{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Структура презентации для защиты проекта или итогового отчета

Под выступлением обычно понимают доклад на конференции в большом зале, но гораздо чаще приходится выступать в более будничном формате — с защитой проекта перед командой или итоговым отчетом для руководства. При этом работа над такой презентацией может занимать дни, поэтому тренеры бюро «Глагол» предлагают использовать готовую структуру «Как есть — как может быть». Она помогает сэкономить время и составить стройный рассказ.

Структура напоминает путь из точки А в точку Б

Мы расскажем о самой структуре, подготовительной работе и каждом блоке по отдельности. И хотя речь пойдет только о выступлении перед коллегами, все те же принципы применимы для конференции, обучения и питчинга идеи. Если хотите понять, чем все-таки отличаются эти выступления и как к ним готовиться, записывайтесь на наш онлайн-курс.

Главное о структуре «Как есть — как может быть»

В основе структуры — контраст. Сначала в деталях расскажите о сложившейся ситуации, чтобы слушатели согласились: так дальше нельзя. Затем опишите будущее, в котором проблема уже решена и ситуация стала лучше. Слушатели увидят, как здорово может быть, и захотят понять, что для этого нужно сделать. Благодаря контрасту вам будет гораздо легче их убедить.

Преимущество структуры — сравнить можно что угодно: как было и как стало, как у нас и как у них. При этом структура помогает найти со слушателями общий язык. Прежде чем призвать к изменениям, вы начинаете с описания знакомой ситуации. Слушатели понимают, о чем вы говорите, и готовы внимательно слушать дальше.

Яркий пример структуры — выступление Илона Маска на встрече с сотрудниками «Теслы». Он анонсировал в нем запуск новых батарей. Сначала Илон рассказал, что батарей мало и они дорогие. Затем описал будущее, которое наступит благодаря решению проблем с объемом и производством. А в конце предложил план и призвал ускорить наступление будущего.

Структура подходит даже для презентации масштабных проектов

Прежде чем разобраться, как выстроить структуру, давайте пройдемся по подготовке. Без подготовки самая стройная структура может оказаться бесполезной.

Подготовительная работа

Сразу составлять план выступления — ошибка. В начале нужно определиться с контекстом, аудиторией, целью и главной мыслью. Если вы четко сформулируете, для кого и зачем собираетесь выступить, то с большей вероятностью достучитесь до слушателей, и ваша презентация покажется им интересной и полезной.

Еще до того, как откроете Power Point и соберете первые слайды, ответьте на несколько вопросов. Обычно это занимает 10…30 минут.

Ответы влияют и на структуру и на результат выступления

Подробно этапы подготовки описаны в нашем инстаграме.

Вступление. «Как есть»

В структуре «Как есть — как может быть» задача вступления — обозначить статус-кво. Нужно честно и без драматизма рассказать о ситуации в компании или на рынке. Важно, чтобы эта ситуация уже была знакома слушателям в общих чертах. А еще важно сразу установить с ними контакт, чтобы они отложили в сторону ноутбуки и включились в происходящее.

Первая ошибка — не сверяться со знанием аудитории о проблеме. У слушателей может быть разное представление о ситуации, и без контекста не все поймут ее одинаково. Чтобы этого избежать, дайте необходимые вводные, например, расскажите предысторию. Бывает и так, что ситуация обсуждалась, но когда-то давно. Тогда напомните, на чем все остановились.

Вторая ошибка — начинать с шаблонных фраз: «Здравствуйте! Сегодня я хочу подвести итоги и…» Такие фразы сами по себе не плохие, просто они звучат постоянно, и слушатели привыкли пропускать их мимо ушей. Начните с противоречивого утверждения, например: «Выручка за I квартал выросла вдвое, но этого мало…» Такое начало сразу привлечет внимание.

К ошибкам также можно отнести скомканное или быстрое вступление. Если слишком коротко рассказать о текущей ситуации и резко перейти к описанию будущего, слушатели не успеют вникнуть в проблему. В итоге понять смысл изменений им будет тяжело. Отведите на вступление 15% времени и сопроводите его наглядными примерами. Ситуация станет понятнее.

Основная часть. «Как может быть» и «Что нужно сделать»

Основная часть зависит от формата. Обычно она делится на блоки «Как может быть» и «Что нужно сделать», то есть на описание будущего и план действий. Но если на мероприятии будут подводиться итоги месяца, то уместнее рассказать, как стало и как удалось этого добиться.

В блоке «Как может быть» нужно четко описать будущее. Если сейчас что-то идет не так, покажите, что будет, если это исправить. Если все в порядке, покажите, как сделать еще лучше.

Блок «Что нужно сделать» в таком случае — короткий план действий. Слушатели должны понять, какие шаги приблизят их к будущему, в котором проблема уже решена.

Самая частая ошибка — слишком подробный план действий. Во время выступления слушателям неважно, кто сколько должен сделать или уже сделал для улучшения ситуации. Это только усложняет восприятие. Достаточно представить общую картину, обозначить три-пять пунктов. Главное, чтобы слушатели поняли суть выступления или пережили тот же опыт.

Заключение. «Первый шаг»

Задача заключения — подчеркнуть самое важное и расставить акценты. Слушатели должны понять, чему было посвящено выступление и что делать сразу после.

Ошибка возникает, когда заключение делают для галочки. Из-за этого появляются бесполезные призывы к действию, например: «Если остались вопросы, пишите». Будет лучше, если после защиты проекта или подведения итогов вы предложите универсальную инструкцию и скажете, что делать, когда выступление закончится: опробовать новую функцию или прочесть отчет.

Если дать инструкцию не получается, не заканчивайте скучными словами: «Спасибо, у меня на этом все». Слушатели лучше всего запоминают конец выступления, и это также нужно использовать. Закончите презентацию ключевым выводом или повторите главную мысль.

Расскажите в комментариях, как вы защищаете проекты, подводите итоги работы и в целом выступаете перед коллегами.

Если вы хотите изучить больше структур для создания публичных выступлений, ждем вас в бюро Глагол на открытых курсах, индивидуальных консультациях или корпоративных тренингах.

0
2 комментария
Степан Калашников

+

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Федорова

👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда