Что делать IT-бизнесу в эти смутные времена?

Хотелось бы ни слова о политике. Ибо тошнит изрядно. Но вряд ли получится. И все же в данном материале будут досужие размышления автора о том, как из подбитого бизнес-танка вылезти невредимым. А также о том, ЧТО стОит сейчас предпринять предпринимателю, дабы с минимальными потерями выбраться из этой нарастающей дерьмовой ситуации и надвигающихся напастей в виде масштабного финансового кризиса и тотального разрушения ментального здоровья. Как всегда, не претендую на истину в последней инстанции и не несу ответственности за потраченное вами время.

Если захотите, сможете найти здесь ответы на вопросы:

1. Что теперь делать, если IT-заказы из EU|US исчезли, если обрубили upwork и пр.

2. Как «вернуть взад» летящие в пропасть рейты разработчиков и каким образом «обернуть вспять» кризис возможностей.

3. Можно ли бороться с тем, что стартапы «с наших краев» в «других краях», т.е. по ту сторону экономических баррикад, в один день стали считаться токсичными?

4. Почему бизнесменам из RF|RB|UA важно создать свой правильный «зонтик» с ВНЖ в EU|US.

Для начала – пару слов о том, почему это все мне близко, и говорить я буду не как теоретик, а как практик. Я (этнический украинец, владею мовой) вот уже 40 лет работаю в ЕС, живу в Латвии. Но, как и большинство из вас, пострадал в эту «холодную весну 2022-го» и до сих пор нахожусь в «нелегком а@уе».

Например от того, что когда российские и белорусские IT-компании вынуждены прибегнуть к релокации, чтобы сейчас элементарно сохранить бизнес и рабочие места, их на родине объявляют предателями и подвергают остракизму.

Или когда, с другой стороны, сегодня мне, как и многим бизнесменам в Европе, говорят, что мой бизнес «грешен» и неприлично «попахивает нелояльностью, не солидарностью, а то и, не дай Боже, почти «поддержкой агрессора»». Потому как сегодня в одночасье вдруг стало «противно» предлагать рынку IT-стартапы из RF|RB|UA, а я «грешил» этим самым делом все последние годы. Ну и апофеоз, наивысшая степень моих прегрешений сейчас – это (мать твою!) мое нормальное желание получить «оттуда» заработанный законным путем (!) доход, что вообще теперь сродни крамоле и измене родине (в моем случае, Украине и Латвии).

Кстати, даже за это заявление (о том, что я ни за что пострадал от «ваших санкций на их спецоперации») сегодня я в свободной европейской стране могу быть реально осужден. Теперь я как бизнесмен не имею права в открытую переживать о рухнувшем бизнесе, не имею права чувствовать себя обманутым и нагло «кинутым» правительством ЕС в целом и Латвии в частности. Потому что для не совсем адекватных людей, повернутых на политике, теперь я – «русскоговорящий», «оккупант», а значит и автоматически «пособник Путина» (будь я трижды пацифист, и доказывая на каждом углу, что мои родные в Киеве и Харькове пострадали от войны). Теперь я имею право только молча внимать риторике латвийского нацистеблишмента, а по-быстрому принятый Закон вообще запрещает мне читать/смотреть иную точку зрения. За то, что я посмотрю новости на запрещенном информационном ресурсе, теперь мне грозит административное наказание и штраф в 750 евро.

И это только начало. Но во всем этом нам надо жить и продолжать работать. Значит, будем жить. А в этой статье подумаем, как работать.

Пора валить? Постфактум

Популярно объясняю для невежд: Я к болгарам уезжаю в Будапешт.

Бесспорно, неминуемый всплеск эмиграции – это одно из негативных последствий любого кризиса. Кстати, расхожее выражение, что «в китайском языке слово «кризис» состоит из двух символов, один означает «опасность», а другой «возможность»» Джон Кенеди использовал незадолго до того, как его застрелили политические оппоненты. На самом же деле, это мем и весьма опасное заблуждение.

Однако закономерности здесь очевидны. И можно не сомневаться, что «второй украинский кризис» покажет феноменальные рекорды эмиграционной активности во всех странах, затронутых военным конфликтом.

Официальные данные об эмиграционной активности в РФ
Официальные данные об эмиграционной активности в РФ

Уже с первыми февральскими взрывами мир закрутился как самускоряющееся чертово колесо. Но имеющий деньги и ищущий «путь на Запад» да обрящет и получит свое «окно возможностей». А до этого невероятно приятные возможности военная спецоперация «по принуждению к миру» открыла для фирм, которые занимаются релокацией и эмиграцией. Они-то в феврале-марте оказались на подъёме, заявляя: «Мы сейчас в день получаем столько запросов, сколько обычно приходило за месяц», и с каждым днем градус напряжения только повышается.

У эмиграционных адвокатов США тоже жарко: идет настоящая жатва и битва за давно невиданный урожай. Пока украинцы, белорусы и россияне в ужасе ищут стабильности, эмиграционные лоеры пребывают в немом восторге от обилия клиентуры.

Шикарная фотка из архива журнала "Огонёк", увы, без года и места съемки.
Шикарная фотка из архива журнала "Огонёк", увы, без года и места съемки.

Но если простые (и не очень простые) граждане просто бегут от войны, страха, неопределенности и т.д., то IT- бизнес в этой массе беженцев стоит обособленно, в стороне. Он не бежит, он перебазируется.

Почему? Потому что IT-бизнес изначально, по определению своему, имеет международный формат бизнеса. Это всегда, как правило, мультиофисная компания, международная команда сотрудников, распределенная по разным городам, государствам и офисам. Для большинства IT- компаний релокация — это нормальное явление, в основе которой лежат, прежде всего, требования рынка, условия ведения бизнеса и наличие партнеров в тех или иных конкретных государствах.

IT-бизнес всегда задумывался как глобальный, поэтому и всегда было понятно, что он не может (и не должен) быть привязан к одной локации.

Так в последние «довоенные» годы всем нравилась идея получения стартап-визы на три года в европейской (и не только) стране. Возможность релокации по программе стартап-визы айтишникам предлагали Великобритания, Дания, Швеция, Ирландия, Сингапур, Новая Зеландия, Австралия, Германия, Италия, Чили, Франция, Таиланд, Канада, Испания, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Эстония, Латвия и Португалия. Выбирай – не хочу.

Другие разработчики внимательно рассматривали возможности жить в режиме «цифрового кочевника».

Картинка Интерес к жизни цифрового кочевника до войны. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fnomadlist.com%2Fopen&postId=382591" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">nomadlist.com/open</a>
Картинка Интерес к жизни цифрового кочевника до войны. Источник: nomadlist.com/open

Сейчас этот стартап, кстати, тоже находится в немом восторге и переживает бум: его популярность среди исполненных непоколебимой верой в грядущее счастье на чужбине взлетела до небес.

Но война перемешала все карты. На IT-рынке до сих пор нехватка программистов, однако политическая ситуация и корысть властьимущих диктуют сегодня новые законы. В такой ситуации однозначно выживет тот, кто сможет соответствовать «букве закона» и новым (во многом насильно насаждаемым) правилам игры.

«Освобождение разработчиков - дело рук самих разработчиков»

Что же делать остаётся мне?Вышвырнуть жокея своего.И бежать, как будто в табуне,Под седлом, в узде, но без него!

По некоторым неподтвержденным данным, из RF|RB за первые недели военных действий съехало/разбежалось/разлетелось как минимум 100000 высококвалифицированных специалистов. Замечу, что разработчики из UA тоже хотели бы уехать, но им запретили выезд из страны. Поэтому, одна часть из них осела на Западной Украине, ожидая когда откроется «окно возможностей», другая «переквалифицировалась» в кибервойска, а третья часть пошла в волонтёры и добровольцы.

Однако, как оказалось по приезде, здесь на Западе тоже сейчас не все радужно, если не сказать хуже. Шок и стресс от неожиданной войны сменило не менее болезненное отрезвление: релокация IT- бизнеса в недавно мирное время и релокация сейчас — это, как говорится, две большие разницы.

Математические мозги разработчиков быстро распознали, что на новом месте дислокации их не то, что сейчас никто не ждет, но и не совсем рады. Не рады даже деньгам, которые они привезли с собой.

Все это напоминает комедию в духе русско-украинского сериала «Сваты»:

«Самолёт летит — колёса тёрлися, вы не ждали нас, а мы припёрлися».

За примерами далеко ходить не надо:

  • На полном ходу у «релокационного» трамвая спустило колесо: отключили SWIFT, все основные международные платежные инструменты не работают.
  • Тут еще и upwork заблочил все RF|RB-аккаунты, а EU|US-заказчики тут же выкрутили руки или не стали платить по старым счетам.
  • Как вишенки на торте — существенное падение рейтов.
  • Шенгенские визы перестают выдаваться, виды на жительство отменяются, крики о «железном занавесе» становятся все громче, некоторые «особо солидарные» страны отменяют и стартап-визы для проектов из RF|RB.
  • Сверху еще накрывает тяжелый психологический феномен эмиграции — период фрустрации и культурного шока.

Да, в Европе сейчас повсеместно идут «ковровые бомбардировки» не только чужого бизнеса, но и своего собственного: атака идет на ранее открытые в ЕС фирмы с «русскими корнями». Банки блокируют счета, Служба госдоходов и финансовые инспекции пускаются в погоню, хулиганы бьют окна ресторанов камнями... Такие бизнесмены как я, например, теперь приравниваются чуть ли не к «ведьмам и ведьмакам», на которых кому-то очень охота объявить реальную охоту (witch-hunt).

Сожжение ведьм у замка Рейнштейн 1555 г.
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн 1555 г.

Я не кошмарю и не преувеличиваю. Честно говоря, еще до войны последние несколько лет компании с российскими корнями в Долине считались токсичными: не только русское имя фаундера могло отпугнуть потенциальных западных инвесторов, но и, например, вошедший в стартап на более ранних раундах инвестфонд с госучастием рассматривался как «маркер токсичности». Сложно представить, насколько ухудшится эта ситуация и имидж российских стартапов за рубежом по мере эскалации российско-украинского военного конфликта. И это при том, что огромное количество стартапов в Долине имело фаундеров со славянскими корнями.

Вроде бы, выход был в том, чтобы использовать европейское/американское юридическое лицо. Так многие фирмы открыли офис продаж в Прибалтике и других странах ЕС или США, в принципе, у каждой уважающей себя фирмы был такой фронт-офис. Но с началом санкций на ходу все схлопнулось: теперь заказчик в целях снижения рисков чаще всего вначале выяснял, что это за офис такой, видел, что это фронт-офис для продаж, а работу делают разработчики из RF|RB|UA, поэтому контракты с такой фирмой не заключал вообще или заключал весьма неохотно.

Понятно, что с началом феерического @издеца в виде спецоперации, все станет еще намного хуже. Все и так шарахались от «русского следа», а теперь вообще боятся вкладываться в проекты и заказы с партнёрами из воюющих (читай, нестабильных) стран. Теперь заказчик перед началом мало-мальского проекта будет проводить экспресс-аудит и потом решать, стоит ли ему подвергать себя тому или иному риску. Понятное дело, что таким способом хитрожопые (читай, умные) заказчики будут и просто крушить цены.

Все эти акты «марлезонского балета», конечно же, с точки зрения человека разумного – вселенская глупость. Наоборот, весьма умно было бы дать «белым и синим воротничкам» карт-бланш и режим наибольшего благоприятствования. Но пока мы имеем то, что имеем.

Теперь, понимая и осознавая ситуацию в целом, у каждого нормального человека возникает закономерный вопрос: «что же делать?» И пока понятно только одно: в реалиях сегодняшнего дня для IT-бизнеса важен офис, например в ЕС, где «вживую» сидят релоцированные или местные программисты.

«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих»
«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих»

А значит, спасение утопающих=освобождение рабочих, как говаривал Карл Маркс, и ныне является исключительно делом рук самих утопающих/рабочих. В нашем случае, разработчиков.

Как переобуться в прыжке

«Нормальные герои всегда идут в обход...»

Из к/ф «Айболит-66»

Сегодня мы все живем в ритме стартапа, а значит всем жизненно необходима способность оставаться стратегом, видеть «большую картинку», учитывать контекст и множество переменных. Гибкость, стратегическое мышление и ориентация на результат — вот наиболее востребованные компетенции сегодня.

— Есть ли у вас план, мистер Фикс? — Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана! «80 дней вокруг света»
— Есть ли у вас план, мистер Фикс? — Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана! «80 дней вокруг света»

Как известно, в условиях мало прогнозируемых изменений любой организм погружается в стресс. А в таком режиме работы организма каналы для действий закрываются, индивидуум получает максимально большую вероятность принять ошибочное решение. (Ганс Салье, Робберт Саппольски).

Поэтому, первым делом для правильного принятия решений необходимо минимизировать стресс. Самый легкий путь для преодоления этой планки – взять цикл сессий-онлайн с правильным психологом. Кстати, если даже уже в этом пункте плана вы чувствуете сопротивление, то это может означать только одно: «температура стресса» в вашем организме предельно высока.

Справившись со стрессом (или хотя бы минимизировав его) и начав рассуждать здраво, выбираем «дорожную карту», согласно которой и будем действовать.«Не сдавая всех явок и паролей», позволю себе обобщить здесь несколько сценариев развития событий и решений, которые в сегодняшней ситуации принимают специалисты, ориентированные на результат (по умолчанию понимаем, что результат «любой ценой» не всегда есть хорошо).

