Сбор согласий на смс-рассылку: актуальные требования 2024 года

Как рассылать рекламные смс и не попасть на крупный штраф за спам? Мы в i-Digital считаем, что ошибки в этой сфере могут стать серьезным вызовом для бизнеса. С нашими юристами из i•legal разобрали все требования к SMS-рассылке, актуальные на данный момент

Сбор согласий на смс-рассылку: актуальные требования 2024 года

Почему мы решили поднять эту тему? Поводом стали недавние изменения в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, которые касаются увеличения ответственности за нарушение требований к рекламной рассылке. Как указывается в пояснительной записке, причиной принятия таких изменений является необходимость установления ответственности за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.

Сейчас размеры штрафов составляют:

  • для граждан — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей
  • для должностных лиц — от 20 тысяч до 100 тысяч рублей
  • для юридических лиц — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей

Какие смс-рассылки могут привести компанию к штрафам?

Давайте разберемся, какие виды смс-рассылок вообще бывают:

Сбор согласий на смс-рассылку: актуальные требования 2024 года

Сервисные — смс, информирующие о каких-либо изменениях, как правило после совершенной клиентом активности. Например, изменение статуса заказа в интернет-магазине (получен, отправлен, доставлен), напоминание о записи в салон красоты, начисление бонусов на карту, подача такси, изменения в бронировании и пр.

Авторизационные — сообщения, которые подтверждают действие клиента. Например, одноразовые коды подтверждения мобильного телефона.

Транзакционные — это сообщения от банков и платежных систем, информирующие о передвижении денежных средств абонента (пополнение счета, списание, остаток и пр.). По закону «О национальной платежной системе» такие уведомления обязательны.

Рекламные (маркетинговые) — смс-сообщения, с помощью которых абонентов информируют об акциях, скидках и специальных предложениях, распродажах или появлении новых продуктов и услуг. Это самый популярный вид рассылок, который использует бизнес. Однако, сейчас существует множество нюансов, о которых не все знают, а также участились случаи наложения штрафов за рекламный спам.

Далее мы рассматриваем требования именно к рекламному типу рассылок.

Как осуществляется рекламная рассылка?

1. По собственной базе компании. Вы сами формируете список номеров телефонов, на которые необходимо направить сообщения. Важно то, что при этом способе подготовки базы абонентов вы несете всю ответственность за сбор необходимых согласий.

2. По базе оператора связи. Компании настраивают параметры абонентов, которым они хотят направлять сообщения, а операторы, используя свои базы данных, направляют рассылку компании заинтересованным абонентам.

Рассылка по базе оператора связи помогает не нарушить закон. В базы операторов попадают только те абоненты, которые дали нужные согласия при заключении договора с операторами. В данном случае вам не требуется следить за получением согласий, так как это делают операторы сотовой связи.

Как компании избежать штрафа за рассылку рекламных смс?

Сбор согласий на смс-рассылку: актуальные требования 2024 года

Требование №1

Статья 18 Закона «О рекламе» и ст.44.1 Закона «О связи» предписывают обязательный сбор предварительных* согласий клиентов на получение ими рассылки (в том числе рекламной).

*Это означает, что вы должны получить согласие клиента до того, как пришлете ему свое первое сообщение. Если вы соберете согласия уже после того, как начали рассылку, то получатель все равно может пожаловаться на вас в ФАС или РКН из-за направления рекламных сообщений.

Ранее за отсутствие предварительного согласия на получение рекламных сообщений АО «Альфа-банк» был назначен штраф в размере 350 000 рублей, а АО «Почта банк» — 500 000 рублей.

Требование №2

Необходимо следить и за самим содержанием сообщений. Если кратко, то запрещена рассылка, которая нарушает требования Закона «О рекламе».

Например, запрещается рассылка рекламы:

  1. Товаров, которые запрещены к продаже в РФ
  2. Алкогольных и наркотических веществ, а также табака и подобных товаров
  3. Оружия, взрывчатых веществ, органов человека
  4. Услуг по подготовке и написанию дипломов, коллекторских услуг и других запрещенных видов услуг

Если вы все-таки нарушите эти требования, то вас ждет ответственность в виде административного штрафа от 100 000 до 500 000 рублей (ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ). Если реклама касалась табачной продукции, то штрафы могут назначаться в диапазоне 150 000-600 000 рублей (ч.4 ст.14.3.1 КоАП).

К примеру, недавняя новость: в отношении ООО «Отдохни-77» был назначен штраф в размере 100 000 рублей за рекламу алкогольной продукции путем рассылки.

Требование №3

Законом «О персональных данных» установлены еще несколько важных требований к рассылкам:

  • Согласия, которые компания собирает у клиентов, должны обеспечивать законность передачи персональных данных (ФИО, номера телефонов и иное содержание сообщений) агрегаторам трафика (ст.6 Закона «О персональных данных»)
  • Должно быть подписано поручение на обработку персональных данных, которое бы регламентировало процесс передачи персональных данных агрегаторам трафика (ч.3 ст.6 Закона «О персональных данных»).

А если отправлять рекламную рассылку за пределы России?

Если вы рассылаете сообщения по базе номеров иностранных операторов или через мессенджеры, то согласия на обработку персональных данных должны содержать полномочие на трансграничную передачу персональных данных, а инициатор рассылки должен предварительно уведомлять о такой передаче Роскомнадзор. При этом Роскомнадзор может отказать в такой передаче данных клиентов и рассылку производить будет нельзя.

Ответственность: административный штраф от 60 000 до 100 000 рублей (ч.1 ст.13.11 КоАП). В практике отдельных управлений РКН штраф может умножаться на количество клиентов, в отношении которых совершались незаконные действия.

Часто задаваемые вопросы

— Какие меры предосторожности и проверки рекомендуются компаниям, чтобы избежать нарушений и связанных с ними штрафов при отправке рассылок клиентам?

  1. Получать предварительные согласия у клиентов на рассылку, если она происходит по вашей базе
  2. Проверять содержание сообщений на нарушения предписаний Закона «О рекламе» и правил агрегаторов трафика и операторов связи
  3. Получать согласия на обработку персональных данных клиентов, в том числе для обеспечения правомерности передачи их данных агрегаторам трафика и за пределы России
  4. Заключать поручения на обработку персональных данных с агрегаторами трафика. При этом поручение на обработку персональных данных должно содержать перечень персональных данных, перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться обработчиком по поручению, цели их обработки, должна быть установлена обязанность обработчика по поручению соблюдать конфиденциальность данных, а также соблюдать иные требования, установленные Законом «О персональных данных».

— Какие ошибки, ведущие к штрафам, часто встречаются у компаний при отправке сообщений, и как их можно избежать?

Ошибка №1. Согласия на рассылку «вшиваются» в оферту, договор, согласие на обработку персональных данных. Это значит, что согласие не является добровольным и берется незаконно.

Ошибка №2. Рекламная рассылка, содержащая ФИО клиентов понимается как персональное предложение, не требующее предварительного согласия. Зачастую, Управления ФАС и суды приходят к выводам, что такая рассылка не является персональным предложением и выписывают штраф. Например, НКО «Платежный центр» был оштрафован на 100 000 рублей, допустив такую ошибку.

Ошибка №3. Компаниями не отслеживается актуальность данных клиентов (клиент может поменять номер телефона, а рассылка все равно осуществляется по старому номеру). Управления ФАС и суды указывают на то, что согласие дает конкретный абонент. Если другое лицо, получившее данный номер, не давало согласие на рассылку, то отправка ему сообщений нелегальна.

Ошибка №4. Согласия на обработку персональных данных не содержат категории лиц, которым передаются данные.

Ошибка №5. С агрегаторами трафика не заключаются поручения на обработку данных, регламентирующие передачу им персональных данных от компании

Итог

Без рассылки рекламных сообщений сегодня современному бизнесу не обойтись. Чтобы ваша компания не столкнулась с неприятными последствиями, стоит обращаться к экспертам в области мобильных коммуникаций i-Digital.

Грамотно составить оферту (пользовательское соглашение) или политику конфиденциальности для вашего сайта или сервиса помогут специалисты юридической компании i•legal. Также можете обращаться к ним за юридической консультацией по иным вопросам в IT-сфере.

Сталкивались ли вы когда-нибудь со штрафами за рекламные рассылки без согласий абонентов?

Материал о требованиях к рекламным рассылкам подготовил юрист компании i•legal Алексей Филатов

P.S: Если у вас остались вопросы по поводу законодательного регулирования рекламных сообщений, пишите в комментарии, мы будем рады ответить!

5
3 комментария

В компании, где я работаю, достаточно большая база клиентов, обзвонить их нереально с одним и тем же предложением, а вот отправить смс будет отличным решением. Знаем, что в оферту нельзя это вшивать(или можно все таки?) и какие более нативные решения для получения согласия вы можете подсветить?

1
Ответить

Добрый день! Да, как мы и написали в статье, вшивать в оферту согласие нельзя (это устоявшаяся практика ФАС).

Что касается иных способов легально взять согласие, то вы можете написать по этому вопросу нам (https://i-lgl.com/), т.к. возможные варианты зависят от конкретных условий и потребностей вашего бизнеса.

1
Ответить

Недавние изменения в законодательстве касательно смс-рассылок требуют внимания

1
Ответить