От Плана Б к Plan the Best

История агентского бизнеса, рассказанная его основателем, управляющим партнером Екатериной Пановой.

Екатерина Панова, управляющий партнер агентства Plan The Best
Екатерина Панова, управляющий партнер агентства Plan The Best

Ровно 10 лет назад, 8 декабря 2010 года холодным морозным днем две девушки с верой и надеждой в лучшее будущее зарегистрировали ООО «План Б» — агентство Plan B. Брендинг и маркетинговые коммуникации. За плечами двух подруг был огромный опыт ведения коммуникационных кампаний с известными брендами и интересными людьми. А еще они вместе работали в одной большой корпорации, где давно мечтали уйти из-под гнета корпоративных формальностей и уже наконец-то заняться свободным творчеством. Было это в Москве, во времена, как сейчас говорят, «капковской оттепели», когда все со всеми дружили и были знакомы через одно рукопожатие. У девушек не было идеи масштабировать свой бизнес до гигантских размеров, но они ждали «грузовичок лабутенов», который вот-вот перевернется на их улице. Это было, признаться, практически в прошлой жизни. За 10 лет изменилось не только название, но и полностью вся наша жизнь.

Я пишу эту статью не для того, чтобы рассказать, какой миллиардный бизнес у нас вырос. Увы, это не так. На личном примере мне хочется показать, что путь в бизнесе для каждого предпринимателя индивидуален, извилист и тернист, на него влияет бесконечное количество внешних факторов, которые крайне сложно прогнозировать. Но! если вы верите в себя, знаете свою цель и умеете адаптироваться к ситуации, то шансы начать свое дело есть и они велики.

Итак, вот наша история.

На старте своей компании мы позиционировали План Б как отдел маркетинга на аутсорсе, с акцентом на бизнес в сфере услуг. Самые успешные кейсы получались в сфере ЗОЖ. По сути План Б был маркетинговой консьерж-службой: селебы, журналисты, пиар-стратегии, фирстили, мероприятия... Мы выросли из отдела маркетинга крупной корпорации и долго таковыми являлись. У нас была славная боевая команда — женская лига красивых, ярких и умных девушек. Мы работали с люксовыми брендами, знали всю светскую хронику журнала Tatler. Свои предложения делали очень гибкими. Был клиент, задачи и постоянные «крысиные бега». Но главное, чего нам не хватало — яркая цель и амбиции. Мне нравится вспоминать это время, когда ежедневник на год заканчивался за три месяца. Если я скажу, что работала тогда много, это будет неправдой. Я жила работой. Моя команда стала для меня самой главной ценностью и семьей.

И спустя семь лет я перегорела. Быстро, в одночасье. Мой боевой костяк сотрудниц разъехался по разным странам. Я осознала, что потеряла вкус к победам клиентов и к новым продажам, мне стало просто неинтересно. Нужно было придумать, как действовать дальше.

В команде на тот момент было 14 сотрудников, каждому надо было ежемесячно платить зарплату, а еще аренда офиса, представительские расходы и тд. Операционка и ежедневные клиентские запросы отнимали все силы, и у меня был ноль мотивации заниматься агентством дальше. Я стала консультироваться с бизнесменами разного уровня и все уверяли, что тоже проходили через периоды личных кризисов и выгорания, и это нормально! Никто не смог до конца выйти из операционки. Груз ответственности будет давить всегда. В сервисном бизнесе, даже если косячит условная Маша, клиент все равно бежит жаловаться директору. Чтобы разобраться в этом снежном коме, я пошла учиться.