Cценарий 1: «Возращение блудного попугая»

Под воздействием стресса и информационно-санкционной войны изрядная толпа программистов убыла в «недалекие дали», другая же часть засела в опасении, что их призовут на военную службу. Но, скорее всего, в самое ближайшее время правители одумаются и не захотят утечки мозгов, поэтому скоро начнут зазывать уехавших обратно: клятвенно пообещают, что IT-cектор на военную службу призывать не будут, что дадут им много разных плюшек (вплоть до кредита под неслыханные 3% годовых). В этой модели некоторые айтишники поверят обещаниям правительства своей страны и потянутся назад, в родные пенаты, где им нарисовали больше перспектив, чем «за бугром». Верующий да спасется.

Cценарий 2: «В лапы к дяде Сэму»

Несмотря на угрозы «закрыть посольства» РФ в США и «въезд для всех и каждого», есть еще немало способов для специалистов из русскоязычного сектора оказаться в Америке, радостно раскрывающей объятия молодым и прокачанным мозгам. Эмиграционный лоер, как фокусник, раскинет перед вами карты с десятком вариантов. Цена за малым — порядка 15000 - 20000 долларов — и получайте свои вожделенные green cards! Риски лишь в тоске по родине, в трудной адаптации к чужому менталитету и в сравнительном падении уровня жизни. Особенно на начальном этапе.

Cценарий 3: «Стать стартапером»

Да, сегодня некоторые страны ограничили выдачу стартап-виз для выходцев RF|RB (но, скорее всего, это временное решение). Да и другие страны, наоборот, в этом вопросе оживились. Как известно, обладатель такой стартап-визы может и не жить в Европе, но будет иметь «зонтик» в виде ВНЖ, может не платить никаких налогов и параллельно заниматься своими делами. В настоящий момент фронтмены с украинским паспортом для стартапов в цене, потому как «под них» согласования и инвестиции проходят легче. Риски тут поначалу только в расфокусировке, так как делать несколько дел одновременно сложно, а запускать стартап только «ради зонтика» не сильно рационально.

Cценарий 4: «Окно в Европу»

Это вариант, когда разработчики получают ВНЖ по рабочей визе. Сейчас на рынке пруд пруди желающих принять на работу мидла с рейтом 25-30 евро час с полной оплатой налогов. Но если не хочешь работать на дядю, то за твои деньги посреднические фирмы «формально – официально» примут на работу и вручат ВНЖ. И стоит это каких-то 250 евро/месяц.А если ты сам — фирма, то открыть юрлицо на фронтмена в Европе просто, легально и недорого. Предложения тоже сыпятся как из рога изобилия. Ну а потом уже в эту же фирму пригласишь работать официально и себя любимого, и своих подчиненных с все тем же ВНЖ и социалкой. Локация здесь «от прибалтийских и балканских морей до суровых финов и шведов». Про испанцев даже не вспоминал. И в данном случае, поверь, славянофобия окажется расхожим мифом, поскольку здесь «ваши деньги решают любые мелкие проблемы».

Cценарий 5: «Нормальные герои»

Этот вариант наиболее устроит индивидуала–разработчика, который не имеет при себе значимых бюджетов и понимает, что помощи ждать неоткуда: фриланс-биржи вроде upwork провисли, денег от западников не получить. Таким персонажам «переобуться в воздухе» помогают буферные фирмы: европейская фирма приатачит такого разработчика к cвоему аккаунту, примет деньги на себя и обеспечит оплату разработчику после удержания 5% комиссионных за сервис. Риск тут для разработчика только в том, чтобы буферная фирма потом не надула.

И это только самые очевидные сценарии, то есть вариантов хватает на все вкусы: и белые и серые. Уверен, что в комментариях появятся и другие идеи. Всегда готов с вами их обсудить, помочь и ответить на любые вопросы.

Подводя итог и основываясь на своем собственном опыте могу сказать следующее: уж если ты и собрался в эмиграцию, то по ряду причин не стоит это делать в далекую или экзотическую страну. Лично я бы советовал Прибалтику. Никак не америку-турцию-египет-грузию-испанию… В этом выборе есть не только ментальный и языковой комфорт, но и максимальное количество рационально просчитанных выгод и польз. Но об этом – уже в другой раз.

А сейчас буду рад дискуссии в комментах. Одно прошу: ни слова о политике. Только бизнес. Договорились?

11
Начать дискуссию