ее нарциссическим продолжением. Она не существует как субъект. Для отделения необходима фигура отца, которая в истории Красной Шапочки отсутствует. О мужчинах нет никакого упоминания в этой семейной системе.

С самого начала о Красной Шапочке говорится как о той, которая нравилась всем. Как это возможно, нравиться всем? Это отсылает к нарциссизму, о стремлении быть угодным другим - опять же Красной Шапочки еще нет как отдельной личности, она - отражение. Возможно, она скрывается за ложным Я.

Так же упоминается, что девочку больше всех любила именно бабушка, но не мама.

Мама отправляет дочку к больной бабушке, путь к дому которой лежит через лес. Напрашивается вопрос, все ли в порядке с мамой, какова причина халатного поведения либо злого намерения: она отправляет ребенка одного в лес, где та сразу же встречает волка.

Хочется обратить внимание и на то, что женщины в этой семье изображаются нездоровыми. Мы видим плохую коммуникации между поколениями: холодная отстранена мать не передает девочке знаний о том, что может скрывать лес и какие там могут быть опасности, не предупреждает, как вести себя при встрече с ними.

И мама и бабушка одиноки. Это заставляет задуматься о трансгенерационной передаче травматичного опыта. Нет никаких упоминаний ни о дедушке, ни о папе красной шапочки. Что указывать на проблемы с сексуальностью у женщин этой семьи. С этой своей частью они не в ладу.

Несмотря на это, влечения уже созревшей Красной Шапочки влекут ее исследовать внешний мир - она отправляется в лес. Она стремится отделиться от матери, стать женщиной. Так соотносятся между собой тенденции Эроса и Танатоса (жизни и смерти).

Когда красная Шапочка идет по лесу, она не замечает его красоты, пока не встречает волка, который указывает ей на это:

"Посмотри-ка ты на эти славные цветочки, что растут кругом - оглянись! Ты, пожалуй, и птичек-то не слышишь, как они распевают? Идешь, словно в школу, никуда не оборачиваясь; а в лесу-то, поди-ка, как весело!"

Волк ее не пугает. Она охотно рассказывает, где живет бабушка и следует его совету: она идет в глубь леса, следуя влечениям, несмотря на предостережения матери.

Отсутствие мужчин в семье не дало развития нормальной сексуальности

. При этом это не значит, что сексуальности в девочке нет, она подавляется. Можно предположить, что сексуальные влечения скрывается за ложным Я, под влиянием которого ей необходимо быть угодной тем семейным ценностям, которые она видит в своей семье, где ни у мамы, ни у бабушки нет мужчин рядом. Поэтому и у девочки нет опыта общения с мужчинами, нет отцовского принятия себя как женщины. Сталкиваясь с волком, она не знает, чего от него ожидать и как себя вести. При этом она носит провокативный головной убор, бессозанетльно привлекая к себе внимание.

З. Фройд описывал психический аппарат с точки зрения 3-ех инстанций Я, Оно, Сверх-Я. Оно - это бессознательная часть психики, влечения. Сверх-Я - совокупность моральных принципов, законов и правил. Мы видим у красной шапочки противостояние Оно и Сверх-Я — правила и нормы находятся в противоборстве с влечениями. Именно Я должно поддерживать баланс между давлением этих инстанций. Красная Шапочка идет за влечениями, и в итоге оказывается съеденной волком. Ее Я пока не способно поддерживать этот баланс, так как оно еще не сформировано.

После того, как волк съел красную шапочку и бабушку, появляется охотник, который дарует им спасение.

В жизни девочки мужчины отсутствуют, а те мужские образы, которые мы видим - расщеплены (волк - плохое проявление мужского, а позитивный аспект - охотник). Опять же, расщепление отсылает нас к ранней травме и отсутствию опыта взаимодействия с мужчинами. Несмотря на это, девочку влечет к мужскому, она буквально идет к волку.

Столкновение с охотником, как с положительным опытом мужского, для красной шапочки становится целительным. Он не просто спасает ее, а дарует ей опыт, который показывает, что мужское может быть безопасным и поддерживающим.

Сепарируясь от матери, приобретая опыт взаимодействия с положительным образом мужской фигуры, научаясь выстраивать доверительные отношения с собой и внешним миром через столкновение с ним, девочка проходит инициацию в женщину и обретает собственную идентичность.

Подводя итог, важно отметить, что детям крайне необходима поддержка и внимание со стороны родителей. Непонимание со стороны взрослых начинает восприниматься, как норма. Отсутствие понимания со стороны родителей закладывает дефицит понимания самого себя. Этот стереотип поведения передается трансгенерационно. Умение замечать ошибки, исправлять их, осознавать собственный опыт и опыт своей семьи, делает человека способным разорвать шаблон поведения и учит выстраивать здоровую коммуникацию с партнером и с детьми.

Начать дискуссию