UX-исследование или как развеять иллюзии и соотнести ожидания с реальностью

В голову приходит новая идея, глаза загораются и сразу хочется собрать команду и запустить проект, знакомо? А когда в ходе выполнения проекта приходит понимание, что рынка нет или достижение этой цели будет неоправданным?

Для малого бизнеса это большое упущение: деньги потрачены, время упущено, команда расстроена. Но у проблемы есть решение – UX-исследование с целью определения спроса рынка. Создание проекта должно быть основано на фактах, а не предположениях, и видение проекта на потребностях пользователя, а не бизнеса.

В статье про жизненный цикл разработки продукта уже были описаны этапы, которые приводят идею к запуску. Сейчас посмотрим, как исследования увеличивают шансы на успех.

UX-исследование или как развеять иллюзии и соотнести ожидания с реальностью

С чего начать?

Первым делом, следует поставить себя на место пользователя, понять его потребности и особенности. На этом этапе создаются портреты целевой аудитории и выясняется, что нужно пользователю и как решить его проблемы с помощью сайта. Качественные исследования могут противоречить личному мнению о том, что является хорошим решением.

Основная задача – подтвердить соответствие вашего решения с предлагаемой проблемой. Для этого существует 3 основных способа проведения исследований.

Способы UX-исследования

  • Интервью, опросы и фокус-группы: создаем список вопросов и задаем их интервьюируемым. «Как часто сталкиваетесь с проблемой? Какое обычно решение вы используете? Чем оно неудобно? Какие функции вам нравятся? Поможет ли вам наше решение?». Для удобства можно использовать опросы гугл или тайпформ, а ссылку пошарить в соцсетях.
  • Конкурентный анализ и разбор готовых проектов: анализируем сильные и слабые стороны и рассматриваем позиционирование. Для этого задаемся вопросом с поисковиках и ловим рекламные баннеры.
  • Оценка спроса: определяем насколько актуальна проблема. Тут действуем по классике – лезем в вордстат. Важно обратить внимание на смежные запросы, есть вероятность найти подходящие ниширование.

Каждый способ исследования сопровождается его оценкой на этапе дизайна по 4 основным характеристикам исследования.

Характеристики хорошего UX-исследования

1. Usable (удобный) – дизайн, структура и цель продукта ясны и легки в использовании.

При оценке сайта на удобство задаются вопросы: «Все ли элементы дизайна легко находятся? Понятен ли функционал? Выполнимы ли все задачи?».

Например, оценка удобства использования приложения Авиасейлс. Предполагая, что основная цель этого приложения – купить билет, дизайн должен обеспечить простой способ выполнения этой задачи. Следовательно должно быть легко ввести данные о путешествии на главной странице.

2. Equitable (практичный) – дизайн полезен и предлагается пользователям с различными способностями.

Практичность подразумевает предоставление специальных инструментов. Например, версии для слабовидящих или возможность фокусирования на элементах управления клавиатурой.

3. Enjoyable (приятный) – дизайн нравится пользователю и создает эмоциональную связь.

Дизайн отражает то, что пользователь должен думать и чувствовать, онможет быть и грубым с пользователем и это лучше подчеркнет концепцию проекта и станет приятней выбранной аудитории. Для оценки существуют следующие вопросы: «Есть ли элементы дизайна, которые учитывают чувства пользователя? Вызывает ли эмоцию? Запоминается ли?».

Представьте, что вы оцениваете, насколько приятным является стриминговый сервис для просмотра лекций. Аспекты дизайна, которые могут увеличить удовольствие от продукта, включают индивидуальные рекомендации на основе предыдущих просмотров, возможность оценить видео или поделиться своим мнением в комментариях.

4. Useful (полезный) – дизайн решает проблему пользователя.

Важно отметить, что, хотя Useful и Usable похожи, они имеют разные значения. Продукт, который полезен, не всегда удобен. То же самое верно и для обратного. Удобство относится к тому, как продукт работает и насколько легок в использовании, в то время как полезность относится непосредственно к способности решать проблему. При оценке того, насколько полезен UX продукта, задаются вопросы: «Добавляет ли дизайн ценность в опыт пользователя? Помогает ли дизайн пользователю достигнуть конкретной цели?».

Вывод

В рамках этапов выполнения проекта, UX-исследования можно завершить после шестого этапа – запуск. Но возвратиться к нему будет полезным при последующем масштабировании проекта и выходе на другие рынки.

В результате исследования легко узнать занята ли ниша, существует ли спрос и определить предполагаемый способ заявить о проекте. Ведь не всегда лендинг решит свою маркетинговую задачу лучше поста в инсте или видео на ютуб. Потому и инструмент следует соотнести с целями запуска, задаваясь вопросом: «Как окажется привычным ознакомиться с новым решением?».

11
Начать дискуссию