Бизнес-моделирование, управление компанией, финансовый учет — в поисках верных решений жизнь столкнула меня с консультантами очень высокого уровня. Я поняла ценность стратегий спустя семь лет после того, как создавала их своим клиентам. Я увидела на личном примере, насколько ценности компании важны для подбора команды сотрудников. Смогла отделить операционные вопросы от вопросов развития. Выделить свои якорные направления, освободиться от токсичных клиентов. Это все стало возможным только благодаря правильному стратегированию, с четкими целями и видением результатов, к которым я стремлюсь. Такая мощная трансформация повлекла за собой перезагрузку бренда: мы больше не могли оставаться “Планом Б” и в январе 2018 провели свою первую стратегическую сессию как Plan the Best. Наметили цели на год и стали двигаться к ним.

С оглядкой на практически уже три года истории Plan The Best я вижу, что это было самым правильным решением, хотя нас тогда очень сильно штормило. На первое место встали ценности: качество, профессионализм и адекватность.

Попробуйте найти таких сотрудников на рынке? Миссия практически невыполнима. За три года мы успели вырасти в три раза и затем практически обнулиться в количестве людей. Сразу после ребрендинга мы, скрипя сердцем, прощались с нашими привычными клиентами, которые были не готовы платить реальную стоимость за наши услуги, пересмотрели форму работы с оставшимися, но самым сложным было найти новых. Сейчас этот вопрос мы решаем дифференциацией наших услуг для клиентов разного масштаба и четким нишеванием. Мы поняли, что самые классные проекты в нашем портфолио — это работы с компаниями из сферы креативных индустрий. На этой нише и сосредоточились. Стратегирование для инновационных услуг и сервисов, вывод стартапов на рынок нам тоже интересны.

Итак, к декабрю 2019 мы подошли с четкой стратегией, новыми продуктами и с собственной школой Plan the Best School. В параллеле я изучала well-being практики и создала в партнерстве тренинговую программу CASH. После личной истории выгорания ведение бизнеса в ресурсном состоянии стало моей мантрой. Мы взяли курс на well-being и постоянный процесс обучения в каждом нашем действии. И тут в двери постучал Covid-19. Если сейчас в ретроспективе посмотреть на порядок наших действий, то последние шесть месяцев позволили нам сделать грандиозный скачок вперед, несмотря на общемировой кризис.

С чем мы пришли к 10-летию:

— Мы отказались от офиса и большого количества постоянных сотрудников, остановились на облачных сервисах для ведения проектов и подбору команды проектно, исходя из бизнес-задач. Такой подход позволяет нам работать с лучшими из лучших и, благодаря долгому пребыванию на рынке, мы очень хорошо понимаем кто на что горазд и где водятся лучшие кадры. Сейчас наша постоянная команда - это семь сотрудников, включая двух управляющих партнеров. Лично мне очень нравится эта цифра. При этом финансовые показатели для меня остались ровно такими же, как и при команде в 20+.

— В нашем клиентском портфеле нет ни одного клиента, чьи ценности мы не разделяем. Мы почувствовали на себе, как высокая репутация поднимает продажи. Мы научились отказывать тем, в чьей репутации и намерениях не уверены. Мы любим архитектуру и урбанистику и основной пул наших клиентов из этой среды.

— Мы остановились на трех основных направлениях: стратегия, коммуникации и digital. Мы развиваемся в них, совершенствуя имеющиеся продукты и приглашая к сотрудничеству самых крутых специалистов.

— Мы запустили Plan the Best School для креативных индустрий в виде пятидневных интенсивов «Проектируй: личный бренд» и «Проектируй: бизнес». Это прекрасный шанс для нас оказать услуги тем, кто еще не готов стать клиентом Plan the Best, но нацелен на развитие и формирование сильного бренда: как личного , так и целой компании. Образование для творческого бизнеса стало частью нашей миссии.

Что дальше? Глобально мы хотим развивать wellbeing-культуру в бизнесе, городе и стране через настройку коммуникаций между всеми участниками процесса. Частно — сотрудничать с самыми яркими представителями креативных индустрий, развивать собственную образовательную траекторию и не изменять своим ценностям. И продолжить вести бизнес с человеческим лицом.

Начать дискуссию