Курочка по зернышку. Маппинг или события аналитики в приложениях

Маппинг событий аналитики — штука, о которой многие начинающие разработчики даже не подозревают. Мы написали эту статью, чтобы на пальцах разложить важность внедрения событий аналитики на максимально раннем этапе релиза продукта.

Курочка по зернышку. Маппинг или события аналитики в приложениях

Представьте такую ситуацию. В середине своего эпического плавания праведник Ной обнаруживает, что забыл пригласить на свой ковчег милых дам. Ну, тварей женского пола. Вода стремительно прибывала. Обрадованный массовым спросом на свой продукт Ной быстро забил трюмы и отчалил. Мужчина доверился интуиции и ошибся. Ведь предназначением ковчега было не загрузиться зверями по макушку, а спасти саму перспективу жизни на планете.

Возвращаться бессмысленно — родные земли давно ушли под воду. Скрыть просчет от Бога? Вариант неплохой, кто там во мраке трюма отличит козлов от козлих? Но на берегу все равно придется объясняться. Можно замаскировать некоторых львов под львиц на случай небесной проверки. Допустимый костыль, однако, в перспективе — безнадежный. Ной понимает, что лучше ему остаться дрейфовать в море. Но припасы кончаются.

Вы должны четко понимать, когда происходит продажа

Посыпая голову пеплом и козьими какашками, вместо красивого голубя Ной снаряжает в путь шлюпку с сыновьями, собаками и последними остатками провизии. Им придется отыскать Землю и привести на борт хоть каких-то девчонок, пока Босс не понял всю глубину его идиотизма. Насколько проще стала бы жизнь, додумайся наш Ной заранее расставить всех на берегу и приставить каждой твари пару противоположного пола, пересчитать и записать все в амбарную книгу.

  • Стоит ли рискуя жизнью ждать до последнего самку утконоса
  • Обоснованно ли существование на корабле четырех слонов и одной слонихи?
  • Есть ли смысл пересчитывать всех змей и тараканов или проще забить? А еды вообще хватит?
  • И — ого, похоже, на борту самка гиены, надо не забыть поселить её подальше от антилоп…

Аналитика событий и настройка дашбордов не делает разработку продукта проще, но значительно уменьшает стоимость решений по введению нового функционала и изменению старого.

Маппинг облегчает, удешевляет и ускоряет продуктовые изменения на всех стадиях (разработка, тестирование, запуск рекламных кампаний) и позволяет продолжать следовать бизнес-плану и достигать целей.

Стратегия раннего и последовательного внедрения событий поможет вам напрямую или косвенно справиться с такими ужасами как:

  • Неправильный подбор команды разработки (оценка показателей продуктивности)
  • Затягивание сроков разработки на несколько месяцев или лет
  • Перерасход бюджета (оценка полезности функционала)
  • Ошибки в планировании продуктовых изменений
  • Неправильный выбор каналов продвижения (оценка эффективности трафика)
  • Приоритизация задач (оценка бизнес-показателей)
  • Бардак в планировании ресурсов
  • Отсутствие контроля качества разработки
  • Непонимание, куда движется продукт
  • Переоценка технической части в ущерб маркетингу
  • Отсутствие конкретики для разговора с инвесторами

Базовые принципы маппинга (настройки custom events)

1. Завершайте. Любая, даже самая длинная продуктовая воронка должна чем-то заканчиваться. Заранее определите начальную и конечную точку вашего ключевого сценария.

Примеры:
registration_start -> registration_ok
dating_start -> dating_new_chat_ok
cart_start -> cart_ok

2. Агрегируйте. Соберите все регистрации, все заполнения анкет, покупки из любой точки. Не делите там, где в этом нет явной необходимости. Главная задача на старте — увидеть интерес и желание купить.

Примеры:
registrations_men — все мужские регистрации
registrations_women — все женские регистрации
profile_unfinished — все, бросившие заполнять профайл на любом этапе
purchasers_all — все купившие хоть какой-то товар

3. Не мельчите.
Искушение обвешать все кнопки событиями — беда начинающего продакт-менеджера. Но даже если вы ничего не понимаете в продукте, начинать нужно с измерения бизнес-целей. Чаще всего такими целями являются: продажа, подписка, создание контента.

4. Думайте от бизнеса всегда. Задайте вопросы:

  • Приносит ли это деньги?
  • Переплачиваю ли я?
  • Что мне даст эта фича в деньгах?
  • Какие проблемы пользователя должен решать продукт?

    Идеи для событий обязательно появятся.

5. Воронка продаж — модель, описывающая предполагаемое «путешествие» будущего покупателя от знакомства с предложением или товаром до реальной покупки. Вы должны четко понимать, когда происходит продажа, чтобы не паниковать раньше времени.

6. Рисуйте. Возьмите лист бумаги и изобразите по шагам все ключевые пользовательские сценарии: регистрация, онбординг, квиз, создание анкеты. Вот ваши первые события.

7. Маппинг — головная боль владельца продукта. Не доверяйте проектирование событий разработчику или аналитику. Продумывать события должен человек, который видит продукт целиком, отвечает за его эффективность и заинтересован в результате.

8. Не откладывайте на потом. Любой выкладываемый вами в App store функционал заранее должен быть обвешан нужными событиями. За каждый потерянный день, когда вы могли накопить бизнес-данные, вы платите своими деньгами.

9. Делайте качественную документацию продукта ли требуйте ее от вашей команды. Да, мы понимаем, что все ненавидят это занятие. Куда как проще просто поставить разработчику задачку в slack. Но в случае с событиями, беспорядок в документации равен плевку в свой собственный бизнес.

10. Не усложняйте. Владельцы приложений часто соблазняются сложными инструментами, думая, что сложность = большая автоматизация. Это не так. Даже самый трендовый и крутой инструмент придется настраивать, а его данные интерпретировать вашими силами. Ошибки, которых стоит избегать

Продумывать события должен человек, который видит продукт целиком, отвечает за его эффективность и заинтересован в результате.

Недооценка маппинга на раннем этапе проверки бизнес-гипотезы мобильного приложения — это одна из больших болей молодых стартапов.

Владельцы приложений регулярно приходят к нам за рекламой своих проектов. Выяснив все вводные, мы понимаем, что закупить трафик для тестов на этом этапе будет самоубийством — ведь в продукте не настроены даже самые необходимые события.

Но даже если у вас уже отслеживаются базовые метрики приложения, важно не забывать, что маппинг это процесс. Это значит, что недостаточно разово внедрить события, нужно всегда поддерживать их в актуальном состоянии и работать с ними.

Иными словами, стоит принять маппинг как неотъемлемую часть продукта, такую же важную как закупка трафика, разработка, продакт менеджмент.

Начать дискуссию